Чем масштабнее бизнес, тем сложнее его обеспечивать в одиночку. Поначалу торговля на маркетплейсах может не занимать много времени у предпринимателя. Но со временем задач становится всё больше и больше, и для их достижения может оказаться мало пары рук и 24 часов. Ситуация усложняется, если продавец решил вывести свой товар сразу на несколько площадок. Именно поэтому очень важно вовремя делегировать часть забот грамотному специалисту. О том, кто такой менеджер маркетплейсов, чем он полезен бизнесу и что входит в его обязанности, вы прочитаете в этом материале. В конце вас ждут рекомендации, которые помогут легко провести собеседование и найти хорошего сотрудника.
Менеджер маркетплейсов — кто он?
Ещё в 2021 году профессия менеджер маркетплейсов была новой и только начинала заинтересовывать удалёнщиков и фрилансеров. Сегодня — это одно из популярнейших направлений, которому стали обучать в Российских вузах, а число вакансий на различных ресурсах исчисляется тысячами.
На сервисе hh.ru почти три с половиной тысяч вакансий менеджеров по маркетплейсам
В сферу деятельности специалиста по маркетплейсам входит масса задач — от размещения карточек товаров до ведения аналитики продаж, в зависимости от масштабов бизнеса. Хороший менеджер способен кратно увеличить продажи и существенно разгрузить предпринимателя. Менеджер знает нюансы работы на разных площадках: Wildberries, OZON, «Мегамаркет», «Яндекс.Маркет», AliExpress, Lamoda и других. Классный специалист может стать альтернативой целой команде.
Что входит в обязанности менеджера по маркетплейсам
Менеджер маркетплейсов — универсальный солдат для интернет-магазина. В его обязанности может входить:
-
Анализ рынка и конкурентов: именно менеджер определяет оптимальные стратегии для продвижения товаров и увеличения продаж на основе аналитики рынка, конкурентов, покупательской активности и трендов.
-
Оформление и ведение магазина на платформе: регистрация аккаунта, внесение информации о бизнесе, заполнение магазина контентом, оформление карточек товара и отслеживание их актуальности — всё это ложится на плечи менеджера.
-
Управление ассортиментом: на основе аналитики продаж менеджер формирует номенклатуру и ценообразование, а также отслеживает запасы на складах и регулирует их пополнение.
-
Взаимодействие с производителями и поставщиками: специалист налаживает контакты и ведёт переговоры для обеспечения своевременных поставок.
-
Управление логистикой и доставкой: менеджер взаимодействует с логистическими компаниями и фирмами, предоставляющими фулфилмент.
-
Контроль контента: ответственность за фотографии, инфографику и тексты описаний в карточках, а также их размещение лежит на менеджере.
-
Продвижение товаров: специалист разрабатывает и реализует стратегии, рекламные кампании, принимает решения об участии в акциях и предоставлении скидок для увеличения продаж и привлечения новых покупателей.
-
Поддержка и взаимодействие с покупателями: менеджер обрабатывает заказы, отвечает на отзывы, отвечает на вопросы и решает проблемы клиентов.
-
Аналитика и отчётность: специалист отслеживает результаты своей работы и регулярно предоставляет отчёты.
-
Координация работы проекта: менеджер — связующее звено всей команды. Он обеспечивает взаимодействие и работу всех сотрудников: дизайнеров, программистов, контент-менеджеров.
Новичку обычно поручают регистрацию аккаунта и заполнение его готовым контентом, общение с аудиторией магазина. Чем опытнее менеджер, тем больше задач ему поручает предприниматель. Грамотный менеджер может полностью освободить предпринимателя от рутины, а также принимать активное участие в принятии важных для бизнеса решений.
Что должен знать и уметь менеджер маркетплейсов
Чем больше навыков в арсенале специалиста, тем он востребованнее на рынке. Для менеджера маркетплейсов есть умения «must have» и те, что существенно увеличивают зарплату. К обязательным относят:
– умение анализировать информацию и на основе этого анализа принимать решения;
– способность доносить рабочие гипотезы и тестировать их;
– знание особенностей работы конкретного маркетплейса и оперативное отслеживание нововведений на площадке;
– умение работать с программами бухгалтерского и складского учёта;
– навыки копирайтинга и SMM для оформления магазина и наполнения его контентом;
– понимание основ маркетинга и умение работать с инструментами продвижения.
Также есть общие, так называемые «гибкие» навыки, владение которыми приветствуется. Сюда относят:
– умение прогнозировать результаты;
– умение распределять цели и задачи по степени важности;
– владение тайм-менеджментом;
– склонность проявлять инициативу и принимать решения;
– внимательность к нюансам;
– умение взаимодействовать с людьми как в команде, так и с поставщиками и целевой аудиторией;
– стремление развиваться и расти;
– стрессоустойчивость;
– клиентоориентированность.
Практически все нужные качества приобретаются и раскручиваются в работе. Чем опытнее менеджер, тем больше вероятность, что он увеличит продажи и разгрузит предпринимателя. Но и новичок с горящими глазами может принести ощутимую пользу бизнесу.
Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов
Зарплата специалиста по работе с маркетплейсами зависит от багажа умений, опыта работы и запросов бизнеса. Для маркетплейс-менеджеров есть классификация, которая определяет уровень квалификации специалиста:
– начинающий (junior): без опыта работы или с минимальным опытом, в обязанности входит создание карточек, формирование поставок, запрос торговых предложений поставщиков, контроль доставки товара на склад. Приветствуются инициативы в отношении товарных ниш. Зарплатная вилка 30 000 — 70 000 рублей;
– опытный (middle): опыт работы от года, есть кейсы, в обязанности входит организация закупок от «а» до «я», контроль отгрузок и реализации, аналитика продаж, генерация рабочих гипотез и их тесты, запуск рекламных кампаний и анализ их результатов. Доход 55 000 — 120 000 рублей;
– профессионал (senior): акула в сфере продаж на маркетплейсах с портфолио успешных кейсов; к описанным выше обязанностям добавляются разработка стратегии продвижения и её осуществление, глубокая аналитика. Часто экспертов нанимают для руководства командой. Уровень дохода 120 000 — 300 000 рублей за один проект.
Стажёры и менеджеры, которые только получили сертификат и делают первые шаги, начинают с 10 000 — 15 000 рублей за магазин. Потолка у профессии нет. Ведь чем мощнее специалист, тем больше денег он поможет заработать. А значит, мотивация должна соответствовать.
Где найти менеджера маркетплейса
Объявление о вакансии можно разместить на известных площадках:
-
HeadHunter - https://hh.ru/
-
SuperJob - https://www.superjob.ru/
-
YouDo - https://youdo.com/
-
Work-zilla - https://work-zilla.com/
Также можно размещать вакансии на специализированных площадках маркетплейсов:
-
Wildberries - https://suppliers.wildberries.ru/jobПродолжи\
-
Ozon - https://corp.rabota. Ozon.ru
-
«Яндекс.Маркет» - https://yandex.ru/jobs/
-
AliExpress - https://hr.aliexpress.ru/ Работа
-
KazanExpress - https://kazanexpress.ru/careers
-
«Мегамаркет» - https://sbermegamarket.ru/partners/c_store/vacancies/
-
Lamoda - https://careers.lamoda.ru/vacancies
Искать сотрудника для своего магазина можно с помощью соцсетей и телеграмм-чатов.
Как понять, что это тот самый человек
Компетентность соискателя чаще всего проверяют с помощью тестового практического задания. Менеджера просят проанализировать товарную нишу, провести аналитику конкурентов, оформить карточку товара от картинки до описания или решить какую-то проблему, например, при задержке товара поставщиком, возврате его на склад или поступлении жалобы от клиента. Нет проблемы, если менеджер в чём-то разбирается лучше, а в чём-то нет. Главное, чтобы он был готов развиваться, а также нанимать сотрудников под конкретные задачи и контролировать их выполнение.
Чтобы оценить компетенции, коммуникативные навыки и узнать соискателя лучше, проводят собеседование.
Как легко провести собеседование, чтобы найти хорошего сотрудника
На собеседовании работодатель и потенциальный сотрудник могут проговорить все нюансы сотрудничества, включая зарплату. Также в процессе разговора можно оценить человеческий фактор и понять, будет ли комфортно нанимателю и сотруднику работать друг с другом. Поэтому лучше не пренебрегать этим этапом в процессе поиска кадров. От того, насколько успешно пройдёт собеседование, зависит качество работы нового сотрудника и его соответствие запросам бизнеса.
Вот несколько рекомендаций для ведения собеседования, которые помогут быстро и просто подобрать квалифицированного менеджера маркетплейсов:
1. Подготовьте список требований к кандидату. Включите в этот перечень все необходимые навыки, опыт работы, образование, личные качества и другие критерии, которые важны для вас.
2. Составьте вопросы для собеседования. Они должны быть направлены на оценку профессиональных навыков, мотивации, опыта и других важных аспектов. Например:
– с какими маркетплейсами доводилось работать, в работе с какой площадкой разбираетесь лучше;
– в каких нишах работали;
– какой объём товаров был в магазинах, с которыми доводилось работать;
– каких результатов добились, например, как выросли продажи;
– бывали ли форс-мажоры и как получалось с ними справляться.
3. Проведите предварительное интервью. Прежде чем пригласить кандидата на собеседование, проведите короткую беседу по телефону, электронной почте или в мессенджерах. Это поможет оценить заинтересованность соискателя и проверить его навыки коммуникации.
4. Выберите удобное место для проведения собеседования. Даже если встреча проходит удалённо в онлайн-звонке, атмосфера должна быть комфортной для вас и кандидата на должность.
5. Задайте вопросы и оцените ответы специалиста.
6. Предложите тестовое задание. Оно должно соответствовать требованиям, указанным в вакансии.
7. Завершите собеседование, поблагодарив кандидата за его время и внимание.
Иногда в процессе разговора сразу становится ясно, подходит ли человек для работы. Независимо от результатов собеседования, сообщите кандидату о своём решении. Это даст соискателю понимание дальнейшей перспективы, а нанимателю дополнительные очки к репутации.
Варианты сотрудничества с менеджером маркетплейсов
Сегодня форм взаимодействия с сотрудниками много. Менеджер может работать в офисе или удалённо. То, как оформить специалиста, будет зависеть от его налогового статуса и поставленных задач. Вот основные варианты:
-
Создать штатную единицу. Такой вариант подразумевает, что сотрудника оформляют в штат на конкретную должность с фиксированной зарплатой и прописанными в договоре обязанностями. Плюсы: оговоренное рабочее время, что позволяет ставить новые задачи и контролировать работу сотрудников. Минусы: сложности, связанные с ведением отчётности и документации (отпуска, больничные и прочее), если сотрудник будет халтурить или допускать ошибки, расстаться с ним будет трудно.
-
Оформить договор гражданско-правового характера (ГПХ). Этот вид сотрудничества подходит для проектной работы, например, оформление определённого количества карточек товаров или проведение аналитики. Плюсы: прозрачное взаимодействие, работодатель не обеспечивает социальные гарантии сотруднику, договор легко расторгнуть, если что-то пошло не так. Минусы: у работодателя нет права задавать рабочие рамки. Контролировать выполнение работы невозможно, так как сотрудник сам устанавливает удобные часы работы.
-
Сотрудничество с самозанятыми. Работа с таким менеджером оговаривается заранее и предполагает любую загрузку. Основной плюс работы с самозанятыми — не нужно платить налоги, самозанятый сотрудник занимается этим самостоятельно. Минусы: как и в случае с ГПХ, самозанятые сотрудники сами определяют часы и формат работы, оценить можно только результат.
-
Передача задач аутсорсинговой компании. В данном случае аутсорсинговая компания предоставит услуги менеджера по договору подряда. Плюсы: исполнителей контролирует компания-подрядчик. Минусы: в цепочке взаимодействия появляется дополнительное звено.
Заключение
Сегодня рынок труда перенасыщен специалистами по работе с маркетплейсами. Поэтому поиски хорошего сотрудника могут занять время. Хороший менеджер может стать опорой для бизнеса и ощутимо увеличить продажи.