С какими проблемами сталкивается владелец бизнеса при автоматизации продаж на маркетплейсах

Электронные торговые площадки сегодня привлекают большое количество предпринимателей, осваивающих сферу eCommerce. Свободный доступ к обширной целевой аудитории, возможность продвигаться с помощью инструментов платформ и успешно масштабироваться подталкивают их к выходу на маркетплейсы. Однако увеличение объемов продаж неизменно ведет к автоматизации. Ведь работать без нее и получать достойную прибыль попросту невозможно.

В сегодняшней статье поговорим об автоматизации бизнеса на маркетплейсах и выясним, с какими проблемами в ходе нее чаще всего сталкиваются предприниматели.

Почему автоматизация продаж действительно необходима

Приступая к работе на электронной торговой платформе, бизнесмен без особого труда организует все внутренние процессы через персональный кабинет продавца. Но со временем продажи растут, заказов становится все больше.

Когда их число переваливает за 30-50 ежедневно, выполнение рутинных операций по выгрузке остатков, мониторингу статусов, изменению стоимости товара существенно усложняется. И осуществлять их приходится собственноручно. Прибавьте к этому необходимость систематического учета и синхронизации, и станет очевидно, что работа на маркетплейсе — адский труд, который под силу далеко не каждому.

Многократно увеличившаяся нагрузка неизбежно приводит к возникновению ошибок, в том числе — критичных для развития бизнес-проекта. В условиях жесткой конкуренции подобный расклад недопустим. В противном случае торговая компания потеряет свои позиции в рейтинге и долго не сможет вернуться на прежнее место.

Как быть в такой ситуации? Нанимать дополнительных сотрудников? К сожалению, данное решение не всегда оказывается эффективным.

Чем больше людей вы привлекаете к заполнению товарных карточек, ведению учета, приему заказов, тем стремительнее увеличиваются расходы. Потому что:

  • Предпринимателю предстоит обучить сотрудников за свои деньги.
  • Обеспечить их соцгарантиями.
  • Заплатить налоговые отчисления и так далее.

Плюсом ко всему каждая электронная торговая площадка имеет собственную специфику, в которой также должны ориентироваться ваши сотрудники. Если работник не будет разбираться в нюансах товарооборота или особенностях маркировки товарных позиций на разных маркетплейсах, бизнес-проект от его действий скорее пострадает.
Как несложно убедиться, найм дополнительного персонала — не панацея. Однако решить проблему с масштабированием все-таки можно. И делается это с помощью автоматизации, для которой можно использовать самостоятельно созданные или уже готовые решения.

Автоматизация работы с торговыми площадками на разных этапах развития бизнес-проекта

Любой коммерческий проект можно рассматривать как планомерно развивающийся поэтапный процесс. На каждом этапе ведения бизнес-деятельности требуется соответствующая автоматизация бизнес-процессов.

Этап №1: Выход начинающего предпринимателя на маркетплейс

Первое, что бизнесмену-новичку предстоит сделать на торговой площадке — это завести товарные карточки. Задача обычно выполняется вручную или посредством использования готового шаблона платформы. Однако работать руками предстоит в обоих случаях, что закономерно приводит к значительным временным затратам.

В каждой товарной карточке на маркетплейсе необходимо указать наименование продукта, стоимость, перечислить его характеристики и дополнить описание качественными фотографиями

При этом работа на электронной торговой площадке одним заполнением товарных карточек не ограничивается. Важно понимать, что каждый маркетплейс имеет собственные инструменты для продвижения предлагаемого продукта.

Так допустим, на Wildberries регулярно проводятся скидочные и акционные программы с обязательным участием продавцов. На Ozon устраиваются распродажи и персональные акции селлеров.

Безусловно, на старте бизнес-проекта об автоматизации можно не задумываться. Однако с ростом продаж и расширением ассортиментного ряда ситуация кардинально изменится. На заполнение товарных карточек и ведение учета будет уходить непозволительно много времени.

Ниже представим небольшую таблицу, как автоматизировать процессы в таком случае (на данном этапе):

Таблица: варианты автоматизации на первом этапе развития бизнес-проекта

Этап №2: Выход на второй и последующие маркетплейсы

При выходе на вторую и последующие электронные торговые платформы предпринимателю предстоит вновь заполнять товарные карточки собственноручно. Сбрасывать со счетов данную необходимость — значит самостоятельно ограничивать рост и развитие своего бизнес-проекта.

Именно предоставление подробных сведений о продукте в карточках дает возможность бизнесменам-новичкам оказаться в ТОПе рейтингов и составлять конкуренцию опытным селлерам. Таким образом маркетплейсы поддерживают начинающих продавцов. В противном случае они не смогли бы рассчитывать на увеличение продаж и получение стабильной прибыли.

Корректировать информацию в карточках при изменении стоимости товара или проведении специальной акционной программы значительно труднее. Сотрудникам продающей компании, которые должны активно продвигать продукт (запускать рекламные кампании, отвечать на вопросы потенциальных покупателей и тому подобное), на самом деле приходится тратить все свое время на изменение данных по каждой отдельной товарной позиции.

В результате менеджер максимум 20% времени уделяет непосредственно увеличению объемов продаж. Остальные 80% уходят на расчетные операции и перенос информации в карточки. Отсюда, опять же, множество ошибок и закономерное снижение рейтинга продавца.

При работе с несколькими маркетплейсами интеграция учетной системы превращается в необходимость. Иначе предпринимателю действительно придется набирать дополнительных сотрудников для заполнения карточек или сокращать ассортиментный ряд. Что крайне нежелательно.

Установкой учетный систем занимается множество специализированных российских компаний, к которым можно обратиться за помощью в организации бизнеса

При выполнении интеграции все сведения о поступающих товарных позициях, их стоимости, количестве и наличии остатков на складе будут выведены в едином окне, в котором управлять продажами будет значительно проще.

Этап №3: Стабильные продажи на нескольких маркетплейсах

Став опытным селлером на нескольких торговых площадках, вы уже отлично понимаете, какой продукт является более востребованным, как правильно выстраивать бизнес-процессы, проводить анализ и реализовать товар. Вы хотите и готовы развиваться дальше, но при этом не в состоянии полноценно управлять работой на маркетплейсе из-за большого числа товарных позиций.

Ручное управление в данном случае полностью исключено. Реализовать продукт без интеграции с учетной системой невозможно. А значит — предстоит внедрение аналитической системы.

Система аналитики по продажам, товарным позициям и стоимости, отображающаяся в едином окне, позволяет:

  • Отслеживать изменения уровня продаж.
  • Мониторить отдельные товарные позиции или группы (по цене, сезонности и так далее).
  • Наблюдать за процессом реализации от первого касания с потребителем до отгрузки продукта.
  • Определять прибыльные ниши и перспективные товары.
  • Проводить анализ ключевиков.

Такие системы пользуются популярностью у продавцов, которые часто вносят изменения в ассортиментный ряд.

При обширном ассортименте без подходящей системы аналитики невозможно продавать. Сегодня на рынке современные решения предлагают многие российские компании

Подводные камни автоматизации

Как несложно убедиться, автоматизация бизнес-процессов далеко не прихоть — это необходимость. Любой предприниматель при ее реализации может столкнуться с целым рядом проблем, требующих оперативного разрешения.

1. Иногда случается так, что предприниматель вроде бы успешно внедряет новую систему, замирает в предвкушении резкого роста продаж, но результат не оправдывает его ожиданий. Вполне закономерно. Потому что максимально эффективно работает только полная цепь действий, которые ведут от первого касания клиента с маркетплейсом до оформления сделки. Важна синхронная работа всех подразделений, а также слаженное функционирование сервисов как единое целое. Только так удастся добиться по-настоящему взрывного роста продаж на электронной торговой площадке.

2. Для интеграции требуются внушительные временные и финансовые вливания. Чтобы объединить разрозненные системы, допустим, персональный кабинет продавца и учетную систему «1С», уйдет минимум 2-3 месяца. А заплатить за интеграцию (заработная плата квалифицированного специалиста по программированию) придется порядка 1 миллиона рублей. Разумеется, расходы можно снизить посредством применения специализированных сервисов с обширным функционалом. В зависимости от направления бизнес-деятельности и перечня поставленных задач их число удастся уменьшить до 2-3 программ, интегрируемых по API. Таким образом расходы на объединение систем вполне реально довести до 50-100 тысяч рублей. Готовая схема будет доступна для работы уже через 3-4 недели.

3. Автоматизация не работает сама по себе, она требует регулярной поддержки, обеспечивающей ее стабильное функционирование. То же API электронных торговых платформ систематически меняется. Если не проводить мониторинг и своевременно не устанавливать обновления объединенных систем, бизнес-проект очень быстро лишится своего положения в рейтинге и перестанет продавать. Соответственно первостепенная задача каждого владельца бизнеса привлечь к работе квалифицированного специалиста техподдержки. Именно он будет контролировать ситуацию и следить за системой, которая всегда должна оставаться в рабочем состоянии. Кроме того важно удостовериться, что используемые сервисы однозначно поддерживают интеграцию.

Сервисы, которые вы используете, должны поддерживать интеграцию систем

Цены на готовые решения по автоматизации электронных торговых платформ стартуют от 1000 рублей в месяц. Однако экономить на приобретении сервиса в ущерб качеству (которое зависит от его возможностей), однозначно не стоит.

Дешевые решения могут казаться весьма привлекательными в отношении стоимости и даже вполне успешно справляться с текущими задачами, но через несколько месяцев они закономерно приведут к снижению уровня продаж. В такой ситуации останется лишь подбирать другой сервис.

Как вариант, если продавец серьезно ограничен в средствах, неплохо задуматься о подключении ограниченного функционала на платформе для комплексного управления реализацией. Так можно будет постепенно расширяться и наращивать функциональность системы по мере масштабирования бизнес-проекта.

Подведение итогов

Как мы уже говорили выше, автоматизация бизнес-процессов не прихоть — это необходимость. Без нее не удастся успешно продавать товары на маркетплейсах. Ведь чем больше объем продаж, тем многочисленнее штат торговой компании и соответствующие расходы на организацию внутренних и внешних бизнес-процессов.

Только автоматизация позволяет снизить затраты на обеспечение стабильного функционирования проекта, а также дает общее понимание особенностей бизнес-деятельности (как и в какой последовательности следует настраивать инструменты управления).

Чем раньше вы приступите к автоматизации, тем проще будет выйти на второй и последующие маркетплейсы. Поэтому не пытайтесь выполнить как можно больше действий самостоятельно. Доверьте работу специализированным сервисам и системам, которые обеспечат вам стабильный рост продаж и развитие бизнес-проекта.

Получите максимум
от продаж на маркетплейсах
без лишних сервисов
и табличек
Узнать подробнее
Возможно вам также будет интересно:

Совместительство и совмещение: что это такое и в чем разница

06.06.2024
В любой компании существуют задачи, для выполнения которых не требуется полноценный сотрудник на весь день. Часто выполнить необходимую работу можно...

Что такое WMS-система управления складом, как ее выбрать и внедрить: полное руководство

06.06.2024
Для того чтобы бизнес был конкурентоспособен и приносил стабильную прибыль, необходима чёткая структура и порядок во всех подразделениях. В том...

Регистрация товарного знака в России — пошаговая инструкция

06.06.2024
Многие предприниматели ошибочно полагают, что товарный знак — это история исключительно крупных компаний и корпораций. Однако на практике это совсем...

Как рассчитать и повысить конверсию сайта

06.06.2024
Основная цель любого бизнеса — прибыль, поэтому все действия предпринимателей направлены на её увеличение. И если собственник видит, что заявок...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Запустите и масштабируйте продажи
на маркетплейсах
Размещайте товары, управляйте остатками, ценами и обрабатывайте заказы сразу на всех маркетплейсах
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie