24 июня 2025 года президент России подписал закон о защите русского языка, который ограничит использование заимствованных слов для бизнеса. Новые требования вступят в силу в марте 2026 года. В материале разберём, как нововведения отразятся на бизнесе, что изменится и какие санкции будут грозить за нарушение буквы закона.
Основные положения нового законопроекта
Обсуждать ряд поправок в закон о государственном языке начали еще в 2023 году. Тогда президент подписал первый пул изменений, в числе которых были:
-
подтверждение статуса государственного языка за русским;
-
введение положений нормативов в словарях;
-
недопущение использования слов и выражений, не отвечающих современным нормам;
-
закрепление сфер, где использование русского языка обязательно.
В мае 2025 году в Госдума приняла ещё ряд поправок в закон, согласно которым вся текстовая информация для публичного пространства (вывески, указатели, рекламные материалы, товарные карточки, баннеры) должны быть исключительно на русском языке. Законопроект предусматривает:
-
Обязательное использование государственного языка при доведении информации о товарах, их описании и характеристиках до публичных пользователей.
-
Запрет использования иностранных слов при оформлении вывесок, витрин, и рекламы при наличии аналогов в русском языке. Например, вместо «open» употреблять «открыто».
-
Требование использовать кириллицу вместо латиницы в наименовании товаров и названиях жилых комплексов.
-
Вся рекламная информация об акциях, скидках и распродажах должна быть оформлена исключительно на русском языке
Если обобщить, то с марта 2026 года предприниматели не должны использовать англицизмы в бизнесе без веских оснований, например, в случае регистрации товарного знака.
Какие последствия для бизнеса ожидать?
Рассмотрим, чем обернутся для брендов инициативы авторов закона:
1. Бренды называем только по–русски. И не только бренды. Закон предписывает использовать государственный язык в коммерческих обозначениях. Исключение только для фирменного наименования в составе коммерческого обозначения. Теперь все вывески, логотипы и другие виды маркетинговых инструментов должны быть только на русском языке.
Но для интернет–магазинов есть небольшая лазейка. В отечественной судебной практике для признания обозначения коммерческим необходимо наличие недвижимого имущества (аренда или собственность). У большинства интернет площадок, как правило, никакой собственности нет. Это не защищает от судебных разбирательств, но повышает вероятность признания названия на главной странице сайта некоммерческим обозначением.
И тут возникает вопрос: что делать с товарным знаком? Как гласит Гражданский кодекс Российской Федерации, коммерческое обозначение и товарный знак — два разных инструмента индивидуализации. Следовательно, если селлер зарегистрировал название на иностранном языке в качестве товарного знака и затем оформил вывеску своего магазина в соответствии с товарным знаком, то это не приравнивается к коммерческому обозначению. Напомним, что к регистрации в качестве товарного знака допускаются слова на английском, французском, немецком и многих других языках.
2. Вывески и реклама по–новому. Иностранные слова придётся заменять не только в названиях, но в любом визуальном оформлении. А это значит, что для бизнеса во всех сферах грядут большие перемены:
-
IT–сфера. Судя по всему нас ждёт «Вай–Фай» вместо привычного «Wi–Fi». А также изменения в названии других технологий, например, IP–телефония и HD–видео.
-
Рестораны и кафе. Названия блюд и напитков тоже ждут перемены. Пока установленного словаря для определения какое слово отнести к русскому, а какое к иностранному нет, поэтому не до конца понятно, как быть владельцам.
-
Онлайн–торговля. Тут нас ждёт не «селлер», а «продавец». Та же участь ожидает других заимствованных слов: «дропшипинг», «маркетплейс» и «лид».
Глобально это приведёт к необходимости полностью пересматривать маркетинговые стратегии, где уже давно прижились англоязычные слоганы. А в некоторых случаях может потребоваться и ребрендинг.
3. Штрафы за нарушение. Пока санкции за нарушение закона неизвестны. Предпринимателям необходимо следить не только за требованиями, но и за изменениями закона. Видимо, придётся тратить больше денег на юристов.
4. Исключения. На данный момент закон весьма суров и бескомпромиссен. Также нет ясности касательно возможного переходного периода и исключений. Например, как быть междугородным брендам на отечественном рынке: будет ли у них право сохраним оригинальные названия.
Популярные вопросы
Что делать предпринимателям, работающим под иноязычными брендами?
Тем, кто уже зарегистрировал или находится в процессе регистрации в Роспатенте опасаться нечего. Если же вы только планируете пройти процедуру регистрации, то необходимо выбрать название на русском языке.
В случае, когда регистрация в Роспатенте невозможна или нецелесообразна, необходимо выбрать новое имя Бреда, соответствующее всем требованиям закона.
Запретит ли Роспатент регистрировать товарные знаки на латинице?
В обозримом будущем это вряд ли возможно. Хотя исключать вероятность поступления таких поправок нельзя. Но на данный момент такие ограничения будут вредить государственному бюджету. Дело в том, что значительная часть поступлений от пошлин приходится на владельцев бизнеса, чьи товарные знаки иноязычные или принадлежат иностранным заявителям.
Можно ли будет использовать иностранные слова?
Использование иностранных слов теперь будет допустимо только при наличии полноценного перевода, который необходимо писать рядом с иностранным словом тем же шрифтом.
В случае использования аббревиатур на латинице, нужно разместить рядом эквивалент кириллицей.