Объём рынка интернет–торговли ежегодно увеличивается. При этом основным драйвером роста выступают площадки маркетплейсов, чья доля теперь составляет порядка 80% от всех интернет–заказов.
Такая динамика рождает спрос на специалистов по маркетплейсам: менеджерам, аналитикам, маркетологам. В материале расскажем о профессии аналитика маркетплейсов, его обязанностях, навыках и роли в бизнесе.
Что за профессия — аналитик маркетплейсов
Аналитик маркетплейсов — специалист, который помогает селлеру стабильно получать прибыль на онлайн–площадках. Он собирает, изучает, систематизирует и анализирует данные о ценообразовании, конкурентах, нише и конкретных товарах на той или иной площадке. Задача аналитика — на основе полученной информации предложить продавцу оптимальную стратегию продаж для повышения доходности.
Для этого специалист использует обширный спектр инструментов: внутреннюю аналитику платформ, Яндекс.Вордстат, Google Analytics, BI–системы и другие сервисы аналитики.
Основные обязанности аналитика маркетплейсов
Перечень обязанностей аналитика маркетплейсов весьма обширен и включает в себя:
-
Поиск удачной ниши и категории товаров для реализации с высоким спросом при умеренной конкуренции.
-
Выявление трендов и закономерностей, а также статистика просмотров карточек товара в разное время (утро/вечер, день недели).
-
Выбор перечня наиболее перспективных товаров для продажи на платформах. Аналитик анализирует ассортимент товаров магазина и определяет список тех, что пользуются наибольшим спросом и наиболее рентабельны.
-
Систематический анализ конкурентов в рамках которого отслеживается объём реализованной продукции по категориям, цены, участие в акциях маркетплейса и предлагаемые скидки).
-
Регулярный мониторинг акций, скидок и специальных предложений на площадке для гибкого ценообразования.
-
Расчёт и аналитика показателей эффективности бизнеса на маркетплейсах, например, оборот, доходы и расходы.
-
Плановое составление отчетности по ряду показателей для владельца бизнеса, к примеру, остатки на складе, процент возврата и прибыль каждой единицы товара.
-
Взаимодействие с наёмными сотрудниками (копирайтер, дизайнер, SMM–специалист).
-
Постоянный поиск новых инструментов и каналов для продвижения товаров на платформе, а также контроль эффективности рекламных кампаний.
-
Аналитика пользовательского поведения, мониторинг отзывов и мотивация покупателей к их появлению. В рамках этой задачи собираются и сравниваются сведения о покупках, просмотрах карточек товаров, кликах, поисковых запросах, а также анализируется содержание отзывов на каждый товар.
-
Отслеживание маркетинговых программ на маркетплейсе и участие в них с целью повышения рейтинга бренда.
Полный спектр обязанностей специалиста зависит от задач и масштаба бизнеса. Всю полученную в ходе работы информацию аналитик анализирует и интерпретирует в выводы для нанимателя в виде чётких рекомендаций по увеличению прибыльности бизнеса.
Необходимые навыки
Для выполнения поставленных задач человек должен обладать следующими навыками:
-
аналитический склад ума: один из основных навыков для профессии, который необходим чтобы качественно обрабатывать большой массив информации и выделять из него закономерности, проверять гипотезы, делать выводы и строить стратегии;
-
математические способности: важный скилл, который требуется чтобы визуально отслеживать динамику показателей в таблицах, сопоставлять данные в разных типах анализа;
-
технические навыки: у человека должны быть достаточные знания в области работы с различными инструментами, например, с Microsoft Office, особенно Excel ― с помощью формул можно получить любые данные, которые будут играть значимую роль для селлера;
-
наблюдательность и внимательность: любая ошибка, даже самая маленькая может негативно сказаться на прибыли магазина, поэтому внимательность и наблюдательность крайне важны для аналитика. Помимо этого порой при сборе информации наблюдательный человек может заметить, например, что резко начала расти определённая ниша или что привычные показатели прибыли стали снижаться, и своевременно внести корректировки в стратегию продаж;
-
способность обрабатывать большое количество информации: иногда нужно оперативно обработать большой пул данных, для этого специалисту потребуется усидчивость и терпение;
-
умение охватить задачу целиком: видеть не только детали, но и общее положение дел — важный навык для аналитика, который позволит лучше прогнозировать ситуации;
-
понимание маркетинга и e–commerc: знания в сфере маркетинга и особенностей электронной торговли помогут эффективно анализировать рынок;
-
стратегическое мышление: умение моделировать различные ситуации и видеть долгосрочные перспективы — помогает лучше разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии развития бизнеса;
-
умение работать в команде: аналитик должен уметь подстраиваться под нужды бизнеса, находить общий язык с другими специалистами — качественная совместная работа помогает добиться лучших результатов. Сюда же стоит добавить развитую коммуникативность, которая необходима, например, чтобы доступно объяснять остальным участникам проекта, что от них требуется и доносить простыми словами до нанимателя сложную информацию;
-
обучаемость: информация на маркетплейсах обновляется практически еженедельно (меняются условия программ, появляются новые методы анализа). Аналитик должен уметь быстро обучаться и внедрять в бизнес новые инструменты и программы, чтобы извлекать максимум прибыли из предложенных возможностей.
Зачем бизнесу нужен аналитик маркетплейсов
Грамотный аналитик маркетплейсов — это фактически ваш личный минёр в мире e–commerc. Он собирает, обрабатывает, анализирует и делает выводы, работая с огромными объёмами информации. От качества работы аналитика зависит адаптивность бренда к изменениям рынка, эффективность рекламы, стабильность прибыли и успешность бизнеса в целом.
Однако найти хорошего аналитика — задача не из простых. Тем более, что услуги таких профессионалов будут стоить не дёшево. Но, тем не менее, обойтись без качественного анализа в бизнесе на маркетплейсах не выйдет. Альтернативой такого специалиста для малого и среднего бизнеса может стать аналитический сервис от платформы inSales, который обладает следующими преимуществами:
-
Полная аналитика продаж на разных площадках в одном окне.
-
Система управления продажами (автоматизация процесса).
-
Сайт из магазина на маркетплейсе (готовый собственный сайт для увеличения охватов, аудитории и продаж).
Применение сервиса поможет увеличить прибыльность магазина на 30%.
Популярные вопросы
Как выбрать специалиста?
Каждому конкретному проекту подойдёт свой аналитик для выбора которого рекомендуем придерживаться следующих шагов:
-
Определить цель — зачем вам нужен аналитик, какие задачи он должен будет решать? Без ответа на эти вопросы поиски не увенчаются удачей.
-
Оценить опыт, компетенции, портфолио — ознакомьтесь с резюме и портфолио претендентов, оцените их способности и убедитесь, что они соответствуют вашим ожиданиям.
-
Учтите специфику площадки на которой торгуете — претендент должен иметь достаточный опыт работы именно с тем маркетплейсом, где вы реализуете товар.
-
Рассчитайте бюджет — сколько вы готовы платить специалисту без ущерба для бизнеса? Этот ответ может значительно сузить круг потенциальных сотрудников.
-
Проведите беседу — познакомьтесь с наиболее понравившимися претендентами и задайте им вопросы из текущей практики. Это поможет лучше оценить их реальные навыки. В ходе интервью можно выявить кандидата, который подойдёт именно вам и будет соответствовать требованиям и ожиданиям. Помните, что наличие профессиональных навыков — прекрасно, но вам с этим человеком придётся плотно общаться и сотрудничество должно быть комфортным ещё и с человеческой точки зрения.
Какие инструменты использует аналитик маркетплейсов?
К основным инструментам аналитика относятся:
- Excel.
- Внутренняя аналитика маркетплейсов.
- Внешние программы аналитики.