Что такое брендбук, зачем он нужен и когда он не обязателен

Товары, которые приобретают покупатели, почти всегда вызывают у целевой аудитории определенные ассоциации и эмоции. Особенно, если это обувь, одежда, аксессуары, парфюмерия и другая продукция, реализуемая через интернет-магазины. Узнаваемой компания становится благодаря бренду. И чтобы торговая марка была интересной, оригинальной и запоминаемой, требуется наличие брендбука. В брендбуке содержится важная информация о фирменном стиле компании, правилах использования марки, а также данные о целевой аудитории.

Что входит в понятие брендбука 

Книга о бренде может быть представлена в разных форматах: печатном издании, электронном документе или в виде веб-страницы. Независимо от того, какой стиль подачи используется при составлении брендбука и какие разделы содержатся в главной книге фирмы, основные блоки путеводителя должны соответствовать определенным стандартам. Важно, чтобы концепция, специфика и tone of voice бренда передавали точную и достоверную информацию. Ключевые блоки брендбука:

  • Введение. Здесь рассказывается об истории, миссии, характере и ценностях компании. Часто сюда же помещают сведения о целевой аудитории: потребности, боли клиентов и предпочтительный стиль общения с покупателями. Введение задает тон всего брендбука, поэтому в этом разделе допустимо немного выйти за рамки сухого официального тона.

  • Информация о корпоративном стиле и символике. Данные, относящиеся к деловой документации, в том числе, логотипы, знаки, шрифты, цветовые сочетания и другие элементы дизайна обычно отражены здесь. Визитки, конверты, бланки тоже можно поместить в этот блок.

  • Материалы о рекламных инструментах и правила их использования. Постеры, буклеты, флаеры, баннеры с внутренней и наружной рекламой – все это помещается в данный раздел. Сюда также входит стратегия продвижения компании.
  • Сведения о сувенирной продукции, если такая имеется. Показывается в готовом виде. Имеется в виду некий материал, который раздается бесплатно посетителям на мероприятиях: пакеты, ручки, брелоки, ежедневники.

  • Примеры оформления носителей. Это изображения, отражающие то, как дизайн будет смотреться на готовых объектах.

Несмотря на все вышеперечисленные пункты, для составления брендбука нет четких и строгих правил, за исключением схожей структуры документа. Поэтому в некоторых случаях в главной книге бренда встречается описание истории компании, рассказ о внутренних особенностях корпоративного этикета и поведения сотрудников. Скрипты общения с клиентами и рекомендации поведения в нетипичных ситуациях тоже часто отражаются в путеводителе фирмы. Если для компании важен дизайн интерьера офлайн-точек, то в брендбук помещают рекомендации по зонированию и отделке помещений.

Какими бывают брендбуки

Путеводитель компании по бренду может иметь разные форматы. Обычно брендбуки делятся на минимальные, стандартные и комплексные. В зависимости от потребностей, целей и возможностей каждый владелец бизнеса выбирает наиболее подходящий для его компании вид брендбука. Перед тем, как начать работу по разработке руководства по фирменному стилю и управлению брендом, стоит изучить все возможные варианты и остановиться на каком-то одном.

Минимальный

Самый простой и недорогой вариант. Сюда входит разработка логотипа, подбор сочетания цветов и шрифтов. По сути, минимальный брендбук то же самое, что и гайдлайн. Гайдлайном называют руководство по управлению визуальными элементами бренда. В минимальной версии документа отражен лишь только фирменный стиль компании, внимание уделяется дизайну.

Такой вид путеводителя подойдет организациям и интернет-магазинам, которые находятся на начальном этапе развития бренда. В качестве временного или тестового варианта брендбука формат минимального содержания тоже будет уместен.

Стандартный

Помимо разработки визуала сюда входит работа над особенностями и ценностями компании. Методы взаимодействия с целевой аудиторией тоже прописываются. Задача стандартного брендбука – создание уникальной концепции, которая поможет фирме заявить о себе и выделиться на фоне конкурентов. Отличительной особенностью данного варианта является то, что он разрабатывается при наличии четких и конкретных целей. То есть, стандартный брендбук содержит все основные стандарты и правила, которые адаптируются под цели заказчика и вид деятельности интернет-магазина.

Комплексный

Наиболее полный вариант брендбука, который включает в себя все аспекты. Помимо дизайна и стилистики продукции, такой документ содержит информацию о том, как правильно оформлять посты и тексты в социальных сетях. Затрагиваются и такие вопросы, как особенности проведения корпоративных мероприятий, внешний вид сотрудников и манера их общения с клиентами. По сути, комплексный брендбук является своеобразным сводом законов, которые регламентируют управление организацией.

Зачем брендбук интернет-магазину

Путеводитель по бренду не только отражает стиль онлайн-магазина, но и показывает, как можно и нельзя использовать элементы бренда. Владельцу интернет-магазина стоит задумываться о разработке брендбука тогда, когда организация переходит на новый качественный уровень и планирует начать сотрудничество с маркетологами, дизайнерами, менеджерами. Чтобы взаимодействие с подрядчиками и партнерами было более плодотворным, а сопутствующие вопросы не тормозили рабочие процессы, нужен хотя бы стандартный брендбук.

Работа в направлении открытии франшизы, масштабировании бизнеса, расширения ниши, привлечение наемных сотрудников и делегирование некоторых процессов сторонним организациям – все эти ситуации являются показателями того, что интернет-магазин нуждается в брендбуке. Вовремя разработанный документ по фирменному стилю позволяет владельцам бизнесов избежать многих ошибок при обучении новых кадров в организации и построении бренда.

Этапы создания брендбука

Процесс разработки главного документа компании может быть непростым и длительным. Чтобы понять, стоит ли вкладывать деньги в создание брендбука, нужно серьезно обдумать целесообразность этой затеи. Если владелец интернет-магазина не намерен самостоятельно заниматься этим вопросом, а обращается за услугой к профессионалам, работа делится на пять основных этапов.

Подготовительный процесс

В самом начале команда специалистов погружается в бизнес клиента. Проводится интервью или брифование. Подрядчики задаются целью получить информацию о истории создания компании, о главных преимуществах фирмы перед конкурентами, о портретах целевой аудитории. Если эти данные по какой-то причине отсутствуют или собраны не в полном объеме, заказчику придется отдельно оплачивать этап исследования ниши и изучения потенциальных клиентов. Но в некоторых агентствах услуги анализа и сегментирования рынка входят в общую стоимость пакета.

Выяснение целей и пожеланий заказчика

На этом этапе исполнитель получает от владельца бизнеса необходимую информацию о том, каких именно результатов ожидает заказчик по окончанию разработки брендбука и какие ожидания есть у клиента по поводу этого проекта. Все полученные данные разработчик систематизирует и собирает в единый комплекс. На основе этого комплекса задач формируется план совместной работы, определяются сроки изготовления брендбука и его стоимость, оговаривается размер предоплаты. Также назначаются даты для проведения промежуточного утверждения.

Разработка концепции и стиля

Чтобы коммуникация с потребителями была максимально эффективной и продуктивной, необходимо найти и создать единый образ бренда, который будет транслировать клиентам то, что будет положительно влиять на продажи. Концепция и стиль, в зависимости от вида брендбука, будут различаться. Если документ будет минимальной комплектации, на этом этапе специалисты проработают дизайн, логотип, цветовые решения и рекламные макеты. Если же заказчик выбирает комплексный подход, данный этап будет включать в себя масштабную работу, начиная от разработки или совершенствования логотипа заканчивая стилем общения и готовыми скриптами продаж для сотрудников интернет-магазина. Работа ведется по двум направлениям: создание общего стиля компании и tone of voice бренда. 

Итоговое согласование документа

В процессе верстки документа вполне допускаются обсуждения, утверждения и внесение корректив в рабочий процесс. Но эти моменты обсуждаются и согласовываются лично между заказчиком и исполнителем. Часто, если подготовительный этап проходит гладко и без особых проблем, итоговое согласование документа не занимает много времени. Обычно исполнитель показывает заказчику брендбук в электронном виде, и после одобрения клиента документ отправляют на предпечатную подготовку.

Передача готового документа заказчику

Окончательный этап создания брендбука предполагает передачу заказчику электронной и печатной версии документа (согласно договора). Исполнитель получает оставшуюся часть гонорара. Но несмотря на то, что этот шаг считается завершающим в процессе разработки путеводителя по бренду, самый сложный и ответственный момент ожидает предпринимателя впереди – внедрение брендбука в интернет-магазин.

Как правильно использовать брендбук

В первую очередь, все сотрудники без исключения должны быть проинформированы о том, что в компании принят новый главный документ, согласно которому все работники обязаны следовать принципам, которые изложены в брендбуке. Если персонал не будет исполнять правила, описанные в документе, все усилия будут напрасными. Для того, чтобы сотрудникам было проще привыкнуть к новым распорядкам и изменениям, можно выбрать амбассадора бренда. Амбассадором может стать любой из работников, который обладает такими качествами как ответственность, порядочность, стремление к лидерству. Это поможет коллективу работать более качественно и сплоченно, что безусловно положительно отразится на продажах.

Опытные руководители крупных интернет-магазинов одежды советуют коллегам не надеяться на то, что пущенный на самотек процесс запуска и внедрения брендбука в организации даст хорошие плоды. Чтобы фирма оставалась привлекательной для клиентов и не теряла позиций на рынке, нужно постоянно следить за брендом: проверять, продолжает ли он выделяться на фоне конкурентов. Для таких исследований маркетологи обычно проводят тесты и опросы с покупателями, которые относятся к целевой аудитории.

Современные технологии позволяют внедрять брендбук в любом цифровом формате: при желании документ по управлению брендом можно отправить даже по электронной почте. Путеводители бренда, оптимизированные под любые устройства, позволяют владельцу интернет-магазина свободно и плодотворно общаться с подрядчиками, партнерами и потенциальными инвесторами.

А что, если брендбука нет?

При всей важности и значимости этого документа не всегда брендбук является необходимостью. Также напрасно было бы считать, что наличие этого руководства способно решить определенные проблемы, связанные с узнаванием марки, повышением лояльности покупателей и увеличением продаж. Иногда с разработкой главного документа компании нужно подождать.

Когда владелец интернет-магазина только начинает вести предпринимательскую деятельность и ограничен в бюджете, лучше придержать деньги и оставить их на развитие начального бизнеса. Также в случае с «домашним производством», когда фирма имеет очень узкую нишу и в ближайшее время не намерена масштабироваться, когда между производителем и покупателем не существует посредников, а действующий рынок сбыта вполне устраивает предпринимателя.

Подводя итоги

При создании брендбука для интернет-магазина важна каждая мелочь: расположение логотипа, размер элементов, цветовая гамма и общая стилистика. Поэтому предпочтение стоит все же отдать профессионалам, которые проведут комплексную и качественную работу. Если бюджет компании ограничен или бренд только зашел на рынок, в таком случае можно попробовать сделать брендбук самостоятельно. Для этого нужно скачать готовые шаблоны брендбуков в интернете на сайтах Stockindesign, Designfreebies или Venngage и адаптировать их под свой бизнес.

В любом случае, каким бы ни был главный документ по управлению брендом – самостоятельно созданным или выполненным на заказ, нельзя позволять брендбуку пылиться на полках. Это руководство нужно использовать в работе ежедневно, ознакамливать всех сотрудников, проводить внутреннюю работу по внедрению изменений в организации. Только при постоянном мониторинге и соблюдении всех требований, зафиксированных в брендбуке, можно добиться тех целей, которые были прописаны на начальном этапе создания документа.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 7 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

РРЦ - что это такое, как рассчитать и зачем нужна

17.07.2024
Казалось бы, приобретая товар у поставщика, продавец может затем устанавливать любую цену. Но это не всегда так. Может ли производитель...

20 вопросов на пути к вашему магазину: всё, что нужно знать о старте розничного бизнеса

17.07.2024
Задумываетесь о том, чтобы открыть свой розничный магазин? Перед тем как сделать этот важный шаг, нужно тщательно всё проанализировать. Ответить...

Что такое гибкий график работы и как его оформить сотруднику

17.07.2024
Всё больше работодателей приходит к выводу, что гибкий график работы может быть полезен как для сотрудников, так и для развития...

Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»

17.07.2024
Система «Честный ЗНАК» была создана с целью обеспечения контроля за оборотом продукции, подлежащей обязательной маркировке. Регистрация в этой системе —...
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie