Социально-этичный маркетинг в электронной коммерции

Внимание к острым социальным проблемам и помощь в их решении – один из самых важных принципов, которые могут присутствовать в корпоративной культуре интернет-магазина. Социально ориентированные компании заботятся о потребителях, обществе и окружающей среде. Это помогает сформировать благоприятный образ бренда, закрепить положительную репутацию, привлечь внимание к продукту.

Такой подход к маркетингу уже давно практикуется в Европе. В РФ он встречается реже. Рассмотрим особенности, а также зарубежный и отечественный опыт применения социально-этичной концепции в бизнесе.

История появления и суть социально-этичного маркетинга

С момента зарождения рыночных отношений и вплоть до середины 20 века потребители не задумывались о влиянии производства товаров на окружающую среду. Главной целью практически любого приобретения было удовлетворение своих базовых потребностей.

В 1950-х годах человечество настигли серьезные экологические проблемы. В обществе резко встал вопрос об ограниченности ресурсов планеты и угрозе дальнейшего благополучного существования.

Эта ситуация вскрыла проблему пагубного влияния производственной деятельности разных организаций. На них возложили ответственность за вред, наносимый окружающей среде и здоровью людей в результате производства. Появилась необходимость в новой концепции, которая помогла бы предотвратить потерю прибыли и доверия потребителей.

Вскоре такую концепцию разработала команда известных маркетологов во главе с Филипом Котлером. Ее назвали социально-этичным маркетингом. Большинство крупных европейских и американских компаний внедрили политику корпоративной социальной ответственности и сформулировали новые стандарты ведения бизнеса.

Социально-этичный маркетинг – концепция социальной ответственности, согласно которой компания отвечает за влияние собственной деятельности и решений на окружающую среду и общество.

Это выражается в ее прозрачном, этичном поведении, а конкретно в:

  • заботе о благосостоянии общества, здоровье людей в долгосрочной перспективе;
  • ориентированности на ожидания потребителей;
  • соответствии требованиям внутреннего законодательства и международных норм.

Данные принципы должны проявляться во взаимоотношениях с клиентами, партнерами и общественными организациями.

Концепция социально-этичного маркетинга перемещает фокус внимания с самого бренда и продукта на общественную пользу, этичность, удовлетворение потребностей покупателя. Разумеется, что с учетом собственных интересов, поскольку коммерческая составляющая присутствует в любой маркетинговой стратегии.

Бренды с социальной направленностью завоевывают внимание аудитории более эффективными и экологичными способами, нежели конкуренты. Около 92% миллениалов (а это самая многочисленная и платежеспособная аудитория в электронной коммерции на сегодня) охотнее покупают товар у компаний, придерживающихся социально-этичных принципов.

В итоге социально ориентированный бизнес получает множество преимуществ в виде:

  • наращивания объемов продаж;
  • укрепления позиций на рынке;
  • формирования благоприятного имиджа;
  • усиления мотивации для персонала;
  • расположенности деловых партнеров, инвесторов, государственных структур.

Как внедрить концепцию в стратегию интернет-магазина?

Социально-этичная концепция в бизнесе выстраивается на балансе трех ключевых факторов:

  1. Прибыль.
  2. Потребности клиентов.
  3. Интересы общества.

Это универсальная формула. Используя ее, коммерческие компании анализируют, формируют и удовлетворяют потребности рынка; разрабатывают, реализовывают и контролируют различные социальные программы. Главная цель – повышение качества жизни целевой аудитории.

Однако можно выбирать определенные приоритеты:

  • охрана окружающей среды;
  • соблюдение прав человека;
  • корпоративная этика;
  • социальная политика в отношении общества, потребителей, персонала.

Ключевой нюанс, о котором нужно помнить – интернет-магазин должен действовать не исключительно ради прибыли и сиюминутного удовлетворения запросов покупателей.

В центре гораздо большее – помощь в решении социальных проблем, способствование улучшению экологической обстановки, сглаживание вреда от производства. К примеру, кто-то практикует безопасную утилизацию, кто-то – благотворительность.

Для реализации стратегии интернет-магазины назначают ответственного исполнителя или команду сотрудников. В крупных организациях есть целые отделы, которые занимаются этим направлением.

Концепция социально-этичного маркетинга

Концепция социально-этичного маркетинга

Как все происходит:

  1. Ставится основная цель. В большинстве случаев это удовлетворение здоровых потребностей целевой аудитории без ущерба для интересов общества.
  2. Разрабатывается ассортимент из товаров или услуг, которые способны удовлетворить потребности рынка в соответствии с общественными интересами.
  3. Проводится непрерывный поиск новых, более эффективных решений.
  4. Проявляется забота об окружающей среде, обществе и потребителях. Для этого готовится и реализуется комплекс специальных мероприятий и проектов.
  5. Поддерживается регулярная коммуникация с клиентами, сторонниками бренда.

При условии правильного использования социальной составляющей бизнеса можно быстро сформировать положительную репутацию в глазах заинтересованных потенциальных клиентов.

В этом помогают такие мероприятия:

  • сбор пожертвований для культурных проектов и социально значимых задач;
  • организация разных тематических событий в рамках PR-кампаний;
  • обеспечение экологичности производственных процессов;
  • отказ от продажи продукции, которая производится с применением технологий, вредных для окружающей среды;
  • вовлечение персонала в процесс сортировки отходов и прочее.

Чтобы добавить социально-этичную составляющую в стратегию интернет-магазина, нужно пересмотреть ценности и философию, внести коррективы в корпоративную политику. Какие выбрать мероприятия для реализации концепции, зависит от тематики и направления бизнеса.

Примеры социально ориентированных брендов

Впервые концепция социально-этичного маркетинга появилась в стратегиях крупных европейских брендов. Сейчас многие всемирно известные компании вкладывают значительные суммы в решение остросоциальных проблем, закрепляя в сознании аудитории хорошее мнение о себе. За счет этого они становятся лидерами рынка, получают больше продаж и прибыли.

Рассмотрим конкретные примеры из практики популярных брендов.

Coca-Cola

В адрес знаменитого производителя безалкогольных напитков «Кока-Кола» звучит рекордное количество претензий от защитников окружающей среды и интересов потребителей. Критика сводится к тому, что:

  • напитки бренда содержат опасные для здоровья добавки: сахарин, кофеин, бромированное растительное масло и прочие;
  • в них нет витаминов, добавлена фосфорная кислота и сахар, которые вредят зубам;
  • для разлива используются пластиковые бутылки, загрязняющие окружающее пространство.

Чтобы смягчить негативный настрой отдельных сегментов аудитории, производитель выбрал позиционирование с высоким уровнем социальной ответственности. В качестве компенсации Coca-Cola делает вклад в решение масштабных проблем общества. Компания финансирует программу по улучшению санитарной обстановки в бедных странах, руководит фондом помощи для незащищенных категорий населения.

Кроме того, бренд регулярно вносит пожертвования на защиту окружающей среды, улучшение образования студентов и школьников, расширение прав женщин.

Несмотря на это, у Coca-Cola остается много противников. Они считают, что социальные активности бренда – лишь прикрытие вреда, который организация наносит своей деятельностью.

TOMS

Социально-этичная значимость TOMS проявляется практически в каждом элементе брендинга. Таким способом компания транслирует ценности и рассказывает о своей миссии во всех каналах коммуникации.

Бренд поддерживает много социальных инициатив:

  • вклады в фонд борьбы с Covid-19;
  • поддержка проектов в сферах психического здоровья, физической безопасности, равного доступа к возможностям;
  • реализация программы «One for One», в рамках которой не менее трети прибыли отдается в благотворительный фонд, отдающий обувь нуждающимся детям.

Благотворительная миссия бренда обуви прослеживается практически на всех страницах сайта и в рекламных кампаниях. В меню интернет-магазина есть отдельный раздел «Impact», где освещаются все социальные инициативы фирмы.

Procter & Gamble

Известный производитель потребительской линейки товаров P&G акцентирует внимание на борьбе с двумя глобальными проблемами:

  • гендерное неравенство;
  • тестирование продукции на животных.

В своих маркетинговых кампаниях бренд высказывает мнение о том, что заниматься домашними делами должны не только женщины. Компания помогает развивать проекты женщинам-бизнесменам, выступает спонсором образования девочек в Индии.

Procter & Gamble не тестирует товары на животных, ищет и пропагандирует альтернативные методы тестирования на рынке. В исследования таких альтернатив вложены сотни тысяч долларов.

Everlane

Магазин Everlane придерживается тренда этично изготовленной одежды и уделяет большое внимание безопасности производства.

Как это проявляется:

  • на фабриках соблюдают строгие стандарты качества не только с точки зрения производства, но и условий труда;
  • бренд сотрудничает с партнерами, которые не равнодушны к благополучию сотрудников;
  • ведет открытую политику, раскрывая данные о потенциальной прибыли с каждой единицы продукции.

На сайте компании предоставляется исчерпывающая информация о себестоимости товаров. Everlane раскрывает стоимость материалов и логистики, размер налогов. В тексте «О компании» рассказывается о том, как бренд заботится о благополучии своих рабочих.

Everlane

L’OREAL

L’OREAL поддерживает множество социальных инициатив: стремится к отказу от пластиковой тары и производству из возобновляемых ресурсов, выступает за осознанное и рациональное использование воды.

На счету бренда есть такие проекты:

  • участие в волонтерских акциях совместно с благотворительными организациями в сферах заботы о пожилых, помощи в занятости, поддержки людей с ограниченными возможностями, социальной интеграции, защиты окружающей среды;
  • программы поддержки женщин, повышения их значимости в обществе;
  • обучение правилам поведения в случае преследования на улице;
  • «План солидарности» для помощи аптекам и больницам в условиях пандемии;
  • инвестиции в восстановление природных экосистем и предотвращение климатических изменений.

Социальная миссия бренда направлена на решение важных общественных задач глобального масштаба и не ограничивается точечными проектами. Основная цель – сподвигнуть общество на качественные перемены не только в сфере бьюти-индустрии, но и за ее границами. Компания пропагандирует ответственную деятельность, развитие, производство и внедрение инноваций.

IKEA

Бренд «ИКЕА» ориентируется в работе на свою главную миссию – улучшить жизнь людей по всей планете, предлагая широкий спектр функциональных товаров для дома по доступным ценам. В компании считают, что бизнес-цели можно достигать посредством экологически ответственного и социального отношения.

IKEA финансирует много социальных программ в направлениях:

  • внутренних локальных проблем страны, в которой находится представительство;
  • улучшения условий обучения и жизни для детей;
  • помощи молодежи и детям с тяжелыми заболеваниями;
  • решения экологических проблем.

Компания является партнером UNICEF и организации «Спасем детей».

FIX PRICE

Еще одна социально ориентированная организация в России – известная торговая сеть FIX PRICE. С 2014 года компания спонсирует программу «Добрые дела». За это время в разных регионах страны было проведено более 130 мероприятий, пропагандирующих ответственное отношение к окружающей среде.

Команда FIX PRICE посещает приюты, социально-реабилитационные центры, обустраивает их территории и помогает нуждающимся необходимыми вещами.

Выводы

Бизнес, который стремится не только к мгновенной прибыли, получает больше общественной поддержки. Эта поддержка поднимает статус компании в глазах целевого рынка и открывает широкие перспективы для развития проекта.

Используйте этот эффективный инструмент управления репутацией с учетом своей ниши и финансовых возможностей. В социально-этичный маркетинг не обязательно вкладывать большие средства. Можно начать с малого. Например, сортировать отходы, принимать батарейки для сдачи на утилизацию, заменить пластик и целлофановые пакеты на эко упаковку. Такой подход отражается в философии бренда, как забота об окружающей среде.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 7 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Ритейл сегодня: что это и как работает

26.07.2024
Ритейл — это та самая связка, без которой молоко, хлеб, куртки и кроссовки не дошли бы до нас с вами,...

Секреты успешного оффера: инструменты, формулы и примеры

26.07.2024
Каждый день мы видим рекламу, какую-то пролистываем не глядя, во что-то вчитываемся, а что-то покупаем. Часто дело не только в...

17 лучших фулфилмент-компаний для маркетплейсов

26.07.2024
Когда онлайн магазин небольшой, собрать заказ, упаковать его и доставить покупателю для продавца не составит большой проблемы. Но продажи в...

Как создать сайт интернет-магазина в 2024 году и настроить всё за один день

25.07.2024
С наступлением 2024 года мы подробно расскажем, как создать сайт интернет-магазина и не потратить на его создание очень много времени....
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie