Яндекс Маркет – один из популярных маркетплейсов, предлагающий огромное разнообразие товаров. Однако, некоторые покупатели уже заметили, что к стоимости заказа добавляется сервисный сбор. В этой статье мы подробно разберём, что такое сервисный сбор Яндекс Маркета, почему он появился и кто должен его оплачивать.
Что такое сервисный сбор и какую сумму нужно платить?
Источник: busyspace.ru // Creative Commons
Сервисный сбор – это дополнительная плата, которую Яндекс Маркет взимает при покупке товаров через свою платформу. Эта плата добавляется к итоговой стоимости заказа и отображается на этапе оформления покупки, стоит обратить внимание на итоговую стоимость до оплаты, чтобы не возникало недоразумений.
Сейчас сбор фиксированный, он составляет 20 рублей и платить его нужно, если Маркет доставил товары надлежащего качества без задержек. В Яндекс Справке пишут, что сумма сбора рассчитана «исходя из экономически обоснованных затрат Сервиса на оказание услуг Пользователю».
В контексте стоимости, например, смартфона — 20 рублей действительно кажутся незаметными, но если купить гель для душа за 150 рублей, то удорожание уже покажется заметным для покупателей. Здесь важно понимать, что это не производитель поднял стоимость, и даже не продавец, плату вы вносите за возможность пользоваться самой площадкой Яндекс Маркет.
С кого взимается сервисный сбор?
Сбор маркетплейс берёт пока не со всех покупателей, а только с жителей Москвы, Московской области, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга — эти города считаются «фокусными» для развития Маркета. Жителей других городов новости о введении сбора ожидают чуть позже. Оплачивать по 20 рублей за каждый заказ придётся даже обладателям платной подписки.
Практика введения сборов для компании «Яндекс» уже привычна, например, сервис Яндекс Еда ввела сбор в 2021 году. Сумма зависит от региона и района доставки.
Почему сервисный сбор появился и на какие цели будут расходоваться средства?
Основная причина введения сервисного сбора — необходимость покрыть затраты, связанные с операционными процессами и улучшением сервиса. Яндекс Маркет уже сообщал, что поддержание работы площадки обходится примерно в 10 млрд рублей в год, а это более 800 миллионов рублей в месяц.
Вот основные пункты, куда планируется направить средства от сбора:
1. Логистика и доставка. Сбор помогает покрыть затраты на транспортировку и быструю обработку заказов.
2. Развитие и улучшение платформы. Средства направляются на развитие технологической инфраструктуры Яндекс Маркета и расширение штата ИТ-специалистов.
Маркетплейс подчёркивает, что сумма небольшая, но именно она поможет в скором времени ещё более удобно и безопасно делать заказы на платформе.
Можно ли не платить сервисный сбор?
К сожалению, отказаться от уплаты сервисного сбора невозможно, так как это обязательная часть стоимости заказа для определённых регионов.
Но площадка вернёт вам сумму сбора в следующих случаях:
-
Вы отменили заказ сразу после оформления.
-
Вы отказались от товара при получении.
-
Продавец отменил заказ.
Кстати, если ваш бизнес связан с маркетплейсами или вы планируете стать продавцом на Яндекс Маркете, то специально для мониторинга всех комиссий и сборов, можно воспользоваться сервисом от inSales. В аналитике есть подробные отчёты за день, неделю или месяц, которые покажут все виды комиссий и сборов, что поможет лучше контролировать расходы и анализировать поведение покупателей.
Ответы на частые вопросы
Есть ли сервисный сбор на других площадках?
-
Ozon не берёт сервисный сбор с покупателей, заказ и доставка для клиентов маркетплейса бесплатны.
-
Wildberries не устанавливал фиксированный сервисный сбор, но в периоды особого ажиотажа некоторые клиенты могут заметить, что возврат товара надлежащего качества, который не подошёл, становится платным.
-
Lamoda сообщили, что взимать сервисный сбор пока не планируют.
Можно ли отменить сервисный сбор через суд?
Возврат сервисного сбора через суд возможен только в случае, если его взимание нарушает условия договора или законодательства. В таких случаях потребитель может обратиться в суд для защиты своих прав. Однако, если плата была взята правомерно, вернуть его не удастся. В нашей стране было несколько прецедентов, связанных с сервисными сборами служб доставки и агрегаторами такси, споры решались пока в пользу компаний, а не пользователей.