Кто такой специалист по маркетплейсам и какие у него обязанности

Чем масштабнее бизнес, тем сложнее его обеспечивать в одиночку. Поначалу торговля на маркетплейсах может не занимать много времени у предпринимателя. Но со временем задач становится всё больше и больше, и для их достижения может оказаться мало пары рук и 24 часов. Ситуация усложняется, если продавец решил вывести свой товар сразу на несколько площадок. Именно поэтому очень важно вовремя делегировать часть забот грамотному специалисту. О том, кто такой менеджер маркетплейсов, чем он полезен бизнесу и что входит в его обязанности, вы прочитаете в этом материале. В конце вас ждут рекомендации, которые помогут легко провести собеседование и найти хорошего сотрудника.

Менеджер маркетплейсов — кто он?

 Ещё в 2021 году профессия менеджер маркетплейсов была новой и только начинала заинтересовывать удалёнщиков и фрилансеров. Сегодня — это одно из популярнейших направлений, которому стали обучать в Российских вузах, а число вакансий на различных ресурсах исчисляется тысячами. 

На сервисе hh.ru почти три с половиной тысяч вакансий менеджеров по маркетплейсам

 В сферу деятельности специалиста по маркетплейсам входит масса задач — от размещения карточек товаров до ведения аналитики продаж, в зависимости от масштабов бизнеса. Хороший менеджер способен кратно увеличить продажи и существенно разгрузить предпринимателя. Менеджер знает нюансы работы на разных площадках: Wildberries, OZON,  «Мегамаркет», «Яндекс.Маркет», AliExpress, Lamoda и других. Классный специалист может стать альтернативой целой команде.

Что входит в обязанности менеджера по маркетплейсам

 Менеджер маркетплейсов — универсальный солдат для интернет-магазина. В его обязанности может входить:

  1. Анализ рынка и конкурентов: именно менеджер определяет оптимальные стратегии для продвижения товаров и увеличения продаж на основе аналитики рынка, конкурентов, покупательской активности и трендов.

  2. Оформление и ведение магазина на платформе: регистрация аккаунта, внесение информации о бизнесе, заполнение магазина контентом, оформление карточек товара и отслеживание их актуальности — всё это ложится на плечи менеджера.

  3. Управление ассортиментом: на основе аналитики продаж менеджер формирует номенклатуру и ценообразование, а также отслеживает запасы на складах и регулирует их пополнение.

  4. Взаимодействие с производителями и поставщиками: специалист налаживает контакты и ведёт переговоры для обеспечения своевременных поставок.

  5. Управление логистикой и доставкой: менеджер взаимодействует с логистическими компаниями и фирмами, предоставляющими фулфилмент.

  6. Контроль контента: ответственность за фотографии, инфографику и тексты описаний в карточках, а также их размещение лежит на менеджере.

  7. Продвижение товаров: специалист разрабатывает и реализует стратегии, рекламные кампании, принимает решения об участии в акциях и предоставлении скидок для увеличения продаж и привлечения новых покупателей.

  8. Поддержка и взаимодействие с покупателями: менеджер обрабатывает заказы, отвечает на отзывы, отвечает на вопросы и решает проблемы клиентов.

  9. Аналитика и отчётность: специалист отслеживает результаты своей работы и регулярно предоставляет отчёты.

  10.  Координация работы проекта: менеджер — связующее звено всей команды. Он обеспечивает взаимодействие и работу всех сотрудников: дизайнеров, программистов, контент-менеджеров.

 Новичку обычно поручают регистрацию аккаунта и заполнение его готовым контентом, общение с аудиторией магазина. Чем опытнее менеджер, тем больше задач ему поручает предприниматель. Грамотный менеджер может полностью освободить предпринимателя от рутины, а также принимать активное участие в принятии важных для бизнеса решений.

Что должен знать и уметь менеджер маркетплейсов

 Чем больше навыков в арсенале специалиста, тем он востребованнее на рынке. Для менеджера маркетплейсов есть умения «must have» и те, что существенно увеличивают зарплату. К обязательным относят:

– умение анализировать информацию и на основе этого анализа принимать решения;

– способность доносить рабочие гипотезы и тестировать их;

– знание особенностей работы конкретного маркетплейса и оперативное отслеживание нововведений на площадке;

– умение работать с программами бухгалтерского и складского учёта;

– навыки копирайтинга и SMM для оформления магазина и наполнения его контентом;

– понимание основ маркетинга и умение работать с инструментами продвижения.

 Также есть общие, так называемые «гибкие» навыки, владение которыми приветствуется. Сюда относят:

– умение прогнозировать результаты;

– умение распределять цели и задачи по степени важности;

– владение тайм-менеджментом;

– склонность проявлять инициативу и принимать решения;

– внимательность к нюансам;

– умение взаимодействовать с людьми как в команде, так и с поставщиками и целевой аудиторией;

– стремление развиваться и расти;

– стрессоустойчивость;

– клиентоориентированность.

 Практически все нужные качества приобретаются и раскручиваются в работе. Чем опытнее менеджер, тем больше вероятность, что он увеличит продажи и разгрузит предпринимателя. Но и новичок с горящими глазами может принести ощутимую пользу бизнесу.

Сколько зарабатывают менеджеры маркетплейсов

 Зарплата специалиста по работе с маркетплейсами зависит от багажа умений, опыта работы и запросов бизнеса. Для маркетплейс-менеджеров есть классификация, которая определяет уровень квалификации специалиста:

– начинающий (junior): без опыта работы или с минимальным опытом, в обязанности входит создание карточек, формирование поставок, запрос торговых предложений поставщиков, контроль доставки товара на склад. Приветствуются инициативы в отношении товарных ниш. Зарплатная вилка 30 000 — 70 000 рублей;

– опытный (middle): опыт работы от года, есть кейсы, в обязанности входит организация закупок от «а» до «я», контроль отгрузок и реализации, аналитика продаж, генерация рабочих гипотез и их тесты, запуск рекламных кампаний и анализ их результатов. Доход 55 000 — 120 000 рублей;

– профессионал (senior): акула в сфере продаж на маркетплейсах с портфолио успешных кейсов; к описанным выше обязанностям добавляются разработка стратегии продвижения и её осуществление, глубокая аналитика. Часто экспертов нанимают для руководства командой. Уровень дохода 120 000 — 300 000 рублей за один проект.

 Стажёры и менеджеры, которые только получили сертификат и делают первые шаги, начинают с 10 000 — 15 000 рублей за магазин. Потолка у профессии нет. Ведь чем мощнее специалист, тем больше денег он поможет заработать. А значит, мотивация должна соответствовать.

Где найти менеджера маркетплейса

 Объявление о вакансии можно разместить на известных площадках:

  1. HeadHunter - https://hh.ru/

  2. SuperJob - https://www.superjob.ru/

  3. YouDo - https://youdo.com/

  4. Freelance.ru - https://freelance.ru/

  5. FL.ru - https://fl.ru/

  6. Work-zilla - https://work-zilla.com/

  7. Kadrof.ru - http://www.kadrof.ru/work.shtml

  8. Remote-job.ru - https://remote-job.ru/

  9. GorodRabot.ru - https://gorodrabot.ru/

  10.  Avito - https://www.avito.ru/rossiya/vakansii

  11.  Rabota.ru - https://rabota.ru/vacancy

  12.  Job.ru - https://job.ru/

 Также можно размещать вакансии на специализированных площадках маркетплейсов:

  1. Wildberries - https://suppliers.wildberries.ru/jobПродолжи\

  2. Ozon - https://corp.rabota. Ozon.ru

  3. «Яндекс.Маркет» - https://yandex.ru/jobs/

  4. AliExpress - https://hr.aliexpress.ru/ Работа

  5. KazanExpress - https://kazanexpress.ru/careers

  6. «Мегамаркет» - https://sbermegamarket.ru/partners/c_store/vacancies/

  7. Lamoda - https://careers.lamoda.ru/vacancies

 Искать сотрудника для своего магазина можно с помощью соцсетей и телеграмм-чатов.

Как понять, что это тот самый человек

 Компетентность соискателя чаще всего проверяют с помощью тестового практического задания. Менеджера просят проанализировать товарную нишу, провести аналитику конкурентов, оформить карточку товара от картинки до описания или решить какую-то проблему, например, при задержке товара поставщиком, возврате его на склад или поступлении жалобы от клиента. Нет проблемы, если менеджер в чём-то разбирается лучше, а в чём-то нет. Главное, чтобы он был готов развиваться, а также нанимать сотрудников под конкретные задачи и контролировать их выполнение.

 Чтобы оценить компетенции, коммуникативные навыки и узнать соискателя лучше, проводят собеседование.

Как легко провести собеседование, чтобы найти хорошего сотрудника

 На собеседовании работодатель и потенциальный сотрудник могут проговорить все нюансы сотрудничества, включая зарплату. Также в процессе разговора можно оценить человеческий фактор и понять, будет ли комфортно нанимателю и сотруднику работать друг с другом. Поэтому лучше не пренебрегать этим этапом в процессе поиска кадров. От того, насколько успешно пройдёт собеседование, зависит качество работы нового сотрудника и его соответствие запросам бизнеса. 

 Вот несколько рекомендаций для ведения собеседования, которые помогут быстро и просто подобрать квалифицированного менеджера маркетплейсов:

1. Подготовьте список требований к кандидату. Включите в этот перечень все необходимые навыки, опыт работы, образование, личные качества и другие критерии, которые важны для вас.

2. Составьте вопросы для собеседования. Они должны быть направлены на оценку профессиональных навыков, мотивации, опыта и других важных аспектов. Например:

– с какими маркетплейсами доводилось работать, в работе с какой площадкой разбираетесь лучше;

– в каких нишах работали;

– какой объём товаров был в магазинах, с которыми доводилось работать;

– каких результатов добились, например, как выросли продажи;

– бывали ли форс-мажоры и как получалось с ними справляться.

3. Проведите предварительное интервью. Прежде чем пригласить кандидата на собеседование, проведите короткую беседу по телефону, электронной почте или в мессенджерах. Это поможет оценить заинтересованность соискателя и проверить его навыки коммуникации.

4. Выберите удобное место для проведения собеседования. Даже если встреча проходит удалённо в онлайн-звонке, атмосфера должна быть комфортной для вас и кандидата на должность. 

5. Задайте вопросы и оцените ответы специалиста.

6. Предложите тестовое задание. Оно должно соответствовать требованиям, указанным в вакансии.

7. Завершите собеседование, поблагодарив кандидата за его время и внимание.

 Иногда в процессе разговора сразу становится ясно, подходит ли человек для работы. Независимо от результатов собеседования, сообщите кандидату о своём решении. Это даст соискателю понимание дальнейшей перспективы, а нанимателю дополнительные очки к репутации. 

Варианты сотрудничества с менеджером маркетплейсов

 Сегодня форм взаимодействия с сотрудниками много. Менеджер может работать в офисе или удалённо. То, как оформить специалиста, будет зависеть от его налогового статуса и поставленных задач. Вот основные варианты:

  1. Создать штатную единицу. Такой вариант подразумевает, что сотрудника оформляют в штат на конкретную должность с фиксированной зарплатой и прописанными в договоре обязанностями. Плюсы: оговоренное рабочее время, что позволяет ставить новые задачи и контролировать работу сотрудников. Минусы: сложности, связанные с ведением отчётности и документации (отпуска, больничные и прочее), если сотрудник будет халтурить или допускать ошибки, расстаться с ним будет трудно.

  2. Оформить договор гражданско-правового характера (ГПХ). Этот вид сотрудничества подходит для проектной работы, например, оформление определённого количества карточек товаров или проведение аналитики. Плюсы: прозрачное взаимодействие, работодатель не обеспечивает социальные гарантии сотруднику, договор легко расторгнуть, если что-то пошло не так. Минусы: у работодателя нет права задавать рабочие рамки. Контролировать выполнение работы невозможно, так как сотрудник сам устанавливает удобные часы работы. 

  3. Сотрудничество с самозанятыми. Работа с таким менеджером оговаривается заранее и предполагает любую загрузку. Основной плюс работы с самозанятыми — не нужно платить налоги, самозанятый сотрудник занимается этим самостоятельно. Минусы: как и в случае с ГПХ, самозанятые сотрудники сами определяют часы и формат работы, оценить можно только результат. 

  4. Передача задач аутсорсинговой компании. В данном случае аутсорсинговая компания предоставит услуги менеджера по договору подряда. Плюсы: исполнителей контролирует компания-подрядчик. Минусы: в цепочке взаимодействия появляется дополнительное звено. 

Заключение

 Сегодня рынок труда перенасыщен специалистами по работе с маркетплейсами. Поэтому поиски хорошего сотрудника могут занять время.  Хороший менеджер может стать опорой для бизнеса и ощутимо увеличить продажи. 

Получите максимум
от продаж на маркетплейсах
без лишних сервисов
и табличек
Узнать подробнее
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Запустите и масштабируйте продажи
на маркетплейсах
Размещайте товары, управляйте остатками, ценами и обрабатывайте заказы сразу на всех маркетплейсах
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie