Что изменилось в работе российских маркетплейсов в 2022 году, как селлерам поддерживать свой бизнес на фоне изменений

Уровень продаж на маркетплейсах в нынешнем году неизменно радует селлеров. Только в первой половине 2022 он вырос на 50% и превысил 1,5 триллиона рублей. Число желающих продавать на электронных торговых площадках также увеличилось — их стало на треть больше. Не удивительно, что на волне бурного роста маркетплейсы поспешили «порадовать» предпринимателей новыми правилами торговли. Одни из них действительно облегчили работу продавцов, другие принесли больше пользы непосредственно системе.

В сегодняшней статье разберемся в нововведениях и выясним, как поддерживать и развивать свой бизнес на фоне внедренных изменений.

Торговая площадка Wildberries

В связи с изменениями на мировом рынке многие продавцы маркетплейсов в начале текущего года столкнулись с логистическими трудностями. Чтобы минимизировать их негативные последствия, WB в это время предлагал предпринимателям бесплатно хранить продукцию на своих складах. Сейчас ситуация стабилизировалась, однако поддержка также осуществляется. Пусть и несколько в другом направлении:

  • Селлеры с высоким товарооборотом вправе выводить денежные средства менее чем за 7 дней.
  • Для более успешного рекламирования продукта WB планирует запустить собственную альтернативу YouTube — видеохостинг, на котором можно будет демонстрировать и продвигать реализуемые изделия (в данный момент программа находится на стадии разработки).

Кроме того в этом году электронная торговая площадка Wildberries запустила новый специальный раздел — «Сделано в России». Это решение направлено на поддержку производителей и продавцов, которые стремятся занять места зарубежных компаний, в спешке покинувших российский рынок. Продукция, выпускаемая нашими соотечественниками, помечается в каталоге соответствующими метками-плашками.

Чтобы поддержать отечественных производителей, WB помечает их продукцию в карточках соответствующими плашками

Увеличение стоимости хранения товаров на складе

С лета нынешнего года за хранение товаров не подлежащих реализации на складах маркетплейса селлерам приходится платить больше. Это в первую очередь относится к заблокированным позициям и изделиям без фотографий.

При этом первые 7 дней с даты оформления на склад продукт хранится согласно прежнему тарифу. Через неделю коэффициент возрастает на 10. В такой ситуации торговая площадка советует дополнить проблемные товарные карточки изображениями или осуществить оформление возврата. Отследить позиции без фотографий можно с помощью отчетного документа по складским остаткам и фильтра «Товары без фото».

К преимуществам данного обновления следует отнести:

  • Возможность успешно продвигаться для добросовестных селлеров.
  • Наличие свободных мест на складе после ухода продавцов, не справляющихся с работой на маркетплейсе.

В качестве недостатков нововведения, которые могут доставить предпринимателям массу неудобств, стоит указать:

  • Путаницу в карточках, которая может привести к дополнительным расходам на оплату хранения. Так допустим, если продавец, выходящий на маркетплейс, занимается оформлением карточек до отгрузки и создает их без фотографий, а потом решает их добавить, может не найти товарную страницу в системе. В итоге он просто сделает новую, а спустя некоторое время отыщется изначальная версия с солидным счетом за хранение продукции.
  • Невозможность удаления фотографии из товарной карточки, если в данный момент продукт отсутствует на складе. Подобное решение сильно затрудняет выбор нужного товара для клиентов маркетплейса.

То есть, теперь товарную страницу, созданную на Wildberries удалить невозможно. Даже в отношении товарных позиций, подверженных сезонности. Убрать их на время отсутствия спроса не получится.

Теперь фотографии из карточки невозможно удалить даже если товара в данный момент нет в наличии

Автоматизация борьбы с контрабандой

Поддельная продукция — большая проблема для маркетплейсов. Поэтому WB в этом году стал еще активнее бороться с поставщиками контрафакта. Но если в прежние времена сомнительные предложения на электронной торговой площадке удалялись модераторами вручную, сейчас этот процесс полностью автоматизирован. Из-за чего нередко происходят ошибки. Система маркетплейса устраняет из продажи даже те товары, которые не имеют никакого отношения к подделкам.

Чтобы не попасть в жернова повальной «чистки», стоит строго соблюдать действующие правила:

  • Не указывать в описательном блоке чужую торговую марку даже с целью сравнения. Высокое качество продукта, соответствующее мировым брендам, лучше отметить иным способом. Сказать, что продукт (допустим, спортивная обувь) прошел испытания в сложных погодных условиях.
  • Говорить только о своей торговой марке. Упоминать ее следует не только в товарном наименовании, но и в самом описательном блоке. Так бренд и товар гораздо быстрее станут узнаваемыми.

При работе с обширным ассортиментом, безусловно, придется попотеть. Ведь, чтобы избежать проблем, предстоит пересмотреть каждую товарную страницу.

В карточке нужно упоминать исключительно свой бренд. Делать это лучше не только в названии товара, но и в описании

Обновленные правила отгрузки

С нынешнего года продавцы могут пользоваться только определенными приемными пунктами, исходя из количества поставляемых товарных позиций. Если какой-то товар отсутствует в перечне приемного пункта, оформить его туда невозможно.

Нововведение затрагивает всех предпринимателей, торгующих на маркетплейсе, кроме продавцов, которые осуществляют деятельность по API. Они вправе выбрать конкретный склад в процессе формирования поставки, но транспортировать его при этом в любой доступный приемный пункт. Подобная мера позволяет электронной торговой площадке произвести сортировку продукции и свести к минимуму очереди, нередко возникающие в приемниках.

Маркетплейс «Яндекс.Маркет»

Работа этой электронной торговой площадке в текущем году направлена на борьбу с отменой покупок, несоблюдением сроков доставки и иными сложностями, которые оборачиваются для продавца потерей прибыли. Так например, в 2022 на «Яндекс.Маркете» уже доказали свою эффективность следующие нововведения:

  • Внесение предоплаты для товарных позиций, реализующихся по FBS, FBY и Экспресс-схемам.
  • Отсутствие предельной стоимости для акций. На смену ей пришла рекомендованная цена для дисконта. Участие в скидочных программах могут принять селлеры предлагающие продукцию, у которой нет истории стоимости.

Кроме этого на маркетплейсе объявили о возможности хранить товар бесплатно определенный срок. Новое правило касается товарных позиций из категории «Красота и уход» и «Детские коляски и автокресла».

Не обошли стороной нововведения и складскую обработку. Теперь при реализации определенных изделий продавцы будут платить за нее меньше:

  • Стандартные товарные позиции: 4,3% от ценника, но не меньше 20 рублей за единицу товара, максимальная ставка — 60 рублей.
  • Крупногабаритные товары — 250 рублей за единицу товара.

Таким образом затраты на складскую обработку снижаются, давая возможность продавцам поставлять больше продукции и неплохо экономить.

Дополнительно на «Яндекс.Маркете» изменилась стоимость размещения товаров. Она затронула категории «Ортопедические изделия», а также «Средства и предметы гигиены».

Стоимость размещения товаров из категории «Ортопедические изделия» на маркетплейсе снизилась на 7%

При этом для ряда товаров стоимость размещения напротив — возросла. Что обусловлено необходимостью гарантировать их оперативную доставку покупателям. Данная мера затрагивает продукты питания и товары для детей.

Торговая площадка Ozon

Этот российский гигант онлайн-торговли также реализовал несколько значимых нововведений, которые призваны поддерживать продавцов и препятствовать снижению уровня продаж.

Упрощение требований к документации

С текущего года на этой электронной торговой площадке могут реализовать продукт даже те селлеры, которые не имели разрешающей документации на предлагаемые товарные позиции. Соответствие изделий товарному знаку сейчас никто не проверяет, поэтому предприниматели, которым прежде было отказано в выходе на маркетплейс по данной причине, могут попытаться сделать это вновь.

Каждый продавец Ozon теперь имеет право предлагать на площадке заграничную продукцию при условии предоставления подтверждения о закупке (где конкретно был куплен определенный товар).

Ненадлежащее качество реализуемых изделий теперь определяется на основании потребительских отзывов, количества жалобных писем. Подобное нововведение призвано стимулировать активное импортозамещение и свести к минимуму бумажную волокиту, отнимающую у селлеров немало времени.

Один из крупнейших российских маркетплейсов стал еще доступнее предпринимателям

Внедрение программы микрокредитования

Представляет собой обновление условий программы «Деньги до продаж», которая распространяется на продавцов, осуществляющих деятельность по FBO-схеме дольш 3-х месяцев. При этом селлеру важно формировать коммерческие предложения исключительно на востребованные товарные позиции. Планируя подачу заявления на кредитование, следует знать, что в нынешнем году:

  • Ставка снизилась до 2,9%-5,9%. Ее размер варьируется в зависимости от товарооборота, категориальной принадлежности реализуемой продукции и начисляется на всю сумму.
  • Бизнесмен может рассчитывать максимум на 20 миллионов рублей при условии оформления ООО и присутствия в реестре представителей малого и среднего бизнеса.

Нововведение для самозанятых

Сейчас самозанятым продавцам Ozon стало доступно для реализации через маркетплейс на 800 подкатегорий больше. Правда, это касается только селлеров, которые продают на электронной торговой площадке изделия собственного производства. С нынешнего года предприниматели вправе реализовать множество востребованных товарных позиций от предметов гардероба до мебели.

Повышение качества товарных карточек

Теперь на маркетплейсе появился новый полезный инструмент, который позволяет значительно улучшить товарные страницы. Что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на увеличении лояльности потребителей и количестве заказываемых товаров.

Каждый продавец маркетплейса в своем персональном кабинете теперь может увидеть специальный контент-рейтинг, который отображается в подразделе «Товары и цены». Содержимое товарных карточек с нынешнего года оценивается по 100-балльной системе. Обратите внимание — при оценке учитываются даже необязательные к заполнению пункты.

Если товарная страница далека от идеала по меркам электронной торговой площадки, система в автоматическом режиме формирует для селлера ряд соответствующих рекомендаций по ее улучшению. Особенно актуально такое нововведение для предпринимателей-новичков, которые только заявляют о себе и реализуемом продукте в рамках маркетплейса.

Высокое качество товарной страницы — гарантия успешных продаж на торговой площадке Ozon

Дополнительный инструментарий для продвижения

Кроме того в числе обновлений, реализованных в 2022 году, следует отметить наличие специальной ленты «Моменты» в приложении Ozon для мобильных устройств. Инструмент уже зарекомендовал себя как весьма эффективный по части продвижения и увеличения объемов реализуемой продукции.

В новый подраздел продавец может загружать видеоматериалы, изображения, записывать прямые трансляции. Что примечательно, селлер при этом может открыть доступ к контенту не только потенциальным покупателям, но и другим продавцам маркетплейса.

В приложении можно настроить монетизацию. На уровень дохода в данном случае оказывает непосредственное влияние число просмотров, вовлеченность, конверсии и другие значимые параметры. По предварительным подсчетам нововведение позволит селлеру заработать дополнительно до 80000 рублей в месяц.

Что поможет продавцу поддерживать и развивать свой бизнес на маркетплейсах в 2022 году

Теперь представим кратко несколько рекомендаций для селлеров, которые помогут им успешно адаптироваться к внедренным изменениям. Чтобы продавать на электронных торговых площадках и получать хорошую прибыль в 2022 году, необходимо:

  1. Сотрудничать с производителями и поставщиками отечественной продукции. Потому что маркетплейсы сегодня активно поддерживают импортозамещение, продвигая российский продукт.
  2. Задействовать в работе специальную платформу «Яндекс.Бизнес», которая станет оптимальным решением для бизнесменов с ограниченными финансовыми возможностями. На платформе имеется множество полезных инструментов для развития бизнес-проектов и увеличения продаж с минимумом вложений.
  3. Выходить в соцсети и организовывать собственные тематические блоги. Многие социальные сети сейчас позволяют продавцам создавать полноценные сообщества онлайн-продаж. Они же способствуют оперативному поиску партнеров, помогают выйти на пользователей, признанных общественными лидерами мнений. А также в значительной степени увеличивают лояльность и привлекают обширную целевую аудиторию. Менно в соцсетях, где привыкли проводить время большинство современных пользователей, можно выкладывать ссылки на товарные страницы или онлайн-магазины. Что дает возможность потенциальным покупателям быстро ознакомиться с продуктом и получить всю необходимую информацию.

Резюмируем

Итак, с начала 2022 года электронные торговые площадки внедрили немало нововведений для своих продавцов. Большинство из них, к счастью, оказались весьма полезными для роста и развития бизнес-проектов.

Чтобы не упустить важные обновления, следует внимательно изучать правила каждой конкретной площадки, на которой предстоит работать. Изменения в последнее время стали появляться очень часто, превратились в обычное явление. Поэтому задача каждого продавца на маркетплейсах — отслеживать момент их появления, внимательно изучать суть и прилагать усилия к соблюдению правил. Только так на российских торговых площадках можно не только удержаться на плаву, но и активно развивать свой бизнес в 2022 году.

Получите максимум
от продаж на маркетплейсах
без лишних сервисов
и табличек
Узнать подробнее
Возможно вам также будет интересно:

Как выбрать ОКВЭД для торговли строительными материалами

03.05.2024
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это документ для регистрации и ведения бизнеса, который классифицирует виды экономической деятельности компании...

Продающий отзыв: что включить и как оформить

03.05.2024
Покупатели мониторят отзывы о товаре или услуге, которую собираются приобрести впервые. Исследования Power Reviews показывают, что 95% покупателей опираются на...

Разговор на правильных нотах: tone of voice для предпринимателей

03.05.2024
Кажется, что выделиться на фоне других, похожих бизнесов почти нереально. На самом деле, есть один способ, с помощью которого можно...

Гид по выбору: создать ПВЗ с нуля или инвестировать в существующий

03.05.2024
С каждым днем всё больше покупателей заказывают товары онлайн, а значит, растёт и спрос на пункты выдачи заказов (ПВЗ). Возможно,...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Запустите и масштабируйте продажи
на маркетплейсах
Размещайте товары, управляйте остатками, ценами и обрабатывайте заказы сразу на всех маркетплейсах
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie