Маркировка товара для маркетплейсов: что важно знать продавцам

Некоторые товары обязательно маркировать перед продажей — наносить на этикетку специальный код. Это позволяет государству проследить путь продукции от производителя до прилавка магазина и выявить подделки. Рассказываем, для каких товаров обязательна маркировка и почему это важно.

Что такое маркировка «Честный знак»

Это специальный код на упаковке товара, который доказывает его подлинность. Такое обозначение позволяет проконтролировать каждый товар: посмотреть, откуда он пришел и где находится сейчас — у производителя, оптовика, розничного продавца (селлера). 

Маркированную продукцию заносят в специальную систему «Честный знак». На упаковку такого товара наносится знак Data Matrix.

Так выглядит знак Data Matrix 

Маркировкой занимается производитель, импортер или продавец, который сам изготовляет продукцию.Схема маркировки товаров выглядит так: 

Шаг 1. Оформление электронной подписи

Оформить подпись можно через личный кабинет налогоплательщика. Она нужна, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписать там документы для маркетплейсов. Если подпись уже есть, то новая не требуется.

Обновляйте электронную подпись каждый год через налоговую. Лучше делать это заранее — за две-три недели до окончания срока действия. 

Шаг 2. Регистрация в «Честном знаке»

Подайте заявку на регистрацию в «Честном знаке», далее зарегистрируйтесь там же в личном кабинете. После этого обратитесь к специалистам системы за консультацией. Они расскажут, как работать в системе, какое нужно оборудование и ПО.

Шаг 3. Купить код маркировки 

Код — это и есть знак, по которому государство будет отслеживать движение товара. Чтобы его получить, внесите на сайт описание любого продукта, имеющегося в наличии и подлежащего маркировке. Каждый код стоит 50 копеек. Купленные обозначения сохраняются в системе «Честный знак» во вкладке «Станция управления заказами».

После покупки кода скачайте его через программу «ТриАР-Контроль марок», которую можно купить на официальном сайте. Далее распечатайте обозначение и наклейте его.

Пример маркировки женской куртки

Шаг 4. Подключить ЭДО (электронный документооборот)

Он фиксирует сведения о движении товара в «Честном знаке». Еще в ЭДО происходит передача кодов — их номера продавец сохраняет в системе, когда формирует поставку и передает маркетплейсу. 

Шаг 5. Купить 2D-сканер

После получения промаркированной продукции от поставщика продавец считывает коды 2D-сканером и вносит данные в систему. Перед покупкой убедитесь, что прибор распознает Data Matrix.

Сканер можно заказать в любом магазине

Путь промаркированных изделий от поставщика до покупателя будет таким: 

  1. Производитель/импортер маркирует продукцию, вносит ее в «Честный знак», отправляет продавцу.

  2. Селлер получает товар с УПД и кодами маркировки. 

  3. Далее сверяет коды с данными УПД и добавляет информацию в ЭДО.

  4. После отгружает позиции на маркетплейс.

  5. Когда покупатель получает свой товар, то продукт автоматом удаляется из «Честного знака».

Допустим, Олег торгует шубами на маркетплейсе. Их он закупает у Анастасии. Анастасия перед отправкой маркирует каждую единицу и заносит данные о них в «Честный знак». Олег получает шубы, считывает код каждой и проверяет их подлинность. Далее продавец выставляет продукцию на МП. После покупки продукт автоматически снимается с учета в системе.

Какие товары нужно маркировать в системе «Честный знак»

В России это решает правительство. Согласно распоряжению от 28.04.2018 №792-р, в перечень входят: 

  • табачные изделия;

  • электронные сигареты и жидкости для них;

  • пиво и питьевая вода в упаковке;

  • молочная продукция;

  • одежда и обувь;

  • парфюмерия и много другое. 

Список может пополняться. Например, с 1 сентября туда добавят еще шесть категорий. Среди них — соки, биодобавки. За обновлением списка можно следить на сайте «Честного знака».

Как ввести в оборот и продать товар с маркировкой на МП

Ввод в оборот — это подготовка продукции к продаже. Процесс для селлера меняется в зависимости от того, где он берет товар — покупает в России, за границей или производит сам.

Селлер закупается в России. В таком случае продукцию маркирует производитель, и сам вводит ее в оборот. При закупке товара он отправляет селлеру УПД — продавец принимает документ в системе ЭДО. После этого продукт закрепляется в «Честном знаке» за селлером, а не производителем.

Селлер закупается за рубежом. В таком случае почти все заботы о маркировке продукции ложатся на импортера. Но продавцу приходится вести с ним переговоры и контролировать процесс. Например, следить, промаркированы ли нужные товары, оформлены ли документы для прохождения таможни.

Продавец нашел в Китае импортера, продукцию которого он хочет реализовать в России. Вот как будет выстроен процесс взаимодействия между ними: 

  1. Партнер должен создать карточку каждого товара в системе GS1 либо дать к ней доступ. GS1 — это система стандартизации учета. Она позволяет узнать, откуда идет товар, где он хранится, кто является производителем. Промаркировать продукцию должен поставщик до того, как ее доставят в РФ. Он также печатает коды и клеит их на каждую упаковку.

  2. После этого поставщик оформляет таможенную декларацию для маркированного товара. Потом его можно ввозить в Россию.

  3. После доставки товара в РФ надо ввести его в оборот. Для этого в «Честном знаке» указывают информацию о таможенной декларации, по которой продукцию ввезли в Россию.

Селлер сам производит продукцию. Эта схема самая простая — продавец самостоятельно помечает товар через «Честный знак».

Схемы работы на маркетплейсах

После того как продавец промаркировал товары, можно выкладывать их на маркетплейсы. Но для этого ознакомьтесь с условиями каждой площадки. 

На маркетплейсах есть две основные схемы продаж:

  • FBO. Продажа ведется со склада МП. Селлер упаковывает товар и привозит на площадку МП, тот хранит его и доставляет покупателям.
  • FBS. В этом случае селлер сам хранит, оформляет, упаковывает и доставляет товар покупателю.

На некоторых площадках схемы работы могут называться иначе. Например, на Ozon это FBS — продажа со склада МП и realFBS — продажа со склада продавца. При любой схеме работы продавец должен маркировать товары сам. Но у каждого маркетплейса есть свои особенности.

Как сделать маркировку товара на Ozon при FBS и realFBS 

Работая на этом маркетплейсе, код маркировки селлер получает сам — и по FBS, и по realFBS. Площадка только проверяет, есть ли у нужных позиций соответствующие коды. После МП уведомляет продавца, готов ли он принять товар или нет. Оповещение появится в личном кабинете селлера. Если решение положительное, то Ozon подготовит документ с кодами для каждой позиции — продавцу останется скачать их и загрузить в ЭДО.

Правила маркировки товара на Wildberries 

На Wildberries можно работать по FBO — когда и хранением, и доставкой занимается площадка, по FBS — когда доставкой занимается площадка, по DBS — когда доставкой занимается продавец. Как и в случае с Ozon, селлер сам маркирует позиции. Wildberries проверяет продукцию при поступлении на склад и, если на упаковке есть коды, принимает. Представители площадки формируют приемный акт, в нем указывают данные о маркировке от селлера. Продавец на основе этого документа должен сам сформировать УПД.

Как делать маркировку товара для Wildberries, чтобы его приняли: 

  1. Необходимо промаркировать продукцию самостоятельно до выхода на МП.

  2. Отгрузить ее на склад, где сотрудники проверят наличие обозначений.

  3. Работники в пункте выдачи отсканируют знак на упаковке еще раз.

  4. В личном кабинете «Честного знака» селлер увидит отчет о реализованных позициях с кодами. Необходимо вывести их из оборота в течение трех дней после продажи. 

За нарушение сроков вывода из оборота юрлицам могут начислить штраф от 10 до 300 тысяч рублей

Маркировка «Честный знак» на «Яндекс Маркете»

Процесс взаимодействия селлера и площадки зависит от схемы — DBS и FBS, FBY. Рассмотрим каждую подробнее. 

  • DBS и FBS. Площадка выступает только в роли витрины, хранением и транспортировкой товара занимается селлер. 

  • FBY. Приемом, хранением, упаковкой и доставкой занимается площадка.

Маркировка при FBS и DBS будет такой:

  1. Продавец получает код в «Честном знаке». Без этого МП не примет партию.

  2. Перед сборкой заказа селлер сканирует коды и указывает их в личном кабинете МП. Обозначения размещают на странице заказа или в блоке «Состав заказа». После сканирования статус товара меняется.

  3. Селлер выводит проданные позиции из оборота в «Честном Знаке».

При FBY нужно доставить промаркированные товары на склад МП — коды отсканируют сотрудники. После этого продавец проверяет, все ли товары приняты в личном кабинете площадки. Если у какой-то продукции нет кода или он некорректный — ее придется забрать со склада.

Также продавец получает отчет по реализованным товарам за указанный период. После этого он выводит реализованные позиции из оборота через «Честный знак».

Маркировка на МегаМаркете

На этой площадке селлер также может работать по нескольким схемам. Помимо FBO и FBS, МегаМаркет предлагает:

  • DBS. Селлер хранит заказы у себя на складе и сам доставляет их покупателям;

  • Самовывоз. При этой схеме покупатель сам приходит в выбранный магазин за заказом с МП.

Если продавец работает по схеме FBO, то процесс оформления маркированных товаров будет выглядеть так:

  1. Селлер передает продукцию с кодами на упаковке на склад площадки, где сотрудники проверяют наличие маркировки.

  2. В течение двух дней после отправки продукции продавец высылает маркетплейсу УПД с кодами.

  3. Если с документами в порядке, далее с маркировкой работает МегаМаркет. Представители МП вводят товар в оборот, выводят проданные позиции, работают с возвратами.

Работа по FBS отличается: 

  1. Селлер передает коды маркировки МегаМаркету еще до отгрузки товаров — в пункт выдачи заказов или курьером.

  2. Продавец сам выводит позиции из оборота.

При DBS продавцу достаточно ввести коды в систему МегаМаркета — после этого товары появятся на МП. После продажи селлер самостоятельно выводит позиции из оборота.

Если продавец использует самовывоз, то он сам занимается маркировкой товара и занесением кодов в «Честный знак». Также селлер выводит проданные позиции из оборота.

Как вывести товар из оборота и оформить возврат

Перед отгрузкой заказов селлер выводит из оборота коды маркировки в личном кабинете «Честного знака». Вот что необходимо сделать для этого:

  1. Перейти в раздел «Маркировка». Там выбрать раздел «Документы» и нажать «Создать».

В этом разделе собраны все нужные ведомости о товарах

  1. Далее стоит сформировать ведомость «Вывод из оборота», указать причину «Дистанционная продажа»:

Нужно заполнить все блоки

После следует выбрать из списка коды, которые нужно вывести из оборота. Далее — «Сохранить и подписать». Эти действия повторяют после каждой продажи.

Иногда покупатели могут вернуть маркетплейсу продукцию, даже если она уже была выведена из оборота. В таком случае продавцу придется заново промаркировать товар, если код на упаковке отсутствует или поврежден. Если код цел, то селлер оформляет возврат продукции и выбивает чек «Возврат прихода».

Если покупатель вернул товар по причине брака, то его стоит утилизировать. Для этого необходимо оформить возвратный чек, снова ввести продукцию в оборот в «Честном знаке» и вывести его. Также необходимо указать реквизиты акта утилизации.

Коротко о главном

  1. Маркировка — это специальный знак на упаковке, который доказывает подлинность продукта.

  2. Есть перечень товаров, которые подлежат маркировке по закону.

  3. Товар помечают через систему «Честный знак». Если селлер закупает продукцию у другой компании, то ее маркирует производитель. Если продавец сам изготавливает товар, то и помечает его сам.

  4. Для продажи товаров на маркетплейсах маркировка тоже нужна. Это делает продавец, а площадка только проверяет, есть ли нужный код на упаковке. Товар без маркировки маркетплейсы не принимают.

Получите максимум
от продаж на маркетплейсах
без лишних сервисов
и табличек
Узнать подробнее
Возможно вам также будет интересно:

Рейтинг хостингов для сайтов и интернет-магазинов в 2024 году

06.05.2024
Запустить сайт своего проекта или интернет-магазина, если вы не работали в IT-сфере, кажется сложной задачей. Мало найти подрядчиков для создания...

Как выбрать ОКВЭД для торговли строительными материалами

03.05.2024
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это документ для регистрации и ведения бизнеса, который классифицирует виды экономической деятельности компании...

Продающий отзыв: что включить и как оформить

03.05.2024
Покупатели мониторят отзывы о товаре или услуге, которую собираются приобрести впервые. Исследования Power Reviews показывают, что 95% покупателей опираются на...

Разговор на правильных нотах: tone of voice для предпринимателей

03.05.2024
Кажется, что выделиться на фоне других, похожих бизнесов почти нереально. На самом деле, есть один способ, с помощью которого можно...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Запустите и масштабируйте продажи
на маркетплейсах
Размещайте товары, управляйте остатками, ценами и обрабатывайте заказы сразу на всех маркетплейсах
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie