Где взять деньги для бизнеса: рассматриваем все варианты

Ни один бизнес невозможен без финансовых вложений. Более того, от размера инвестиций напрямую зависит бизнес-модель. А для реализации идей не всегда хватает собственных средств, и тогда на помощь приходят другие варианты финансирования. 

В материале расскажем, где взять деньги на открытие и развитие своего бизнеса, а также подсветим преимущества и недостатки каждого способа.

Варианты источников финансирования

Бизнес может функционировать без персонала, но без финансирования — нет. Поэтому любое развитие или новый проект требуют дополнительного финансирования. И тут перед предпринимателем встаёт насущный вопрос: где взять деньги?

Существует несколько источников финансирования, и бизнесмен может самостоятельно принять решение, будет он использовать какой-то один вариант или сразу несколько. Для взвешенного решения необходимо изучить:

  • сколько необходимо денег;

  • конкретно на какие цели они необходимы;

  • требуется ли возврат средств;

  • на какой промежуток времени необходимы дополнительные вливания;

  • на каком этапе окупится идея.

По результатам составляется список вариантов финансирования. При этом, если деньги требуются для приобретения, например, нескольких офисных столов, то не обязательно брать кредит. Вполне можно рассмотреть приобретение подержанной мебели. 

Источники финансирования принято разделять на три группы:

  1. Внешние.

  2. Внутренние.

  3. Государственные.

Далее мы подробно расскажем о каждом типе. 

Внешние источники финансирования

В случае, когда организация не может самостоятельно справиться с реализацией какого-либо проекта, она прибегает к кредитованию. При этом в современном мире займы считаются основным источником финансирования бизнеса. 

Важно, что займы предоставляют не только банки:

  • юридические лица;

  • физические лица;

  • спонсорство в обмен на долю в предприятии или долговые расписки;

  • лизинг;

  • страховые выплаты;

  • благотворительная помощь;

  • гранты от фондов.

Большую часть внешних источников финансирования предпринимателю придётся возвращать. Правда, не единовременно, а постепенно. При этом, чтобы получить крупный кредит, бизнесу необходимо иметь:

— хороший кредитный рейтинг;

— средства для залога (имущество);

— поручителя.

Если по какой-то причине компания не соответствует требованиям, то получить заём тоже реально, однако суммы будут значительно меньше. Также немаловажно грамотно распределить кредитные средства: заём направляется на конкретный проект, а прибыль от него на погашение задолженности. В случае, если прибыль выше платежа по кредиту, остальные средства идут на формирование резервного фонда, обязательные выплаты и реинвестирование. 

У внешних источников финансирования имеется ряд недостатков:

  • меньший объём прибыли, так как бизнесу необходимо погашать долг и выплачивать проценты по нему;

  • организация остается должником, даже если ничего не зарабатывает;

  • для крупных займов необходимо поручительство или залоговое имущество.

В случаях, когда компании необходимо приобрести новое оборудование или технику, оптимальнее оформить лизинг (аренда с правом выкупа). Этот инструмент получить гораздо легче, чем заём, потому что требуется меньше документов. При таком варианте часть выплат будет направлена на выкуп оборудования. К тому же стоимость подержанного оборудования существенно ниже нового.

Однако стоит учитывать, что при лизинге часто в довесок к оборудованию необходимо оформлять страховку. Ещё одним важным нюансом является то, что собственником оборудования считается не предприниматель, который им пользуется, а компания-владелец, которая предоставила его в аренду. То есть в случае, если арендодатель неожиданно обанкротится, велик риск оборудование потерять. При таком исходе частично оплаченные средства не будут учтены.

Ещё одним источником внешнего финансирования считаются привлечённые инвестиции. Такие инструменты разнообразны и включают в себя:

  • гранты;

  • благотворительные выплаты;

  • акции;

  • облигации;

  • сертификаты;

  • векселя;

  • программные разработки.

Стоит учитывать, что если предприятие принимает решение выпускать акции, то, во-первых, придётся потратиться на этот процесс, а, во-вторых, единоличный контроль над бизнесом станет коллективным. 

Внутренние источники финансирования

Сюда включают те источники финансирования, которые предприятие может найти у себя:

— личные средства бизнесмена;

— чистая прибыль компании;

— амортизационные отчисления;

— доходы от инвестиций;

— уставный капитал;

— средства от продажи имущества организации;

— личные средства учредителей.

Основное преимущество этих инструментов в том, что предпринимателю не нужно ничего искать. Достаточно внимательнее изучить бухгалтерскую отчётность предприятия и оценить имеющиеся ресурсы.

Как правило, финансирование осуществляется из резерва, который затем пополняют:

— чистой прибылью (рефинансирование);

— перечислениями на амортизацию;

— внутрихозяйственными резервами.

Рефинансирование средств в бизнес приносит массу плюсов:

  • повышается устойчивость компании за счёт того, что деньги находят оперативно и не на стороне;

  • проще принимаются решения о развитии компании, так как отчётность и финансирование под рукой;

  • облегчается процесс контроля за проектом. При необходимости собственник может оперативно пересмотреть финансирование; 

  • отсутствие необходимости в инвесторах;

  • сокращаются налоговые издержки;

  • прибыль организации увеличивается за счёт отсутствия необходимости оплачивать проценты по займам и выплачивать кредиты.

Однако, как и везде, у такого подхода имеются недостатки. Например, начинающим предпринимателям проблематично изыскать внутренние ресурсы для финансирования, так как их возможности ограничены на начальных этапах. 

Помимо этого взять из оборота всю необходимую сумму возможно далеко не всегда. Иначе компания рискует не рассчитаться вовремя с:

— контрагентами;

— штатом;

— налоговой инспекцией;

— ресурсоснабжающими предприятиями.

Также возникает вероятность того, что внутренние ресурсы будут опустошаться быстрее, чем пополняться. В таком случае при форс-мажоре организации придётся искать средства в других источниках. 

Дополнительные риски несут предприятия, чья прибыль напрямую зависит от сезонности (туризм, гостиничный бизнес). 

Самофинансирование облегчает развитие компании и сохраняет его финансовую стабильность, но при этом заметно замедляет процесс развития бизнеса: деньги берутся из оборота.

Государственные варианты поддержки

Не всегда бизнесу удается привлечь частный капитал. Однако не стоит отчаиваться, ведь сейчас существуют весьма обширные программы государственной поддержки предпринимателей на разных уровнях, в которые входят:

  • бюджетные кредиты — ставки по таким займам, как правило, ниже, чем по банковским продуктам;

  • субсидии — денежные выплаты, которые государство выдаёт без процентов и необходимости возврата;

  • государственный заказ — реализовав конкретный проект, предприятие получает средства для развития.

На сегодняшний день государственная поддержка распространяется и на уже существующий бизнес, и на предпринимателей, которые только планируют открыть своё дело. 

Субсидии и льготы могут быть как федеральными, так и региональными. Необходимо тщательно изучать условия их получения, чтобы понимать, под какую программу подходит организация.

Также на уровне региональной поддержки существуют налоговые льготы, гранты и льготное кредитование. Условия для получения такой поддержки в каждом регионе свои.

Особенности получения финансирования на разных этапах бизнеса

Многие предприниматели сталкиваются со сложностями при выборе источника финансирования на разных этапах бизнеса. Не всегда легко ответить на вопрос: что выгоднее?

На старт 

Для начала своего дела с нуля бизнесмену больше подойдут инвестиции. В этом случае предприниматель может получить необходимые средства без сильного давления и жёстких сроков возврата.

В то же время шансы на получение кредита для организации, у которой ещё нет прибыли, практически равны нулю. Даже если какой-то банк одобрит кредит, то в качестве залога придётся закладывать личное имущество, да и процентная ставка будет далеко не лояльна. Отдавать такой заём в условиях не набравшего обороты бизнеса — задача не из простых.

Из инвестиций подойдут следующие варианты:

  • — частные инвесторы из первого и второго круга общения: родственники и знакомые, которые готовы вложить деньги в успех близкого человека;

  • — бизнес-ангелы: инвесторы, которые вкладывают деньги в стартапы;

  • — венчурные фонды: высокорисковые инвестиционные фонды, которые вкладывают деньги группы инвесторов в перспективные молодые компании.

Мест, где можно найти инвесторов, сейчас много: социальные сети, бизнес-инкубаторы и прочее. Главное — убедить инвесторов, что вы точно понимаете как получить прибыль из этого проекта и учитываете возможные риски на пути. 

На развитие

Если бизнес уже достиг первых вершин и начал приносить прибыль, то финансирование на его развитие получить становится существенно проще. В этот момент инвестиции становятся менее интересными — гораздо проще получить заём и погасить его, чем делиться с посторонними людьми прибылью.

На этом этапе бизнесмену становятся доступны такие инструменты, как кредитная линия, овердрафт и факторинг. Также на развитие стабильного бизнеса можно уже получить государственную поддержку, это даёт возможность получить дополнительное финансирование по приемлемым процентным ставкам.

На рост

Стабильно развивающийся бизнес нуждается во внушительном финансировании для расширения и дальнейшего укрепления своих позиций на рынке. Кредиты и инвестирование на этом этапе по-прежнему доступны для предприятия, но также появляются новые инструменты: выход на фондовый рынок для привлечения дополнительного финансирования. Так, организация может:

— выпустить облигации — долговой инструмент, который погашается постепенно с определёнными промежутками и с процентами;

— выпустить акции. 

Этапы поиска финансирования

Существует семь этапов поиска финансирования:

  1. Определение потребностей бизнеса. Необходимо точно знать, сколько, на какой срок и какие цели нужно денег компании.

  2. Оценка финансового положения. На этом этапе проводится анализ платёжеспособности, проверяется кредитная история компании и всех её владельцев. Нужно быть готовым предоставить всю необходимую информацию о доходах, активах и имеющихся обязательствах.

  3. Подготовка бизнес-плана. Для составления эффективного плана необходимо провести исследование рынка, построить подробную стратегию, которая сможет убедить потенциальных кредиторов и инвесторов в перспективности бизнеса и целесообразности вложений в него.

  4. Исследование рынка. Нужно учитывать все возможные варианты. Попробовать найти кредиторов и инвесторов, которые специализируются в нужной предпринимателю отрасли или типе займа, который требуется. Обратить пристальное внимание на федеральные и региональные программы государственной поддержки.

  5. Выбор подходящих вариантов. На этом шаге происходит сравнение условий каждого предложения. После этого бизнесмен определяется с видом финансирования, которое подходит.

  6. Обращение за финансированием. Необходимо составить и подать заявку в банк. Либо презентовать проект на встрече с потенциальными инвесторами. При этом важно поддерживать открытую и эффективную коммуникацию: открыто отвечать на вопросы, предоставлять запрашиваемую информацию, показывать активность на протяжении всего процесса рассмотрения заявки.

  7. Оценка всех предложений и выбор оптимального. Перед тем как получить деньги на проект от выбранного источника, нужно внимательно прочитать все условия договора и убедиться, что каждый пункт ясен и понятен. Только после этого можно ставить подпись на документе. 

Какой источник финансирования лучше выбрать 

При выборе типа источника финансирования необходимо изначально определиться, будет ли это кредит под проценты или долевое участие инвестора. Для принятия правильного решения нужно взвесить все преимущества и недостатки каждого варианта.

Долевое партнёрство менее выгодно для собственника бизнеса. Ведь в таком случае придётся на регулярной основе расставаться с частью прибыли. Но при этом участие сторонних инвесторов в деятельности предприятия часто помогает оптимизировать многие рабочие процессы и установить партнёрские связи с другими участниками рынка.

В случае выбора кредитования собственнику придётся чётко соблюдать условия кредитора. При этом крайне важно заранее оценить доходность бизнеса, риски, стоимость активов и размер дебиторской задолженности. Без этих данных принять грамотное решение о целесообразности привлечения заёмных средств не получится. 

В каждой конкретной ситуации выбор типа источника финансирования будет индивидуален и обусловлен исходными данными бизнеса, а также целями и задачами, для которых необходимы дополнительные деньги.

Заключение

Для запуска нового бизнеса или расширения уже имеющегося необязательно использовать исключительно личные средства. Получить необходимую сумму можно разными способами: кредит, инвестиции, гранты, субсидии. Главное — системно подойти к вопросу, просчитать все возможные риски и чётко понимать, как компания будет работать с привлечением чужого капитала. 

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie