Как интернет-магазину подготовиться к обязательной маркировке обуви: оборудование, порядок, сроки

К 2024 году обязательная маркировка будет распространяться на все товары. Продать не маркированную продукцию по закону станет невозможным. Обувь одна из первых попала под требования об обязательной маркировке. А поскольку это один из самых ходовых товаров в интернет-торговле, у представителей e-commerce накопилось немало вопросов, на которые мы постарались ответить в статье.

Контрафакт не пройдет

Одна из приоритетных целей обязательной маркировки обуви - борьба с поддельной, контрафактной и нелегальной продукцией на рынке. Доля фальшивок на обувном рынке РФ традиционно велика: в зависимости от ниши, процент таких изделий варьируется от 10 до 34%. Именно поэтому обувь одна из первых попала под требования об обязательной маркировке.

После того, как каждую пару начнут помечать уникальным идентификационным кодом, реализовать ее через розничную сеть станет невозможным. Все дело в технике продажи: код маркировки содержится в кассовом чеке в виде отдельного реквизита. При продаже кассир обязан считывать изображение, после чего данные отправляются в ОФД. Только такая продажа будет считаться законной и легальной. Все остальное карается серьезными штрафами согласно КоАП РФ. Строго говоря, продать немаркированную обувь возможно только “мимо кассы”. А такие фокусы попадают сразу под 2 статьи: неприменение контрольно-кассовой техники и нарушение закона об обязательной маркировке. Работать так - себе дороже, учитывая то, что работа в системе маркировки не потребует больших финансовых затрат от владельцев интернет-магазинов. Но обо всем по порядку.

Как работает обязательная маркировка обувных изделий

Как было сказано, каждая пара будет помечаться специальным кодом. Он уникален: другого такого не существует. В качестве средства идентификации было выбрано двухмерное изображение Data Matrix. Внешне оно очень напоминает обычный QR-код, но это только на первый взгляд. На самом деле сходства лишь внешние.

Data Matrix имеет ряд преимуществ перед другими средствами идентификации:

  • в изображение можно упаковать гораздо больше информации, чем в QR или штрихкод. Это не только цена, сведения о производителе и другая первичная информация. Data Matrix содержит сведения о производителе, сроках годности, материале изготовления обуви, цвет, размер и много чего еще;
  • код нельзя подделать. Это одно из самых главных преимуществ, благодаря которому выбор пал именно на Data Matrix. Он изготовлен с использованием криптографических методов кодирования данных, поэтому повторить его невозможно;
  • код можно считывать при частичном (до 30% площади) повреждении;
  • Data Matrix дешев в производстве. Это поможет избежать удорожания обувной продукции для конечного покупателя.

Отличия Data Matrix от QR-кода

Отличия Data Matrix от QR-кода

Суть работы обязательной маркировки обуви сводится к следующему: каждая пара, помеченная кодом, вносится в систему мониторинга. Все перемещения обуви между участниками оборота фиксируются в этой системе. После продажи код изымается из базы и перестает существовать. Обмен информацией осуществляется через электронный документооборот, о котором мы расскажем ниже.

Сроки перехода на обязательную маркировку обуви для интернет-магазинов

1 июля 2019 года завершился пилотный проект по маркировке с участием крупных производителей и торговых сетей. Его проводили для выбора средства идентификации, разработки методических указаний для участников рынка и обкатки программного обеспечения.

По итогам эксперимента правительство установило следующие сроки перехода:

  • с 1 июля 2019 года идет регистрация участников оборота обуви. Это касается производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных продавцов;
  • с 1 октября 2019 началась добровольная маркировка вновь произведенной обуви. Производители получили доступ к регистраторам эмиссии кодов и начали передавать данные в систему мониторинга;
  • с 1 марта будущего 2020 года оборот немаркированной продукции будет полностью прекращен. Производить и продавать такую обувь станет нельзя;
  • до 1 апреля 2020 года участники рынка будут обязаны промаркировать остатки, приобретенные до 1 марта, но полученные после этой даты.

Таким образом, 1 апреля будущего года можно считать датой окончательного перехода на маркировку обуви.

Этапы внедрения маркировки обуви

Этапы внедрения маркировки обуви

Какое оборудование нужно интернет-магазину, чтобы работать в системе маркировки обуви

Большинство владельцев интернет-магазинов, прочитав это раздел выдохнет с облегчением. Дело в том, что основная часть оборудования у них уже есть. Вот о чем идет речь.

Онлайн-касса

Нужна для передачи данных о продаже маркированных товаров в систему мониторинга. Как мы уже говорили, код маркировки будет содержаться в каждом кассовом чеке. Там появится специальный реквизит. Данные будут передаваться сначала оператору фискальных данных, а потом - в государственную систему учета. Поэтому для основной части продавцов, уже работающей с применением ККТ, этот вопрос уже закрыт.

Единственное, на что нужно обратить внимание в этом ключе - версия прошивки кассового аппарата. Она должна быть не ниже ФФД 1.05. Посмотреть ФФД (формат фискальных документов) можно в меню настроек кассового аппарата. Если прошивка не подходит под требования, ее нужно обновить. Для этого стоит обратиться в организацию, обслуживающую вашу ККТ.

Все вновь приобретенные кассовые аппараты имеют свежую версию прошивки изначально.

2D-сканер

Такой девайс тоже применяют практически все интернет-продавцы. Правда, есть нюанс. Поясним, для тех кто не сильно разбирается: сканеры бывают одномерные и двухмерные. Первые умеют считывать только штрих-коды и не годятся для работы с изображениями Data Matrix. Чтобы работать в системе маркировки нужен именно 2D-сканер. Он работает в двух плоскостях и может сканировать двухмерные изображения.

Уточните модель вашего сканера и в случае, если он не подходит под требования, купите вместо него другой. Стоимость девайса невелика: вполне неплохую модель можно купить начиная от 2 тысяч рублей.

Ручные сканеры штрих-кода

Ручные сканеры штрих-кода

Программа для электронного документооборота

Обмен данным между участниками оборота будет осуществляться в системе мониторинга. Для того, чтобы передавать туда данные, понадобится установить программу электронного документооборота - ЭДО.

Она будет выполнять следующие функции:

  • приемка кодов маркировки у поставщиков. Накладные и другие документы будут передаваться в электронном виде;
  • товароучет. После приемки свежих кодов у поставщика они оседают на балансе интернет-магазина в программе товароучета. Вы можете выбрать любую подходящую складскую программу, например, ЕКАМ;
  • продажа. Товароучетная программа интегрируется с контрольно-кассовым оборудованием и сканером. После того, как кассир или менеджер принял оплату и распечатал чек, код изымается из оборота.

Если вы уже работаете с юридически значимыми программами складского учета, покупать дополнительно ничего не нужно. Они прекрасно подойдут для электронного документооборота. Единственное, что стоит проверить - поддерживает ли ваша товароучетка работу в системе обязательной маркировки товаров. После этого программу складского учета нужно интегрировать с личным кабинетом системы маркировки. Далее передача данных будет осуществляться автоматически.

Электронная цифровая подпись

Нужна для нескольких целей:

  • регистрация онлайн-кассы в налоговых органах;
  • работа с контрольно-кассовой техникой;
  • регистрация в системе мониторинга маркированных товаров (система “Честный знак”);
  • электронный документооборот. Все операции в ЭДО должны подтверждаться электронной подписью.

Если у вас есть онлайн-касса, значит подпись приобретать не надо - вы уже сделали это при покупке и регистрации ККТ. Единственное, что нужно сделать - проверить срок действия ЭЦП и при необходимости продлить сертификат. Новоиспеченные предприниматели должны получить подпись в одном из удостоверяющих центров. Стоимость услуги от 1500 рублей, срок изготовления - 3-5 рабочих дней.

Виды ЭЦП

Виды ЭЦП

После получения ЭЦП на ваш компьютер нужно установить программное обеспечение для работы с электронной подписью. Инструкции и порядок действий можно узнать в удостоверяющем центре, выдавшем ЭЦП. В стандартном случае речь идет об установке КриптоПро и Рутокен.

Принтер ценников и этикеток

Девайс нужен для того, чтобы была возможность распечатывать коды маркировки. Вообще обязанность маркировать продукцию возложена на производителей и импортеров. Первые делают это на этапе изготовления, вторые - при ввозе на территорию Российской Федерации. Но есть несколько случаев, когда это будут делать и интернет-магазины. Поэтому принтер нужен в обязательном порядке. Средняя стоимость устройства на рынке - 25 тысяч рублей. Бюджетные модели переносных принтеров стоят от 10 тысяч, а продвинутые устройства обойдутся в 50-60.

Не забудьте купить к девайсу термоленту для печати самоклеящихся этикеток и ценников.

Принтеры наклеек и этикеток

Принтеры наклеек и этикеток 

Порядок регистрации в системе мониторинга

Оператором системы маркировки будет центр развития перспективных технологий - ЦРПТ. Он разработал программную среду “Честный знак”. В этой системе и будут учитываться все действия с маркированным товаром. Для того, чтобы передавать данные в систему мониторинга, понадобится:

  • зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте “Честного знака”. Первичная регистрация ничем не отличается от создания аккаунта на любом сайте: нужен номер телефона, адрес электронной почты, логин и пароль;
  • зарегистрировать компанию или ИП. После регистрации на сайте вы получите инструкции о том, как это сделать;
  • подключить вашу товароучетную систему к личному кабинету на сайте ЦРПТ “Честный знак”.

Что изменится для интернет-магазинов после введения обязательной маркировки

В первую очередь порядок продаж. При реализации продавец будет обязан сканировать код Data Matrix, чтобы данные улетали в систему мониторинга. Технически ничего нового - продавцы и так считывают штрих-код при каждой продаже. Самое главное здесь - проинструктировать персонал по новым правилам работы.

Далее - приемка товара. Накладные от поставщиков надо принимать не только в бумажном, но и электронном виде. Теперь документы содержат коды маркировки. справедливости ради отметим: здесь работа даже облегчается. Все, что от вас требуется - подтвердить получение документов и заверить правильность при помощи ЭЦП. Дальше все сделает техника: коды будут приняты товароучетной системой, после чего продукцию можно будет продавать.

А вот что поменяется сильно, это порядок возврата и обмена обуви. Дело в том, что продукция, которую вернул покупатель будет без кодов маркировки. Они уже вышли из оборота в момент первой продажи. Теперь придется получить новые Data Matrix, сделав соответствующий запрос в ЦРПТ.

Возврат товара - не единственный случай, когда интернет-магазин обязан получать новые коды маркировки. Еще это придется делать в случае, когда изображение было повреждено или полностью уничтожено.

Для получения нового кода делается запрос в ЦРПТ, после чего изображение высылается в PDF-формате. Остается распечатать его на принтере этикеток и наклеить на упаковку или непосредственно на изделие. Теперь пару можно реализовать через интернет-магазин.

Единая национальная система маркировки и прослеживаемости

Единая национальная система маркировки и прослеживаемости

Чек-лист статьи

Итак, что нужно запомнить:

  1. Оборот немаркированной продукции будет прекращен 1 марта 2020. Остатки нужно распродать или промаркировать в течение месяца.
  2. Для работы в системе понадобится следующее оборудование: онлайн-касса, ЭЦП, 2D-сканер и принтер этикеток.
  3. Всем без исключения придется внедрить систему ЭДО для обмена данным.
  4. Интернет-магазины должны быть зарегистрированы в системе “Честный знак”.
  5. Изменятся правила продажи товара: теперь кассир должен считывать код маркировки.
  6. Поменяется алгоритм возврата. Для того, чтобы продать такую обувь, нужно получить новый код.
Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie