Top.Mail.Ru

Как составить техническое задание на разработку интернет-магазина - планируем сайт правильно

Создать интернет-магазин на основании шаблона довольно просто. Гораздо сложнее оптимизировать его под специфику определенного бизнеса, особенно, если это делает сторонняя IT-компания. Чтобы разработчик в итоге создал привлекательный и хорошо продающий сайт, обязательно нужно составить техническое задание интернет-магазина, отражающее все «хотелки» заказчика. Как быстро и правильно составить такой документ, вы узнаете из этой статьи.

Что такое техническое задание?

По своей сути техническое задание или ТЗ – это документ, в котором изложены требования заказчика к интернет-магазину. На основании ТЗ разработчик создает дизайн, структуру и функционал сайта. Поэтому чем детализированнее будут изложены требования, тем меньше возникнет проблем при окончательной приемке работ.

Техническое задание помогает объединить первоначальные идеи и результат

Кроме того, техническое задание является частью договора на разработку, условий которого исполнитель должен неукоснительно придерживаться.

Кто составляет ТЗ на разработку интернет-магазина?

Обычно у заказчика на момент принятия решения о создании интернет-магазина уже существует ряд, как минимум, расплывчатых требований к нему. Поэтому задача исполнителя – структурировать запросы клиента и оформить их в текстово-графическом виде. Написать ТЗ может как заказчик, так и разработчик.

Если ТЗ составляет заказчик

Это идеальный вариант для обеих сторон, но только в случае, если техническое задание создано правильно. Тогда исполнителю не нужно тратить своё время и что-то выдумывать, а клиент получает экономию на разработке документа.

Преимущества составления ТЗ для интернет-магазина

При составлении ТЗ заказчиком также может понадобиться пару интервью для уточнения деталей проекта.

Если ТЗ составляет исполнитель

Нужно заметить, что исполнитель может только написать документ с техническим заданием, но базовые требования к нему, в любом случае, должен предоставить заказчик. Только клиент знает, в каких тонах оформить интерфейс, какая прогнозируемая посещаемость ресурса, какие способы оплаты будут поддерживаться, какие разделы планируется создать и так далее.

Обычно разработчик составляет ТЗ от общего к частному, периодически согласовывая требования с заказчиком во время, так называемых, интервью. В итоге получается документ, который устраивает клиента и который разработчики реально могут выполнить.

В чем выгода составления ТЗ интернет-магазина?

От составления технического задания пользу получает, как заказчик интернет-магазина, так и его разработчик.

Выгоды для заказчика:

  1. Понимание, за что будут заплачены деньги. В ТЗ заказчик видит конкретные дизайнерские решения и функции, которые он покупает. Кроме того, ещё до начала разработки можно внести коррективы в структуру, избежав расходов на переделки.
  2. Оценка компетентности исполнителя. По грамотности, логичности предложенных решений можно выяснить, стоит ли вообще пользоваться услугами этого разработчика.
  3. Юридическая защита от недобросовестного исполнителя, который не захочет выполнить все свои обязательства по договору.
  4. Перестраховка от разрыва отношений с исполнителем. При прекращении договора с разработчиком по тем или иным причинам, у заказчика остается, как минимум, готовое ТЗ, а как максимум – ещё и права на готовую часть сайта.
  5. Оценка реальной стоимости разработки. Иногда ряд мелких, но очень желаемых заказчиком функций обходятся в значительные суммы. И составление технического задания на разработку интернет-магазина помогает выявить подобные нюансы.

Выгоды для разработчика:

  1. Четкое понимание запросов заказчика. Довольно часто клиенты выражаются терминами «элегантный», «современный», который фактически могут подразумевать что угодно. Чтобы придать этим словам однозначный смысл, и нужно техническое задание.
  2. Перестраховка от внезапных необоснованных запросов заказчика. С согласованным ТЗ разработчик всегда может предъявить клиенту очередной счет за дополнительный функционал или переработку существующего.
  3. Наработка своего портфолио, которое потом можно использовать в рекламных целях.
  4. Дополнительный заработок, ведь составление технического задания входит в общую себестоимость проекта.
  5. Ускорение разработки за счет заранее продуманного поэтапного плана работ, для выполнения которых имеются все необходимые инструменты.

После осознания важности технического задания для обеих сторон переходим непосредственно к принципам его составления.

Принципы разработки технического задания

Перед тем как перейти к структуре и этапам разработки технического задания интернет-магазина, необходимо разобраться с принципами, на которых весь этот процесс построен. Знание этих правил позволит значительно облегчить работу по написанию ТЗ.

Четкость и конкретизация терминологии

При написании ТЗ крайне желательно избегать двузначной терминологии, абстрактных и относительных понятий. Нельзя написать в тексте задания «Создать красивую большую кнопку с надписью КУПИТЬ», потому что понимание терминов «красивая» и «большая» у всех разное. Размеры, например, лучше характеризовать в пикселях или процентах ширины/высоты экрана.

Пример правильно и неправильной формулировки требования

Компетентный разработчик самостоятельно будет «вытягивать» из клиента во время интервью подробные характеристики каждого элемента и отображать их в ТЗ. Ведь никто не хочет потом бесплатно переделывать код из-за слов заказчика «Я имел ввиду другое».

Кроме того, зачастую предприниматели, впервые заказывающие сайт, высказывают невозможные или взаимоисключающие требования. На их выявление и проработку уходит много времени. Но лучше во всем разбираться сразу, чем потом идти на конфликт с заказчиком или переделывать работу.

Информирование разработчика о глобальных целях проекта

Чтобы процесс разработки и написания ТЗ интернет-магазина был более быстрым и эффективным, расскажите исполнителю о своем бизнесе, занимаемой торговой нише, привлекаемой целевой аудитории и перспективах развития. Такой ликбез поможет разработчику лучше адаптировать дизайн и функциональность сайта под цели проекта. Например, молодежная аудитория требует тщательной проработки визуального стиля, чтобы он соответствовал последним модным тенденциям user-интерфейса.

Также важно раскрыть идеи по дальнейшему развитию интернет-магазина, чтобы можно было выбрать оптимальную CSM-платформу и заложить основы для масштабируемости интернет-магазина.

Копирование идей у конкурентов

Иногда, чтобы быстро и доступно объяснить какую-либо желаемую особенность сайта, лучше просто показать её у конкурентов. Нет смысла изображать размеры и форму определенного элемента в техническом задании, если подобная деталь существует в другом интернет-магазине. Гораздо проще сделать ссылку на готовое решение и уточнить особенности.

Примеры макета сайта можно искать и на зарубежных ресурсах

Аналогичным образом возможна документация и конкретных функций, которые уже реализованы у конкурентов. При этом можно даже выторговать скидку, ведь разработчик может взять часть работоспособного кода непосредственно с чужого сайта. Это сэкономит время обеим сторонам сделки.

Уточнение технических требований

Ещё на этапе составления ТЗ на разработку интернет-магазина необходимо учитывать все технические вопросы. Например, если предприниматель хочет легко интегрировать сервисы доставки товара, приема платежей, 1С, то лучше создавать сайт на SaaS-платформе InSales. Эта CMS уже имеет все необходимые бесплатные модули для интеграции.

Определенные CMS требуют производительного и дорогого хостинга

К техническим требованиям также относят максимально возможное количество товаров для размещения, ПО сервера, поддержка различных форматов экранов и прочее. Ведь разработчики должны понимать, смогут ли они удовлетворить пожелания клиента при помощи тех или иных инструментов.

Детализирование сценариев

В техническом задании как можно больше функций сайта должно быть описано при помощи поведенческих сценариев. Разработчикам гораздо проще будет реализовать определенный функционал, если они будут понимать логику и последовательность действий пользователя.

При этом сценарии можно описывать по такому общему шаблону:

  • действие пользователя;
  • ответное событие на сайте;
  • если пользователь делает это, то на сайте происходит это;
  • если пользователь делает иначе, то сайт отвечает таким образом.

Сценарии сочиняются лишь для того, чтобы и заказчик, и разработчики четко понимали, как должна быть реализована конкретная функция.

Формирование требований к проверке магазина

При разработке ТЗ нужно понимать не только потребности целевой аудитории, но также её поведенческие привычки, а также преобладающий набор устройств, с которых люди будут заходить в интернет-магазин. Например, при создании порталов для любящей смартфоны молодёжной аудитории больше внимания стоит уделять мобильным версиям сайта.

Список устройств для тестирования интернет-магазина

В техническом задании должно быть указано, на каких устройствах, при помощи какого ПО (например, браузера) и что будет делать проверяющий. Это заставит разработчиков с большим усердием тестировать работоспособность сайта именно на гаджетах, используемых целевой аудиторией.

Помните, что интернет-магазинов без мелких багов не существует, но за счет тщательного тестирования сайта можно минимизировать их негативное влияние на целевую аудиторию.

От общих требований к частным

При презентации своих требований заказчику необходимо двигаться от общего к частному. Например, в начале можно рассказать вообще про концепцию создания интернет-магазина, потом про его ожидаемую цветовую гамму, затем про структуру сайта и в конце уже обсуждать элементы дизайна этой структуры.

Шрифты, изображения, звуки, баннеры обсуждаются тогда, когда уже согласован общий вид и функциональность магазина. Мелкие элементы всегда можно быстро подправить, поэтому изначально нужно уделять максимум времени принципиальным вопросам дизайна и структуры.

Структура технического задания интернет-магазина

Общепринятых шаблонов технического задания для разработки интернет-магазина не существует. А всё потому, что уровень детализации требований заказчика может кардинально отличаться. Но в качестве примера ТЗ для небольшого сайта на 500-1000 товаров можно предложить такую структуру:

1. Общие сведения. Краткое описание товарной ниши, целевой аудитории, целей проекта.

2. Поддерживаемые языки.

3. Общее визуальное оформление, разделы и подразделы сайта: «О нас», «Доставка и оплата», «Контакты», «Новинки», «Новости» и прочие, их описание.

Модель структуры сайта

4. Элементы главного и боковых меню, вложенные меню.

5. Описание хэдера, контентной зоны, футера сайта и составляющих их блоков. К этой части ТЗ интернет-магазина должны быть приложены дизайнерские макеты с названиями и наполнением блоков.

6. Функциональные прототипы страниц.

7. Структура и описание карточки товара.

8. Фильтры категорий.

9. Механика добавления товаров в корзину и оформления заказа.

10. Перечень функционала с описанием поведенческих сценариев его реализации. Например, в этом разделе можно описать способы регистрации, оплаты, систему скидок, интеграцию с внешними базами и прочее.

11. Технические параметры ПО, хостинга и среды функционирования. Здесь же указывается CMS, например InSales.

12. Условия тестирования готового продукта.

Ещё один пример структуры технического задания интернет-магазина

Объем технического задания для сайта может варьироваться от нескольких страничек до сотен. Всё зависит от масштаба проекта, его шаблонности и запросов заказчика, требующих индивидуальной разработки.

Резюме

При желании открыть интернет-магазин или расширить существующий бизнес, предпринимателю необходимо, прежде всего, определить максимальный бюджет. После этого можно нарисовать ориентировочный макет сайта или просто взять в качестве примера ресурс конкурента. С этим уже можно обращаться к разработчикам для консультаций.

А техническое задание для интернет-магазина стоит начинать подробно обдумывать только тогда, когда потенциальные исполнители подтвердят возможность реализации проекта за имеющиеся деньги. При обсуждении ТЗ с разработчиком детально фиксируйте все нюансы. Ведь наличие подробного задания – залог отсутствия логических ошибок при создании сайта и ваша юридическая опора при работе с исполнителем.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Как адаптировать онлайн-бизнес для продаж во ВКонтакте и Telegram в 2022 году

19.05.2022
Многие предприниматели, продвигая бизнес в интернете, используют метод кросспостинга, размещая один и тот же контент на различных платформах и в...

Что делать, если упал трафик на сайте интернет-магазина: обзор причин и способов решения

16.05.2022
Практически каждый предприниматель, занимающийся продажами в e-commerce, сталкивается с тем, что трафик в интернет-магазине падает. Чтобы минимизировать негативные последствия для...

Что такое брендбук, зачем он нужен и когда он не обязателен

13.05.2022
Товары, которые приобретают покупатели, почти всегда вызывают у целевой аудитории определенные ассоциации и эмоции. Особенно, если это обувь, одежда, аксессуары,...

Омниканальность в eCommerce: как эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией и привлекать клиентов

12.05.2022
Предприниматели, ведущие бизнес в сфере eCommerce, давно не взаимодействуют с покупателями исключительно через интернет-магазины. Современный клиент привык идти к целевому...

14 трендов продаж в 2022 году, которые можно применить для интернет-магазина

06.05.2022
Сфера онлайн-торговли развивается довольно стремительно. Тенденции e-commerce сменяются одна за другой. Это объясняется тем, что за последние 2 года потребительские...

Как помочь клиенту найти нужный товар: эффективные решения для удобной навигации в интернет-магазине

05.05.2022
Первостепенная задача каждого онлайн-магазина — повышение конверсий и наращивание объема продаж. Стабильный рост этих показателей во многом обеспечивают: стильное дизайнерское...

Как понять, что интернет-магазину нужен ребрендинг

04.05.2022
Сильный и узнаваемый бренд, по мнению маркетологов, позволяет компании назначать премиум-цены, обеспечивает высокую прибыль и открывает возможности для стабильного и...

Как использовать вечнозеленый контент для интернет-магазина

29.04.2022
Для продвижения сайтов часто используется такой инструмент, как контент-маркетинг. В блоге публикуются полезные статьи, которые помогают решить проблемы читателей. Но...

Как перенести интернет-магазин на другую платформу, и не потерять трафик и позиции

28.04.2022
Многие владельцы интернет-магазинов в определенный момент озадачиваются необходимостью переноса своего проекта на другую платформу. Причины принятия подобного решения могут быть...
Бесплатный тариф для запуска онлайн-продаж
Управляйте онлайн-торговлей на маркетплейсах, в соцсетях и мессенджерах из одного окна