Весенняя акция
Скидки до 30% на тарифный план и подарки от Яндекса, MPSTATS и Деловой среды. Получить
Реклама
ООО Инсейлс Рус ИНН 7714843760 erid: 2RanykDZ3Ri, ООО "ЯНДЕКС" ИНН 7736207543 erid:2RanymHqCE4, ООО "Мпстатс" ИНН 7804680366 erid: 2RanymKKBWQ, АО Деловая Среда ИНН 7736641983 erid: 2Ranykw5hmA

Пошаговая инструкция: Как зарегистрировать товарный знак интернет-магазина

Вы открыли интернет-магазин и придумали для него название с фирменным логотипом. Можно остановиться на этом и оставить все как есть, но лучше получить авторские права и зарегистрировать бренд в виде товарного знака. Пустяковое, на первый взгляд, дело может избавить от больших проблем. О том, как сделать это самостоятельно - наша новая статья.

Что такое товарный знак

Товарный знак - это буквенное, графическое или комбинированное изображение фирменного знака, логотипа или названия, зарегистрированное в органах Роспатента. Прямой обязанности регистрировать товарный знак законом не предусмотрено, однако без этого у вас не будет никаких прав по его использованию. "Ну и что" - скажете вы - "никто же не запрещает". Да, не запрещает, но не только вам. Получается, что пользоваться вашим названием может и любой другой. Если на название получены авторские права, использовать его можете вы и только вы.

Важно: товарный знак присваивается компаниям, занимающимся производством материальных ценностей, проще говоря - товаров, которые можно потрогать руками. Если вы ничего не производите, а только перепродаете или оказываете услуги, то ваш логотип будет называться уже не товарным знаком, а знаком обслуживания.

Что может произойти, если не регистрировать товарный знак:

  • в любой момент вам могут позвонить и сообщить: "Уважаемый! Вы незаконно используете свое название. Дело в том, что моя компания называется также, но на днях мы получили документы о государственной регистрации товарного знака. Никто, кроме меня, не может работать под этой торговой маркой". Дальше предложат добровольно поменять название. Если откажетесь - через пару месяцев придет судебное решение и это заставят сделать принудительно. Понимаете, чем это грозит? Ребрендинг, затраты на разработку нового логотипа, не говоря уже о затратах на рекламу: новый бренд нужно будет продвигать практически с нуля;
  • может произойти путаница. Допустим, под одним и тем же названием работает несколько организаций. По иронии судьбы они занимаются продажей примерно одинаковых товаров - одежды и обуви. А теперь представьте себя на месте клиента, который ищет ваш интернет-магазин через поисковые системы. Он набирает в строке поиска название магазина и система выдает ему десять магазинов с одинаковым названием. Какой из них ваш - клиенту непонятно;
  • на вас могут списать чужие отрицательные отзывы. Тот же самый клиент набирает в "Яндексе" название вашего интернет-магазина и хочет почитать отзывы клиентов о его работе. И находит их в избытке - все сплошь отрицательные. Разумеется, потенциальный покупатель сразу передумает что-либо заказывать в вашем магазине. Только вот беда в том, что магазин то не ваш, а одного из конкурентов, работающего спустя рукава. Косячит он - репутационные убытки несете вы;
  • зарегистрированный товарный знак можно продать. Если бренд не зарегистрирован, сделать это будет невозможно. А раскрученные товарные знаки стоят дорого и желающих купить их всегда хватает;
  • кто-то может начать подделывать ваш товар или услугу. Напоминаем: пока вы не располагаете правами на товарный знак, его может использовать кто угодно. Если вы раскрутите бренд и сделаете его узнаваемым и популярным, то может найтись желающий снять сливки за вас. Были случаи, когда конкуренты регистрировали товарный знак раньше его создателя, который после этого оставался не у дел. Формально это законно.

плюсы товарного знака

Этапы разработки и регистрации товарного знака

Этап первый - разработка дизайна

К дизайну предъявляется ряд требований. Запрещается упоминать название товаров или услуг, призывать к покупке или вводить покупателя в заблуждение. Но самое главное - это уникальность. Товарный знак не должен быть похожим на другие, уже существующие. Это может нарушить права конкурентов и в регистрации такого логотипа могут и отказать.

Знак может состоять из букв на любом языке, цифр, графики или рисунка. Для разработки нужно обратиться к дизайнеру или в агентство. Там для вас разработают фирменный шрифт, подберут цветовую гамму и так далее. Перед тем, как заказывать разработку товарного знака, подготовьте подробное техническое задание. Максимально подробно объясните исполнителю, каким вы хотите видеть символ своей компании. Лучше, если приведете примеры того, как вы это видите сами.

Товарный знак должен выделяться из общей массы и быть запоминающимся. Слышали понятие "Кричащее название"? Вот это как раз о товарных знаках. Помимо визуального логотипа можно регистрировать и фирменную мелодию. Вы же знаете гимн "Мегафона", мелодию Nokia или Samsung? Все это тоже специально разрабатывается и регистрируется.

Этап второй - проверка уникальности товарного знака

Забежим вперед и расскажем, как происходит регистрация в Роспатенте. Вы придумываете товарный знак, оплачиваете госпошлины, собираете документы, отдаете все это в регистрирующий орган и ждете. Если при проверке будет выявлено, что ваш логотип похож на один из уже зарегистрированных, то в регистрации откажут. А пошлины, которые вы оплатили, не вернут. О расценках мы расскажем чуть позже, но уверяем: они не маленькие. Поэтому лучше сразу проверить ваш свежеразработанный товарный знак на предмет совпадений с другими. Для этого существует несколько способов:

  1. Проверка при помощи бесплатных сервисов. Самый ненадежный вид поиска совпадений. Он пробивает товарный знак только по базе уже зарегистрированных в государственном реестре брендов. Заявки, находящиеся на рассмотрении, а также международные товарные знаки система не учитывает. Однако не стоит пренебрегать такими сервисам. Они позволяют бесплатно отметать неуникальные варианты на начальном этапе. То есть это эдакий первый уровень контроля. Уж если бесплатный сервис показывает отсутствие уникальности, значит товарный знак нужно переделывать. Все в порядке - двигаемся дальше.
  2. Проверка на платных сервисах. Такие услуги предоставляют организации, занимающиеся защитой авторских прав и другой интеллектуальной собственности. В отличие от онлайн-проверок такие сервисы гарантированно пробьют бренд по всем существующим базам и выдадут вам отчет об отсутствии или наличии совпадений. В отчете будет сказано, возможна ли регистрация товарного знака или нет.
  3. Проверка через Федеральный институт промышленной собственности - ФИПС. Самый надежный и проверенный способ. Кстати, здесь же можно оставить и заявку на регистрацию товарного знака.

уникальность товарного знака

Если ваш товарный знак прошел проверку на наличие совпадений и признан сервисами пригодным к регистрации, то можно переходить к следующему этапу.

Этап третий - выбор класса МКТУ

Здесь проще обратиться к примеру. Помните, как вы открывали ООО или регистрировались в качестве индивидуального предпринимателя? В заявлении на государственную регистрацию нужно было указать коды деятельности по классификатору ОКВЭД. Так вот, МКТУ - это тоже классификатор товаров и услуг, только международный.

МКТУ содержит 8638 наименований товаров и услуг, объединенных в 45 классов. Пользоваться классификатором довольно просто: находите в списке свой товар или услугу и смотрите, к какому классу они относятся. 35 классов документа отведено под товары и 10 - под виды услуг. Скачать актуальный классификатор можно на официальном сайте все того же ФСИП.

Выбранный класс по МКТУ нужно будет указать в заявке на регистрацию товарного знака (знака обслуживания)

Этап четвертый - подача заявки на регистрацию

Заявка на получение товарного знака подается в Роспатент. Документ оформляется на специальном бланке установленного образца. Способы подачи:

  • лично в филиалы Роспатента;
  • через законного представителя. Для этого понадобится нотариальная доверенность, выписанная на физическое лицо;
  • в электронном виде через сайт Роспатента. Чтобы подать заявку через интернет, нужна усиленная электронная подпись.

К заявке прикладывается 8 экземпляров товарного знака, копии учредительных документов ИП или ООО квитанции об уплате государственных пошлин.

Внимание: зарегистрировать товарный знак или знак обслуживание могут только индивидуальные предприниматели или юридические лица. Физические лица такого права лишены. Они могут только выступать в качестве доверенных лиц при подаче документов в регистрирующие органы.

регистрация товарного знака

Этап пятый - проверка документов

Роспатент проверяет бумаги в два захода. На первом этапе ведомство изучает сами документы на предмет правильности заполнения и верности указанных в них сведений. Если обнаружена ошибка - весь пакет возвращают для устранения неточностей. Все в порядке - заявка считается принятой. С этого момента вы получаете приоритет по дате подачи заявки.

Если кто-то другой попытается зарегистрировать похожий или такой же товарный знак днем позже, ему это не удастся. Также ваша заявка попадет в базу ФСИП и будет учитываться при проверке уникальности брендов других предпринимателей.

Теперь вы можете проверять статус своей заявки здесь. После приема документов вашему делу будет присвоен индивидуальный номер - его и нужно вводить в окошко поиска на сайте ФСИП.

Вторая стадия - экспертиза товарного знака. Это довольно длительный процесс: по закону Роспатент имеет право проводить проверку до 18 месяцев. Правда, обычно это происходит быстрее: средний срок экспертизы составляет полгода-год.

На этом этапе проверяется схожесть вашего знака обслуживания с другими зарегистрированными логотипами. Если найдены совпадения, товарный знак не зарегистрируют. В этом случае вам могут дать время для устранения сходства. В мотивированном отказе будет указана причина, которую нужно устранить, после чего доработанные документы можно сдать еще раз.

Этап шестой - получение свидетельства о регистрации товарного знака

В случае, когда все предыдущие этапы успешно пройдены, вас вызовут в Роспатент для выдачи свидетельства о регистрации. На этом этапе нужно оплатить госпошлину за выдачу документа. К свидетельству прикладывается вкладыш с дополнительной информацией.

свидетельства о регистрации товарного знака

Поздравляем, теперь вы - единоличный обладатель вашего знака и можете пользоваться им без ограничений, а главное не бояться, что под брендом начнет работать кто-то другой.

Размер госпошлин, которые нужно оплатить при регистрации товарного знака

Сразу сообщим - это удовольствие не из дешевых. Вот размер пошлин, которые придется заплатить за регистрацию в 2019 году:

  • подача заявки на регистрацию в Роспатент: 2700 рублей;
  • проверка товарного знака или знака обслуживания на предмет совпадений - 11500 рублей;
  • за проверку по каждой дополнительной группе МКТУ - 2050 рублей;
  • выдача свидетельства о регистрации товарного знака - 16200 рублей;
  • внесение изменений в документы - 4900 рублей;
  • восстановление документов - 8100 рублей.

Свидетельство о регистрации товарного знака выдается на 10 лет. После этого его нужно продлевать. Если будет установлено, что товарный знак не используется в течение 3-х лет, то его регистрацию могут аннулировать.

Делать самому или обратиться к специалистам?

На рынке услуг предостаточно желающих зарегистрировать товарный знак за вас. Стоимость их работы начинается с 50 тысяч рублей за регистрацию под ключ. То есть, если делать все самостоятельно, можно сэкономить не меньше 20 тысяч. Однако это будет дольше, да и можно по неопытности наделать ошибок.

В любом случае, убытки от незарегистрированного товарного знака могут быть куда больше, чем расходы по его получению. Поэтому, чтобы в один прекрасный день не обнаружить, что кто-то совершенно законно начал работать под вашим брендом, запатентовав фирменное название раньше, начните решать этот вопрос прямо сейчас. Удачи!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Превращаем посетителей в покупателей: как выбрать и установить онлайн-чат на своём сайте

27.03.2024
В эпоху цифровизации личный контакт остается ключевым в выборе товаров и услуг. Клиенты ценят возможность быстро получить ответы на свои...

Где взять деньги для бизнеса: рассматриваем все варианты

27.03.2024
Хотите открыть или расширить бизнес, но не знаете, где взять деньги на это? В статье вы найдёте подробную информацию об...

Что продавать весной на маркетплейсах

26.03.2024
Весна – это время года, которое приносит с собой множество изменений. Природа пробуждается после зимнего сна, а люди начинают задумываться...

Виды рекламы на Wildberries. Как правильно настроить рекламу

26.03.2024
В современном мире онлайн-покупок и интернет-торговли Wildberries — один из крупнейших и самых популярных маркетплейсов в России. Для привлечения новых...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie