Социально-этичный маркетинг в электронной коммерции

Внимание к острым социальным проблемам и помощь в их решении – один из самых важных принципов, которые могут присутствовать в корпоративной культуре интернет-магазина. Социально ориентированные компании заботятся о потребителях, обществе и окружающей среде. Это помогает сформировать благоприятный образ бренда, закрепить положительную репутацию, привлечь внимание к продукту.

Такой подход к маркетингу уже давно практикуется в Европе. В РФ он встречается реже. Рассмотрим особенности, а также зарубежный и отечественный опыт применения социально-этичной концепции в бизнесе.

История появления и суть социально-этичного маркетинга

С момента зарождения рыночных отношений и вплоть до середины 20 века потребители не задумывались о влиянии производства товаров на окружающую среду. Главной целью практически любого приобретения было удовлетворение своих базовых потребностей.

В 1950-х годах человечество настигли серьезные экологические проблемы. В обществе резко встал вопрос об ограниченности ресурсов планеты и угрозе дальнейшего благополучного существования.

Эта ситуация вскрыла проблему пагубного влияния производственной деятельности разных организаций. На них возложили ответственность за вред, наносимый окружающей среде и здоровью людей в результате производства. Появилась необходимость в новой концепции, которая помогла бы предотвратить потерю прибыли и доверия потребителей.

Вскоре такую концепцию разработала команда известных маркетологов во главе с Филипом Котлером. Ее назвали социально-этичным маркетингом. Большинство крупных европейских и американских компаний внедрили политику корпоративной социальной ответственности и сформулировали новые стандарты ведения бизнеса.

Социально-этичный маркетинг – концепция социальной ответственности, согласно которой компания отвечает за влияние собственной деятельности и решений на окружающую среду и общество.

Это выражается в ее прозрачном, этичном поведении, а конкретно в:

  • заботе о благосостоянии общества, здоровье людей в долгосрочной перспективе;
  • ориентированности на ожидания потребителей;
  • соответствии требованиям внутреннего законодательства и международных норм.

Данные принципы должны проявляться во взаимоотношениях с клиентами, партнерами и общественными организациями.

Концепция социально-этичного маркетинга перемещает фокус внимания с самого бренда и продукта на общественную пользу, этичность, удовлетворение потребностей покупателя. Разумеется, что с учетом собственных интересов, поскольку коммерческая составляющая присутствует в любой маркетинговой стратегии.

Бренды с социальной направленностью завоевывают внимание аудитории более эффективными и экологичными способами, нежели конкуренты. Около 92% миллениалов (а это самая многочисленная и платежеспособная аудитория в электронной коммерции на сегодня) охотнее покупают товар у компаний, придерживающихся социально-этичных принципов.

В итоге социально ориентированный бизнес получает множество преимуществ в виде:

  • наращивания объемов продаж;
  • укрепления позиций на рынке;
  • формирования благоприятного имиджа;
  • усиления мотивации для персонала;
  • расположенности деловых партнеров, инвесторов, государственных структур.

Как внедрить концепцию в стратегию интернет-магазина?

Социально-этичная концепция в бизнесе выстраивается на балансе трех ключевых факторов:

  1. Прибыль.
  2. Потребности клиентов.
  3. Интересы общества.

Это универсальная формула. Используя ее, коммерческие компании анализируют, формируют и удовлетворяют потребности рынка; разрабатывают, реализовывают и контролируют различные социальные программы. Главная цель – повышение качества жизни целевой аудитории.

Однако можно выбирать определенные приоритеты:

  • охрана окружающей среды;
  • соблюдение прав человека;
  • корпоративная этика;
  • социальная политика в отношении общества, потребителей, персонала.

Ключевой нюанс, о котором нужно помнить – интернет-магазин должен действовать не исключительно ради прибыли и сиюминутного удовлетворения запросов покупателей.

В центре гораздо большее – помощь в решении социальных проблем, способствование улучшению экологической обстановки, сглаживание вреда от производства. К примеру, кто-то практикует безопасную утилизацию, кто-то – благотворительность.

Для реализации стратегии интернет-магазины назначают ответственного исполнителя или команду сотрудников. В крупных организациях есть целые отделы, которые занимаются этим направлением.

Концепция социально-этичного маркетинга

Концепция социально-этичного маркетинга

Как все происходит:

  1. Ставится основная цель. В большинстве случаев это удовлетворение здоровых потребностей целевой аудитории без ущерба для интересов общества.
  2. Разрабатывается ассортимент из товаров или услуг, которые способны удовлетворить потребности рынка в соответствии с общественными интересами.
  3. Проводится непрерывный поиск новых, более эффективных решений.
  4. Проявляется забота об окружающей среде, обществе и потребителях. Для этого готовится и реализуется комплекс специальных мероприятий и проектов.
  5. Поддерживается регулярная коммуникация с клиентами, сторонниками бренда.

При условии правильного использования социальной составляющей бизнеса можно быстро сформировать положительную репутацию в глазах заинтересованных потенциальных клиентов.

В этом помогают такие мероприятия:

  • сбор пожертвований для культурных проектов и социально значимых задач;
  • организация разных тематических событий в рамках PR-кампаний;
  • обеспечение экологичности производственных процессов;
  • отказ от продажи продукции, которая производится с применением технологий, вредных для окружающей среды;
  • вовлечение персонала в процесс сортировки отходов и прочее.

Чтобы добавить социально-этичную составляющую в стратегию интернет-магазина, нужно пересмотреть ценности и философию, внести коррективы в корпоративную политику. Какие выбрать мероприятия для реализации концепции, зависит от тематики и направления бизнеса.

Примеры социально ориентированных брендов

Впервые концепция социально-этичного маркетинга появилась в стратегиях крупных европейских брендов. Сейчас многие всемирно известные компании вкладывают значительные суммы в решение остросоциальных проблем, закрепляя в сознании аудитории хорошее мнение о себе. За счет этого они становятся лидерами рынка, получают больше продаж и прибыли.

Рассмотрим конкретные примеры из практики популярных брендов.

Coca-Cola

В адрес знаменитого производителя безалкогольных напитков «Кока-Кола» звучит рекордное количество претензий от защитников окружающей среды и интересов потребителей. Критика сводится к тому, что:

  • напитки бренда содержат опасные для здоровья добавки: сахарин, кофеин, бромированное растительное масло и прочие;
  • в них нет витаминов, добавлена фосфорная кислота и сахар, которые вредят зубам;
  • для разлива используются пластиковые бутылки, загрязняющие окружающее пространство.

Чтобы смягчить негативный настрой отдельных сегментов аудитории, производитель выбрал позиционирование с высоким уровнем социальной ответственности. В качестве компенсации Coca-Cola делает вклад в решение масштабных проблем общества. Компания финансирует программу по улучшению санитарной обстановки в бедных странах, руководит фондом помощи для незащищенных категорий населения.

Кроме того, бренд регулярно вносит пожертвования на защиту окружающей среды, улучшение образования студентов и школьников, расширение прав женщин.

Несмотря на это, у Coca-Cola остается много противников. Они считают, что социальные активности бренда – лишь прикрытие вреда, который организация наносит своей деятельностью.

TOMS

Социально-этичная значимость TOMS проявляется практически в каждом элементе брендинга. Таким способом компания транслирует ценности и рассказывает о своей миссии во всех каналах коммуникации.

Бренд поддерживает много социальных инициатив:

  • вклады в фонд борьбы с Covid-19;
  • поддержка проектов в сферах психического здоровья, физической безопасности, равного доступа к возможностям;
  • реализация программы «One for One», в рамках которой не менее трети прибыли отдается в благотворительный фонд, отдающий обувь нуждающимся детям.

Благотворительная миссия бренда обуви прослеживается практически на всех страницах сайта и в рекламных кампаниях. В меню интернет-магазина есть отдельный раздел «Impact», где освещаются все социальные инициативы фирмы.

Procter & Gamble

Известный производитель потребительской линейки товаров P&G акцентирует внимание на борьбе с двумя глобальными проблемами:

  • гендерное неравенство;
  • тестирование продукции на животных.

В своих маркетинговых кампаниях бренд высказывает мнение о том, что заниматься домашними делами должны не только женщины. Компания помогает развивать проекты женщинам-бизнесменам, выступает спонсором образования девочек в Индии.

Procter & Gamble не тестирует товары на животных, ищет и пропагандирует альтернативные методы тестирования на рынке. В исследования таких альтернатив вложены сотни тысяч долларов.

Everlane

Магазин Everlane придерживается тренда этично изготовленной одежды и уделяет большое внимание безопасности производства.

Как это проявляется:

  • на фабриках соблюдают строгие стандарты качества не только с точки зрения производства, но и условий труда;
  • бренд сотрудничает с партнерами, которые не равнодушны к благополучию сотрудников;
  • ведет открытую политику, раскрывая данные о потенциальной прибыли с каждой единицы продукции.

На сайте компании предоставляется исчерпывающая информация о себестоимости товаров. Everlane раскрывает стоимость материалов и логистики, размер налогов. В тексте «О компании» рассказывается о том, как бренд заботится о благополучии своих рабочих.

Everlane

L’OREAL

L’OREAL поддерживает множество социальных инициатив: стремится к отказу от пластиковой тары и производству из возобновляемых ресурсов, выступает за осознанное и рациональное использование воды.

На счету бренда есть такие проекты:

  • участие в волонтерских акциях совместно с благотворительными организациями в сферах заботы о пожилых, помощи в занятости, поддержки людей с ограниченными возможностями, социальной интеграции, защиты окружающей среды;
  • программы поддержки женщин, повышения их значимости в обществе;
  • обучение правилам поведения в случае преследования на улице;
  • «План солидарности» для помощи аптекам и больницам в условиях пандемии;
  • инвестиции в восстановление природных экосистем и предотвращение климатических изменений.

Социальная миссия бренда направлена на решение важных общественных задач глобального масштаба и не ограничивается точечными проектами. Основная цель – сподвигнуть общество на качественные перемены не только в сфере бьюти-индустрии, но и за ее границами. Компания пропагандирует ответственную деятельность, развитие, производство и внедрение инноваций.

IKEA

Бренд «ИКЕА» ориентируется в работе на свою главную миссию – улучшить жизнь людей по всей планете, предлагая широкий спектр функциональных товаров для дома по доступным ценам. В компании считают, что бизнес-цели можно достигать посредством экологически ответственного и социального отношения.

IKEA финансирует много социальных программ в направлениях:

  • внутренних локальных проблем страны, в которой находится представительство;
  • улучшения условий обучения и жизни для детей;
  • помощи молодежи и детям с тяжелыми заболеваниями;
  • решения экологических проблем.

Компания является партнером UNICEF и организации «Спасем детей».

FIX PRICE

Еще одна социально ориентированная организация в России – известная торговая сеть FIX PRICE. С 2014 года компания спонсирует программу «Добрые дела». За это время в разных регионах страны было проведено более 130 мероприятий, пропагандирующих ответственное отношение к окружающей среде.

Команда FIX PRICE посещает приюты, социально-реабилитационные центры, обустраивает их территории и помогает нуждающимся необходимыми вещами.

Выводы

Бизнес, который стремится не только к мгновенной прибыли, получает больше общественной поддержки. Эта поддержка поднимает статус компании в глазах целевого рынка и открывает широкие перспективы для развития проекта.

Используйте этот эффективный инструмент управления репутацией с учетом своей ниши и финансовых возможностей. В социально-этичный маркетинг не обязательно вкладывать большие средства. Можно начать с малого. Например, сортировать отходы, принимать батарейки для сдачи на утилизацию, заменить пластик и целлофановые пакеты на эко упаковку. Такой подход отражается в философии бренда, как забота об окружающей среде.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie