Ритейл плюс интернет: перспективы и выгоды симбиоза офлайн и онлайн торговли

Рано или поздно владелец офлайн бизнеса задумывается о том, чтобы осуществлять продажи и через интернет. Создаются сайты, появляются интернет-магазины. У кого-то это слияние офлайна и онлайна происходит эффективно, а у кого-то сайты так и остаются «визитной карточкой» - малоприбыльной обузой. Почему так происходит? Попробуем разобраться.

Омниканальность - слово из будущего или современная реальность?

Распространенная ситуация: существует вполне себе прибыльный розничный бизнес, владелец которого, посматривая на более энергичных конкурентов, ориентирует подчиненных на создание интернет-магазина. Плюсы выхода на e-commerce кажутся неоспоримыми, и нацелена такая реорганизация, прямо скажем, прежде всего на увеличение прибыли. Кроме этого интеграция должна повлечь за собой и другие положительные изменения в бизнесе.

Онминканальный (многоканальный) маркетинг - достаточно новое направление, которое и работает над слиянием традиционных форм торговли с цифровыми технологиями. Система многоканальности подразумевает, что интернет-платформа, мобильные сервисы, социальные медиа создают единую среду, в которой клиент может свободно перемещаться, совершая покупки.

Какие удобства дает объединение офлайн и интернет-торговли: 

  • расширение ассортимента; 
  • эффективное управление этим ассортиментом; 
  • повышение объемов продаж и выручки в целом; 
  • снижение потерь от упущенных продаж; 
  • повышение качества сервиса; 
  • увеличение уровня лояльности клиентов; 
  • создание и расширение единой клиентской базы.

Онминканальный маркетинг

Двое из ларца…

Сегодня, когда все труднее привлечь нового клиента, продажи в онлайне дополняют комплекс услуг и ведут к росту продаж в офлайне. И наоборот, магазин, который успешно торгует в реале, дает покупателю уверенность, что и в интернет-магазине ему предложат тот же широкий ассортимент, уровень цен и качество обслуживания. Два вида торговли дополняют друг друга, сообща работая на развитие бизнеса в целом.

Раздумывая над появлением интернет-магазина, который бы стал опорой розничной торговле, надо понимать, что это объединение требует от продавца еще большего включения в бизнес-процесс. И если вы до этого момента занимались только и исключительно розницей, то интернет-торговля потребует и новых подходов, и новых знаний.

Да, интернет-магазин не требует аренды помещений для торговой точки, но при этом ему нужно будет обеспечивать трафик посещений, и эти издержки могут перейти в режим постоянных, как и арендная плата. Есть еще и ценовая конкуренция в интернет-магазинах одной ниши, необходимость учитывать пожелания клиента при доставке товара и многое другое, что также потребует финансовых вливаний. Поэтому, нацеливаясь на торговлю  в сети, нужно взвесить все за и против.

С чего начать?

Прежде всего, с понимания, что эти два вида торговли действуют по разным принципам. И то, что хорошо работает в рознице, порой совсем не стимулирует продажи в интернет-точке. И если вы хотите, чтобы два вида деятельности работали на общий успех, то должны быть готовы к тому, что их совместная деятельность потребует новых затрат. Существовать отдельно, с разницей в ассортименте, подходе к клиенту, им попросту нет смысла, реальные результаты заметны только при согласованности.

Основной принцип многоканальности – это ориентир на клиента. Вон там, в лучах прожектора – ваш потенциальный покупатель. И чтобы он принял решение о покупке, среда для выбора должна быть оптимально удобной. Что стоит за этими словами?

Омниканальный покупатель:

      • любит и умеет сравнивать цены в магазинах онлайн;
      • устанавливает на гаджетах приложения и каталоги с ценами, акциям;
      • готов примерять товар в онлайне, а покупать в интернет-магазине, или заказывать в интернет-магазине, а забирать в офлайновом;
      • не стесняется писать в соцсети и службы поддержки пользователей, чтобы определиться с выбором товара или пожаловаться на качество товара или сроки доставки.

Советская торговля точно бы не взлюбила такого вдумчивого, активного и въедливого клиента, который примеряет, забрасывает вопросами, размышляет, приходит снова…и только потом покупает. Но в условиях многоканальности именно на таких покупателей и делается ставка.

омникальный путь покупателя

Продвигаемся в интернет

Если вы поняли, что готовы к такой насыщенной борьбе за клиента, стоит проанализировать существующие ресурсы, чтобы понять, с какой стороны подступиться к реализации идеи об интернет-торговле. Это стоит сделать еще и потому, что есть масса неудачных примеров, когда интернет-магазин не добавил прибыли и существует отдельно, как тот чемодан, «который и с собой везти тяжело (и дорого), и выбросить жалко».

Возможные причины неудач:

      • владельцы бизнеса не готовы были вкладываться в продвижение интернет-магазина и слабо представляли себе специфику интернет-торговли;
      • функционирование интернет-магазина накладывается на уже существующие пробелы в организации розничной торговли;
      • запуски интернет-магазинов выходят из бюджетов и не выдерживают сроки.

Анализируй это

Итак, вы стоите перед проблемой выбора – остаться только в рознице, с привычным ассортиментом, наработанной базой и кажущейся стабильностью, или все-таки рискнуть и начать свое движение в e-commerce. Начините полный анализ ресурсов и инструментов.

1. Ассортимент.

Постарайтесь максимально информативно ответить на вопросы: 

      • будет ли ассортимент магазина в рознице полностью совпадать с тем, что будет предложен в интернете?
      • как вы планируете продавать товар: из свободного остатка или под заказ?

2. Поставщики. 

Продумайте, кто из поставщиков готов отвечать вашим требованиям по работе с интернет-точкой, а значит, будет выдерживать сроки, готов работать оперативно, четко и без задержек. Тех, кто точно не справится, исходя из опыта работы с ними по розничной торговле, сразу заносите в «черный список».

3. Цены. 

Проведите ценовой анализ вашего ассортимента, сравните позиции с ценами у конкурентов в интернет-магазинах.

4. Схема ценообразования.

Рассчитайте схему цен при взаимодействии с различными категориями покупателей (розница, мелкий опт, опт). 

5. Лояльность клиентов.

Решите, какие ресурсы и насколько серьезно вы готовы использовать для осуществления программы повышения лояльности клиентов. Скидки, акции, подарки  - все это должно быть продумано заранее.

6. Технические ресурсы.

Будьте готовы к тому, чтобы привлечь технического специалиста на аутсорсе, если до этого вы не сталкивались с такими задачами.

человек работает

7. Контент.

Представьте, каким будет ваш интернет-магазин, какая информация необходима сайту для полноценного информирования покупателей. Если у вас уже есть какая-то интернет-площадка, попытайтесь проанализировать, почему она недостаточно информативна, чего ей недостает. 

Как должны выглядеть карточки товаров? Кто будет заполнять их и делать фотографии? Как часто будет обновляться информация о товарах? Лучше иметь представление об этих процессах сразу, чтобы принять окончательное решение.

8. Логистика и доставка.

Определитесь с путем прохождения товара от склада до клиента. Опишите логику резервирования и товарного остатка.

Если после ответов по эти пунктам пришла определенная ясность , то можно заказывать сайт интернет-магазина, который в ближайшие месяцы должен находиться под вашим пристальным наблюдением. Ошибочно полагать, что, если в сайт вложены деньги, он прилично выглядит и наполнен товаром, то продажи пойдут сами собой. Конечно, нет. Дальше придется заниматься продвижением. И лучше, если на это будет нацелен специалист, за плечами которого уже есть успешные проекты, которые он готов предъявить вам на собеседовании. 

Положительные примеры

В последние год-два свои интернет-магазины открыли как крупные, так и мелкие игроки от торговли. Даже такие монстры розницы, как, например, ИКЕА и H&M, Nike, GEOX, которые до последнего не стремились связываться с интернет-продажами, сдались и наладили каналы в электронной торговле.

Среди тех, кто активно продвигается в режиме омниканальности, бренд FINN FLARE. По данным РБК, именно e-commerсe стало приоритетом компании на ближайшую перспективу. Сейчас доля выручки в сети у компании составляет 15 процентов. Еще больше выгоды от электронных продаж у другого представителя, торгующего одеждой,  -  BAON, 20 процентов. 

Омниканальную торговлю развивают ювелирные бренды, гипермаркеты бытовой техники, парфюмерные и косметические магазины, продуктовые ритейлеры, банки. Например, Сбербанк в России – один из примеров, когда многоканальности уделяется особое внимание в общей стратегии развития компании.

Тенденция сегодня такова, что если ты хочешь остаться на плаву в торговле, то придется развивать эту сферу и в своем бизнесе, иначе есть риск остаться без внимания покупателя.

Тем более, что по статистике почти 50 процентов покупателей получают информацию о товаре в интернете, и уже после этого идут в офлайновый магазин.

Мы уже писали о том, что тенденция интернет-торговли в 2018 году – это более активное продвижение в регионы. Конечно, эта тенденция более осуществима для крупных компаний, у которых есть и бюджеты для реализации таких грандиозных планов, и сформировавшаяся репутация «акул бизнеса». Но и небольшому бизнесу, который хочет наращивать обороты и дружить с клиентом, идти в интернет все равно придется.

Как и нарабатывать свои методы торговли в интернете. В качестве примера можно взять опыт сети магазинов «Детский мир», которая наряду с работой  интернет-магазина, организовала процесс in store pick-up  - это самостоятельное получение заказа (собранного в ассортименте интернет-магазина) в офлайновых торговых точках. 

Такой вариант может подойти и для продуктовых магазинов, даже средней руки. Днем на работе клиент в несколько кликов собирает продуктовую корзину в интернет-магазине, а вечером просто забирает ее из торговой точки.

Идеальная система

Идеальная система многоканальности – это когда клиент получает доступ к полному ассортименту товаров, по единой цене, и может выбрать оптимальный для него вариант доставки, а также зарезервировать на сайте товар для последующей покупки в офлайновом магазине. Пока таким сервисом могут похвастаться немногие продавцы, но стремиться к идеалу можно и нужно.

Тем более, что инструменты многоканальности:

      • увеличивают охват рынка;
      • повышают узнаваемость бренда;
      • устанавливают более тесный контакт с покупателями;
      • ускоряют выход на новые рынки;
      • оптимизируют затраты.

Но, чтобы добиться такого тесного контакта со своей целевой аудиторией, нужно буквально не упускать из поля зрения ни единого клиента.

Электронная рассылка, голосовые сообщения, смс- оповещения, push-уведомления – на этой войне за своего покупателя все средства хороши и должны быть использованы. 

Встаньте на сторону своего клиента, закажите товар в своем новом интернет-магазине, оцените уровень сервиса, скорость доставки товара. Только встав по ту сторону прилавка, вы и сможете оценить, удобно ли вообще связываться с вашей торговой точкой в интернете, или проще по-старинке пойти в офлайновый магазин. Если вы заинтересованы в том, чтобы бизнес развивался и в сети, придется оптимизировать многие моменты деятельности. Но есть ли у вас выбор сегодня, когда даже дети могут осуществить онлайн-покупку в пару кликов? Ответьте на этот вопрос, и вперед, покорять новые интернет-вершины!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie