Top.Mail.Ru

Что такое когортный анализ и зачем он нужен

Из анализа действий клиентов можно получить много полезных знаний. Это средний чек, пиковое время продаж и многое другое. Но у разных целевых аудиторий эти данные могут быть разными. Поэтому имеет смысл рассматривать их отдельно для каждой группы. Для этого есть достаточно эффективный инструмент маркетинговой аналитики – когортный анализ.

Что такое когортный анализ

В основе такого анализа лежит понятие когорты. Когорта - группа людей, которую объединяет особый признак. Кроме маркетинга, понятие когорты можно встретить в эеономике, медицине и социологии.

Когортный анализ является методом исследования подобных групп. Суть метода – в наблюдении за группами людей с определенными общими признаками.

Клиент может относиться к нескольким когортам. Например, пользователь, который зашел на сайт в марте через Яндекс и купил там продукт X, входит в следующие когорты:

  • Пользователи, пришедшие в марте. Анализ когорт по месяцам позволит выявить сезонность.
  • Пользователи из Яндекса. Анализ этой группы позволит понять, отличается ли конверсия в разных ПС или других источниках.
  • Пользователи из Яндекса, купившие продукт X. Анализ этой группы внесет ясность в то, отличается ли спрос в разных ПС.

Где и когда применяется анализ когорт

Анализ с исследованием групп людей по одинаковому признаку будет полезен везде, где бизнес зависит от численности клиентов. К онлайн бизнесу это относится особенно. Для него отток пользователей – самое страшное, что может произойти. Под оттоком понимается не только уменьшение уникальных пользователей на сайте. Сюда включается и отказ от рассылок, и снижение проведенного на сайте времени.

Обязательное условие успешности любого интернет-магазина – постоянный приток новых клиентов. Магазины работают так, что текучка пользователей будет постоянной, и зацикливаться только на LTV существующих клиентов нельзя. Именно поэтому анализ поведения новых посетителей для деятельности в интернете является эффективным инструментом аналитики.

Чтобы понимать, в каком русле двигаться, не обойтись без когортного анализа. Мониторинг поведения клиентов может очень сильно изменить положение интернет-магазина.

Ключевые показатели когортного анализа

Система аналитики Google Analytics имеет функционал для проведения подобного анализа для сайтов и интернет-магазинов. Исследовать можно клиентов, у которых дата первого посещения совпадает. Речь идет о дате первой сессии. Размер групп - это длительность исследования. Анализировать можно по дням, неделям или месяцам. Исследовать можно деятельность новых клиентов за день или за больший промежуток.

Когортный анализ в Google Analytics

На показателях для отслеживания стоит остановиться подробнее, так как именно эта настройка отчета является ключевой. Тут выбираются конкретные показатели, по которым будет проводиться анализ:

  1. Длительность всех сеансов выбранной группы.
  2. Количество достигнутых целей группы.
  3. Общее количество принесенного дохода.
  4. Изменение количества пользователей по времени.
  5. Количество просмотров страниц сайта.
  6. Можно узнать общее количество всех сеансов, а также динамику изменения сеансов в отдельной ячейке.
  7. Демонстрация количества транзакций пользователей.
  8. Среднее время посещения сайта для одного пользователя в отдельной ячейке.
  9. Среднее количество достигнутых целей у одного клиента.
  10. Средний доход по одному клиенту.
  11. Среднее число просмотров страниц сайта на одного клиента.
  12. Среднее число сеансов сайта на одного пользователя.
  13. Среднее число транзакций на одного человека.

Так же есть коэффициент удержания клиентов, который выражается в процентном соотношении людей из когорты, вернувшихся на сайт после первого посещения.

Все данные, полученные из когортного анализа, могут быть полезными, если научиться применять их с умом. По динамике изменения сеансов можно понять, в какие дни клиенты чаще всего заходят на сайт. По времени посещения на сайте можно понять, случайно они туда попадают или вполне осознанно.

Пример проведенного когортного анализа

Простейший пример: исследование эффективности подписки на e-mail рассылку. Допустим, на гипотетическую рассылку интернет-магазина можно подписаться тремя разными способами. Это всплывающее окно на сайте самого магазина, ссылка из статьи на стороннем сайте партнёра и конкурс в ВК, для участия в котором нужно подписаться. В феврале через окно на сайте подписалась 1000 человек, конкурс привёл 700 подписчиков, а блог партнёра – 150. Эти три группы – наши когорты.

Проанализируем, какая из групп дольше остаётся подписанной на рассылку. Для этого нам нужны данные открываемости писем за следующие месяцы.

Когортный анализ рассылки

Как видно из таблицы, самые лояльные читатели рассылки – подписавшиеся с сайта партнёра. Они дольше всех читают рассылку, за полгода отписалась только половина. А конкурс в ВК не принёс ничего – все отписались сразу после проведения.

Отсюда можно сделать вывод – ресурсы лучше не тратить на конкурсы в соцсетях. Выгоднее сосредоточиться на продвижении у партнёров.

Заключение

Выбор конкретных когорт зависит от конкретного бизнеса, а также от проблем, которые наблюдаются в нем. Может появиться соблазн применить сразу все параметры, но это сделает воспринимаемость самого анализа невозможной. Кроме этого, некоторые параметры могут быть просто бесполезными в отдельном случае.

Следует с умом расставить приоритеты. Наиболее важными когортами являются те, которые позволяют выполнить оценку каналов привлечения. То есть, параметры, по которым можно определить эффективность способов увеличения посетителей сайта.

Можно перед началом анализа поставить перед собой вопросы, на которые нужно найти ответы. Например, приносят ли доход те клиенты, которые впервые появились на сайте после распродажи. На этом и нужно концентрироваться.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе inSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин мебели с нуля

12.08.2022
Одежда, книги, автозапчасти – все это успешно продается через интернет-магазины, и механика работы в принципе понятна. Специфика мебельной отрасли совсем...

Как отслеживать отзывы в геосервисах и справочниках, почему это важно для владельцев бизнеса

11.08.2022
Высказывания пользователей о работе компании в интернете оказывают огромное влияние на ее репутацию. От репутации же, в свою очередь, во...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин ювелирных изделий

11.08.2022
Эта статья - кладезь полезной информации для тех, кто сам изготавливает бижутерию или хочет заняться продажей украшений. Можно ли торговать...

Каскадные рассылки: что это и как их использовать для повышения охватов

10.08.2022
Эффективное взаимодействие с подписчиками является одной из самых важных задач для маркетолога и руководителя компании. Для выстраивания коммуникаций с клиентами...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин игрушек

10.08.2022
Радовать детей люди хотят всегда: независимо от сезона и даже в периоды кризиса. Поэтому открытие интернет-магазина игрушек - выгодная бизнес-идея....

Как изменился путь клиента интернет-магазина в органике, какие подходы в продвижении больше не работают

09.08.2022
Всего десятилетие назад путь клиента был предельно простым и понятным. Если человек хотел приобрести, например, новую футболку, он просто шел...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин детских товаров

09.08.2022
Товары для детей - одна из самых востребованных ниш электронной коммерции. Родители есть родители: не жалеют для своих чад самого...

Как изменились онлайн-покупки: 6 особенностей потребительского поведения

08.08.2022
За последние 2 года поведение пользователей в интернете при совершении онлайн-покупок сильно изменилось. Люди стали больше времени проводить в медиапространстве...

Пошаговая инструкция: Как открыть онлайн-аптеку

08.08.2022
Торговля медикаментами - выгодный бизнес. И совершенно неважно, будете ли вы арендовать помещение или откроете виртуальный офис. В этой статье...
Бесплатный тариф для запуска онлайн-продаж
Управляйте онлайн-торговлей на маркетплейсах, в соцсетях и мессенджерах из одного окна
Не довольны CMS магазина?
Перенесем ваш сайт на inSales
Бесплатно, без потери трафика, с любой CMS-платформы, экономия на программистах и доработках, интеграции с популярными сервисами, маркетплейсами и соцсетями
Оставить заявку