Top.Mail.Ru

Обязательная маркировка автомобильных шин в интернет-магазинах в вопросах и ответах

Собрали для вас ответы на самые часто задаваемые вопросы касательно обязательной маркировки автомобильных покрышек. Статья пригодится владельцам интернет-магазинов запчастей, шинных центров и всех тех, кто связан с продажей и распространением шин. Оборудование, программное обеспечение, сроки и порядок перехода - читайте обо всем в одном месте.

Вопрос 1 - в чем суть маркировки и как она работает

Ответ

Обязательная маркировка работает так: на каждую единицу товара наносится средство идентификации, после чего единица заносится в государственную систему мониторинга. Цифровая метка ставится на этапе производства, если речь идет об изготовлении внутри РФ, либо при ввозе товара на территорию страны. Таким образом, маркировать покрышки будут производители и импортеры.

При отгрузке шин дилерским сетям и в логистические службы их перемещение отражается в национальной системе маркировки и прослеживания товаров. Вместе с товаром участники рынка обмениваются и кодами маркировки в электронном виде. Это происходит вплоть до продажи покрышки через розничную сеть. После этого код гасится и получает статус “код вышел из оборота”.

Государство получает возможность прослеживать весь путь покрышки от завода до покупателя.

Вопрос 2 - для чего нужна обязательная маркировка покрышек

Ответ

Обязательная маркировка преследует несколько целей:

  • сокращение оборота контрафактной и поддельной продукции. Выход таких товаров на легальный рынок невозможен. Если единица изделия не имеет кода маркировки, она находится вне правового поля. Ее нельзя продать законно;
  • увеличение собираемости налогов и сборов в государственный бюджет. Обязательная маркировка способствует обелению рынка, выходу продавцов из тени и сокращению числа “серых” магазинов;
  • покупатель получит качественный и проверенный товар. Прямое следствие первого пункта;
  • честные интернет-продавцы получат конкурентное преимущество. Нелегальным продавцам перекроют кислород и они будут вынуждены уйти с рынка. А те, кто ведет бизнес легально, заполучат рынок и клиентов;
  • потребители будут иметь возможность проверить покрышку на предмет подлинности и законного происхождения. Программа маркировки предусматривает общественный контроль. Любой владелец смартфона может скачать приложение “Честный знак” и установить его на свое устройство. Отсканировав код маркировки, можно убедиться в том, что перед вами оригинальное изделие.

Как работает приложение приложение Честный знак

Как работает приложение “Честный знак” 

Вопрос 3 - как будут маркироваться шины и что такое код маркировки

Ответ

В настоящий момент проводится пилотный проект по обязательной маркировке автомобильных покрышек. Он проводится, в том числе, для выбора средства идентификации изделия. Приоритетный вариант - двухмерный код Data Matrix. Внешне схож с привычным QR-изображением, но имеет неоспоримые достоинства:

  • более высокая степень защиты данных. Картинка закодирована с использованием криптографического шифрования. Ее трудно подделать, подменить или скопировать;
  • Data Matrix относительно дешев в изготовлении. Это даст возможность избежать увеличения издержек и роста цен для потребителей;
  • код можно считывать в случаях, когда он частично испорчен. Это выгодно отличает его от других двухмерных изображений, например штрих-кода;
  • Data Matrix содержит куда больше данных, чем его прямые аналоги. В зависимости от стандарта кода в него можно упаковать до 2 килобайт данных. Это позволит зашифровать в картинку не только информацию о наименовании и цене, но и данные о производителе, материале покрышки, ее размерности, сроках годности и многом другом.

Изображение формата Data Matrix будет наноситься на покрышку одним из нескольких способов:

  • непосредственно на изделие при помощи лазерной или иной гравировки;
  • наклеиванием этикетки с кодом на упаковку;
  • изображение может быть напечатано вместе с заводскими этикетками и ярлыками.

Структура кода Data Matrix 

Структура кода Data Matrix 

Вопрос 4 - какие автомобильные шины подлежат обязательной маркировке

Ответ

Список регламентирован распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 792-р. Документ содержит перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Согласно распоряжению, маркировке подлежат шины и покрышки пневматические новые. Коды продукции по ОКПД 2 - 22.11.11, 22.11.12, 22.11.13, 22.11.14, 22.11.15, 22.11.20, код таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - 40.

Если нет времени копаться в кодах, приведем типы покрышек, которые нужно будет маркировать. Перечень затрагивает весь спектр наименований:

  • автомобильные покрышки;
  • покрышки и шины для мотоциклов и мототехники;
  • покрышки, шины и камеры для сельскохозяйственных машин;
  • шины для велосипедов;
  • покрышки для автобусов;
  • покрышки для авиации.

Важный момент: маркируются не только новые, но и восстановленные изделия.

Вопрос 5 - Какое дополнительное оборудование понадобится для работы в системе маркировки

Ответ

Большинству интернет-продавцов ничего не придется покупать дополнительно. Вот список техники, которая нужна для работы с маркированными покрышками:

  • онлайн-касса. Нужна для фиксации факта продажи и передачи информации оператору фискальных данных. Именно ОФД будет передавать сведения о выбывших кодах в единую систему мониторинга;
  • 2D-сканер. Понадобится при считывании кодов Data Matrix. Обычный одномерный сканер не подойдет;
  • усиленная квалифицированная цифровая подпись - ЭЦП. Нужна для регистрации в программе маркировки шин;
  • принтер ценников и этикеток. Пригодится для печати кодов маркировки.

Примеры 2D-сканеров 

Примеры 2D-сканеров 

Помимо оборудования, нужно подключиться к одному из операторов электронного документооборота. Через него будут проходить обмен кодами и другой документацией между участниками рынка. Кроме того вам понадобится товароучетная система, поддерживающая работу с кодами маркировки, например программа складского учета “ЕКАМ”.

Вопрос 6 - как подключить интернет-магазин к государственной системе маркировки автомобильных шин

Ответ

Работу можно разбить на несколько этапов:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи, если таковой еще нет. Подойдет девайс, который вы используете для работы с онлайн-кассой. Для получения ЭЦП нужно обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи РФ.
  2. Установить на компьютер или ноутбук ПО для работы с ЭЦП.
  3. Подать заявку на регистрацию в системе “Честный знак”.
  4. Зарегистрироваться в программе и получить доступ к личному кабинету.
  5. Зарегистрировать интернет-магазин, введя данные об ИП или ООО и другую информацию.
  6. Интегрировать вашу товароучетную систему с личным кабинетом участника программы маркировки.

Вопрос 7 - когда произойдет переход на обязательную маркировку автомобильных шин

Ответ

Это случится совсем скоро - 1 декабря 2019 года. С 20 июня проводится пилотный проект с участием крупных игроков - производителей и импортеров. На сегодняшний день к эксперименту уже подключились более 50 компаний.

С 1 декабря текущего года регистрация интернет-магазинов, торгующих автопокрышками, станет обязательным. С этой же даты запретят изготовление и ввоз на территорию РФ немаркированной продукции.

Какое-то время дадут на распродажу немаркированных остатков, точные сроки пока не сообщаются. У всех игроков есть возможность поучаствовать в пилотном проекте. Для этого нужно зарегистрироваться в качестве участника эксперимента на сайте “Честного знака”.

Заявка на участие в пилотном проекте 

Вопрос 8 - чем отличается продажа маркированной покрышки от обычной

Ответ

Принципиальное отличие одно: в момент продажи кассир сканирует не штрих-код, а изображение Data Matrix. В нем уже содержится вся необходимая информация: наименование и стоимость шины, а также другие данные. В некоторых случаях придется считывать оба кода. Других серьезных отличий в работе нет - все остальное делает техника.

Онлайн-касса включает код маркировки и кассовый чек. Теперь он имеет измененный формат: появился специальный реквизит “код маркировки”. Чек, как это было ранее, передается через интернет оператору фискальных данных, а оттуда - в общую систему мониторинга.

А вот возврат покрышки будет осуществляться по-новому. В части приемки у покупателя все осталось как прежде: продавец забирает у человека изделие, формирует чек возврата и отдает ему деньги. Но возвращенные шины не имеют кода маркировки (он уже погашен в базе), и продать их нельзя. Для повторной реализации нужно получить новые коды, сделав запрос в “Центр развития перспективных технологий” - ЦРПТ. Их надо распечатать на принтере и нанести на изделие. Теперь шину можно продать повторно.

Единая национальная система маркировки и прослеживаемости 

Единая национальная система маркировки и прослеживаемости 

Вопрос 9 - какие особенности продажи маркированных шин в интернет-магазинах

Ответ

Действительно, интернет-торговля предполагает большее число способов оплаты, чем простая розница. Там все просто: человек оплачивает покупку на кассе, продавец принимает оплату и выдает чек с кодом маркировки.

В e-commerce вариантов масса: доставка курьером, всевозможные предоплаты и прочие тонкости. Вот варианты действий в различных ситуациях:

  • доставка курьером. Если покрышку привозит сторонняя курьерская служба, то код маркировки ей передает продавец в системе ЭДО. Курьер берет деньги и формирует чек с кодом, взятым из базы. В случае с собственной доставкой все проще: курьер просто сканирует код в момент передачи товара и выдает чек;
  • при оплате онлайн на сайте клиенту отправляется чек на предоплату. Он не содержит кода маркировки. При отгрузке печатается второй чек - уже с кодом. Он прикрепляется к заказу и отправляется покупателю;
  • оплата на пункте выдачи заказов происходит так же, как и в розничном магазине. Сотрудник берет деньги, сканирует код маркировки и выдает кассовый чек. Если товар был оплачен ранее и клиент его просто забирает, продавец сканирует код и формирует чек на отгрузку;
  • отдельная история с работой в формате дропшиппинга. Здесь все зависит от того, кто является платежным агентом. Если упростить, то чек с кодом выдает тот, кто отгружает товар. Но со временем, когда базы с кодами станут сквозными и общими, выдать фискальный документ сможет и магазин, и дропшиппинг-поставщик. Главное - соблюдать закон 54 ФЗ и отправлять чек не позднее, чем через 5 минут после приема оплаты;
  • если клиент делает предоплату, ему выдается отдельный чек, не содержащий кода маркировки. Окончательный документ формируется после полной оплаты и отгрузки единицы товара.

Вопрос 10 - не приведет ли обязательная маркировка к удорожанию шин

Ответ

Власти обещают, что этого не произойдет. И не только обещают, но и принимают конкретные меры. Например, первое время коды маркировки будут генерироваться и выдаваться бесплатно. Кроме того, часть оборудования для маркировки предоставят производителем и импортерам на безвозмездной основе.

Лучшим подтверждением этих слов является ситуация на табачном рынке. Сигареты и другая продукция маркируется уже с марта 2019 года, однако никакого удорожания не произошло и цены держатся на том же уровне.

Выводы

Итак, переход на обязательную маркировку автомобильных шин не за горами. Теперь вы знаете ответы на все актуальные вопросы касательно перехода. Следите за новостями в нашем блоге. Удачи в бизнесе!

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Интернет-эквайринг для интернет-магазинов: критерии оценки и выбора, ТОП-12 популярных сервисов и банков

19.11.2019
Подготовили подборку из 12 популярных сервисов интернет-эквайринга, предоставляемых различными российскими и зарубежными банками. Читаем, оцениваем, выбираем!

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин по продаже билетов

18.11.2019
Билеты продают не только организаторы мероприятий и компании-перевозчики. В рунете набирают обороты сайты-агрегаторы, которые собирают все предложения и продают билеты...

Кросс-платформенное продвижение интернет-магазина: полный обзор маркетинговых инструментов и каналов для вашего бизнеса

15.11.2019
Создать интернет-магазин и ждать серьезных продаж на следующий день - заведомо проигрышный вариант. На коне сейчас тот, кто по максимуму...

Сколько стоит создать сайт интернет-магазина: способы и средние цены по рынку

14.11.2019
Мы много раз писали, как создать интернет-магазин, публиковали бизнес-планы и полезные советы. Сегодня рассмотрим, сколько все это стоит - в...

Как получить отзывы о товаре и построить диалог с клиентом: рекомендации предпринимателям

13.11.2019
Многие руководители интернет-магазинов не следят за отзывами о своих товарах. А зря. Огромная доля пользователей, прежде чем совершить покупку в...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин стройматериалов

12.11.2019
А вы знаете, что современная Россия давно обогнала Советский Союз по количеству построенного жилья? Больше того - сейчас строят гораздо...

Лид-магнит – обзор эффективного маркетингового инструмента для привлечения клиентов

11.11.2019
От количества клиентов зависит успех любого бизнеса. Что касается такой области продаж, как интернет-магазины, в сфере маркетинга регулярно разрабатываются эффективные...

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин чая и кофе

08.11.2019
Вот вам ниша для новичков: продажа чая и кофе. Если вы давно мечтали открыть свое дело и попробовать себя в...

Как продавать на Amazon из России: пошаговая инструкция и полезные советы для владельцев интернет-магазинов

07.11.2019
Продолжаем знакомить вас с зарубежными маркетплейсами. Сегодня речь пойдет об американской площадке Amazon - крупнейшем товарном агрегаторе в мире. Мы...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению

Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С