Сегодняшние реалии интернет торговли заключаются в том, что у большинства потенциальных клиентов очень ограничен бюджет на покупку товара. Предложения конкурентов расположены на расстоянии всего лишь пары кликов от вашего магазина. Если цена выбранного товара больше даже на 100 рублей, чем у другого такого же магазина, а вы не предлагаете никакого дополнительного сервиса (бесплатная доставка, скидка на будущий заказ), то пользователь сделает заказ у конкурента с большей вероятностью.
Это безоговорочный минус интернет торговли. Но, как и у практически любого минуса, в сложившейся ситуации есть свои плюсы. Вы, как и ваши клиенты, имеете доступ к ценам конкурентов и можете рассчитать среднерыночную стоимость товара, проведя мониторинг их цен. А на основе полученных данных провести расчет собственных цен. Получить данные о ценах на интересующие товары можно:
Как определить конкурентов для мониторинга
Прежде чем начать мониторинг цен в интернет магазинах, необходимо определится с конкурентами. Хотелось бы отметить, что не стоит бояться брать для анализа известных «гигантов» интернет продаж. Наоборот, их стоит записать в список для мониторинга самыми первыми. Именно компании-лидеры будут основными конкурентами в борьбе за кошелек клиента.
Это могут быть такие киты интернет торговли как Озон.Ру или Юлмарт. Они не являются вашими прямыми конкурентами, а их ассортимент очень широкий. Но мониторить цены очень полезно. Чтобы найти такие магазины, достаточно ввести запрос о покупке любого товара, и как минимум 2-3 ссылок с первой страницы выдачи поисковика будет принадлежать именно таким сайтам.
Не забывайте о своих региональных конкурентах
В погоне за признанными лидерами, не стоит обделять вниманием и ваших прямых региональных конкурентов. Более того, если их цена не сильно отличается от более известных конкурентов и при этом сервис лучше, (например, есть возможность доставить покупку в день заказа), то удача будет на их стороне.
Как автоматизировать сбор информации
Вам, конечно же, никто не запрещает собрать группу ваших работников, дать список товаров и конкурентов и заставить их вручную собирать информацию. А потом также вручную высчитывать среднерыночную стоимость и писать отчеты. Такой подход повлечет за собой огромные финансовые и временные затраты. Учитывая то, что цены могут меняться регулярно, этот способ ещё и малоэффективен. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться специальными сервисами для мониторинга цен.
Популярные прайс-агрегаторы
В России самыми популярными сервисами являются Яндекс Маркет, Товары@Mail, Wikimart. Основные преимущества использования популярных прайс-агрегаторов:
Недостатки:
Как собрать информацию с помощью Яндекс Маркет
Если ваш магазин не зарегистрирован в Яндекс.Маркете, можно использовать специальное расширение для браузера Яндекс.Советник. Чтобы воспользоваться этой функцией достаточно зайти на страницу товара в вашем магазине и нажать на кнопку расширения. Во всплывающем окне перед вами появятся предложения других магазинов по этому продукту. Вам останется только перенести полученную информацию в отдельный файл.
Если ваш магазин зарегистрирован в Яндекс.Маркете, вы можете скачать результаты мониторинга. Чтобы это сделать перейдите во вкладку «Управление», в блоке «Мониторинг цен» нажмите на кнопку «Скачать». Во всплывающем окне, вам будет предложено выбрать формат файла, по какому признаку будет отсортирована информация и остальные параметры.
Если требуется выгрузка информации в автоматическом режиме, вместо кнопки «Скачать», нажмите на «Экспорт». После выбора параметров настройки, для вас будет сформирована ссылка для скачивания файла. Информация в нем будет обновляться раз в четыре часа.
У этой функции есть ограничение: информация предоставляется только по товарам, у которых заполнена карточка модели.
Работа с Товары@Mail и Wikimart
Для сбора информации с сервисов, необходимо проводить те же действия, что и для Яндекс.Маркета, если ваш магазин не зарегистрирован. На Товары@Mail и Wikimart могут быть зарегистрированы конкуренты, которых нет на сервисе Яндекса.
Сбор информации с помощью сервисов мониторинга цен
Если магазин не зарегистрирован в сервисе Яндекс.Маркет или в нем не зарегистрированы ваши основные конкуренты, имеет смысл воспользоваться специальными платными сервисами. На них вы можете самостоятельно определить список магазинов, с которых будет производиться сбор информации, и проводить мониторинг цен конкурентов регулярно. Мы рассмотрим пару интернет-сервисов мониторинга цен.
Работа с Price-Analytic
Сервис позволяет проводить мониторинг цен как на прайс-агрегаторах (Я.Маркет, Price.ru, Hotline.ua, Shop.by и др.), так и в обычных интернет-магазинах.
Price-Analytic позволяет делать:
- массовую загрузку товаров из Excel, csv, yml;
- настройку источников мониторинга цен, регионов;
- настройку отчетов - можно указать, какие данные должны быть в отчете;
- запуск по расписанию;
- 6 отчетов в формате Excel, xml и api.
Есть демо-версия на 10 товаров с полным функционалом.
Стоимость мониторинга цен зависит от выбранного пакета проверок. 1 проверка - это мониторинг 1 товара на 1 сайте в 1 регионе. Количество сайтов на любом пакете не ограничено.
Работа с priceva.ru
Эта система предоставляет такие возможности:
Стоимость пользования сервисом – 5 копеек за каждую проверку товара. Есть возможность тестирования демо-версии сайта. Для этого вам предоставляется бесплатная возможность провести мониторинг цен 10 товаров у трех конкурентов.
Также на сайте есть калькулятор расчета предоставления услуг. Для того чтобы посчитать стоимость услуги достаточно ввести количество товаров и конкурентов. Например, если вам необходимо проанализировать цены 1000 товаров у 6 конкурентов, стоимость использования сервиса для вас составит 6000 р.
Работа с my.z-price.ru
Какую информацию вы получите, воспользовавшись этим сервисом:
Стоимость использования зависит от выбранного вами пакета предоставляемых услуг. На сайте на выбор представлено три варианта пакета. Минимальная стоимость услуг на сервисе – от 8000 р. Максимальная – 20000 р.
Обработка полученной информации
К сожалению, не все интернет-магазины работают честно. Некоторые ваши конкуренты вполне могут устанавливать намеренно заниженные цены, а реальная цена при оформлении заявки выше, или товара в наличии нет. Вместо отсутствующего товара конкурент может предлагать по телефону дорогие аналоги с большей маржой. Чтобы исключить «фейковую» информацию из выборки, вам придется самостоятельно обзванивать конкурентов и актуализировать информацию.
При проведении актуализации информации мониторинга цен лучше использовать отдельные телефоны, не указанные на вашем сайте. При этом вы или ваши сотрудники должны представляться заинтересованными в покупке «клиентами», чтобы конкурент не заподозрил, что его кто-то проверяет. Разумеется, таким способом нельзя проверить много товаров.
Общие рекомендации:
- Не занижайте цены сильно, ваша задача - получать прибыль.
- Ищите способы увеличения цены. Возможно, продавая меньшее количество товара, но по более высокой цене увеличит прибыль.
- Обращайте внимание на товары, которых «нет в наличии» у конкурентов.
- Постарайтесь отстроиться от конкурентов, предлагая клиентам уникальные условия или большие выгоды (бесплатная доставка, подарки, системы скидок).
- Договаривайтесь с поставщиками о более выгодных условиях сотрудничества.
- Не сосредотачивайтесь только на мониторинге цен, работайте и по другим направлениям, позволяющим увеличить объем продаж и прибыль вашего магазина.