Top.Mail.Ru

Обязательная маркировка автомобильных шин в интернет-магазинах в вопросах и ответах

Собрали для вас ответы на самые часто задаваемые вопросы касательно обязательной маркировки автомобильных покрышек. Статья пригодится владельцам интернет-магазинов запчастей, шинных центров и всех тех, кто связан с продажей и распространением шин. Оборудование, программное обеспечение, сроки и порядок перехода - читайте обо всем в одном месте.

Вопрос 1 - в чем суть маркировки и как она работает

Ответ

Обязательная маркировка работает так: на каждую единицу товара наносится средство идентификации, после чего единица заносится в государственную систему мониторинга. Цифровая метка ставится на этапе производства, если речь идет об изготовлении внутри РФ, либо при ввозе товара на территорию страны. Таким образом, маркировать покрышки будут производители и импортеры.

При отгрузке шин дилерским сетям и в логистические службы их перемещение отражается в национальной системе маркировки и прослеживания товаров. Вместе с товаром участники рынка обмениваются и кодами маркировки в электронном виде. Это происходит вплоть до продажи покрышки через розничную сеть. После этого код гасится и получает статус “код вышел из оборота”.

Государство получает возможность прослеживать весь путь покрышки от завода до покупателя.

Вопрос 2 - для чего нужна обязательная маркировка покрышек

Ответ

Обязательная маркировка преследует несколько целей:

  • сокращение оборота контрафактной и поддельной продукции. Выход таких товаров на легальный рынок невозможен. Если единица изделия не имеет кода маркировки, она находится вне правового поля. Ее нельзя продать законно;
  • увеличение собираемости налогов и сборов в государственный бюджет. Обязательная маркировка способствует обелению рынка, выходу продавцов из тени и сокращению числа “серых” магазинов;
  • покупатель получит качественный и проверенный товар. Прямое следствие первого пункта;
  • честные интернет-продавцы получат конкурентное преимущество. Нелегальным продавцам перекроют кислород и они будут вынуждены уйти с рынка. А те, кто ведет бизнес легально, заполучат рынок и клиентов;
  • потребители будут иметь возможность проверить покрышку на предмет подлинности и законного происхождения. Программа маркировки предусматривает общественный контроль. Любой владелец смартфона может скачать приложение “Честный знак” и установить его на свое устройство. Отсканировав код маркировки, можно убедиться в том, что перед вами оригинальное изделие.

Как работает приложение приложение Честный знак

Как работает приложение “Честный знак” 

Вопрос 3 - как будут маркироваться шины и что такое код маркировки

Ответ

В настоящий момент проводится пилотный проект по обязательной маркировке автомобильных покрышек. Он проводится, в том числе, для выбора средства идентификации изделия. Приоритетный вариант - двухмерный код Data Matrix. Внешне схож с привычным QR-изображением, но имеет неоспоримые достоинства:

  • более высокая степень защиты данных. Картинка закодирована с использованием криптографического шифрования. Ее трудно подделать, подменить или скопировать;
  • Data Matrix относительно дешев в изготовлении. Это даст возможность избежать увеличения издержек и роста цен для потребителей;
  • код можно считывать в случаях, когда он частично испорчен. Это выгодно отличает его от других двухмерных изображений, например штрих-кода;
  • Data Matrix содержит куда больше данных, чем его прямые аналоги. В зависимости от стандарта кода в него можно упаковать до 2 килобайт данных. Это позволит зашифровать в картинку не только информацию о наименовании и цене, но и данные о производителе, материале покрышки, ее размерности, сроках годности и многом другом.

Изображение формата Data Matrix будет наноситься на покрышку одним из нескольких способов:

  • непосредственно на изделие при помощи лазерной или иной гравировки;
  • наклеиванием этикетки с кодом на упаковку;
  • изображение может быть напечатано вместе с заводскими этикетками и ярлыками.

Структура кода Data Matrix 

Структура кода Data Matrix 

Вопрос 4 - какие автомобильные шины подлежат обязательной маркировке

Ответ

Список регламентирован распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 792-р. Документ содержит перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Согласно распоряжению, маркировке подлежат шины и покрышки пневматические новые. Коды продукции по ОКПД 2 - 22.11.11, 22.11.12, 22.11.13, 22.11.14, 22.11.15, 22.11.20, код таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - 40.

Если нет времени копаться в кодах, приведем типы покрышек, которые нужно будет маркировать. Перечень затрагивает весь спектр наименований:

  • автомобильные покрышки;
  • покрышки и шины для мотоциклов и мототехники;
  • покрышки, шины и камеры для сельскохозяйственных машин;
  • шины для велосипедов;
  • покрышки для автобусов;
  • покрышки для авиации.

Важный момент: маркируются не только новые, но и восстановленные изделия.

Вопрос 5 - Какое дополнительное оборудование понадобится для работы в системе маркировки

Ответ

Большинству интернет-продавцов ничего не придется покупать дополнительно. Вот список техники, которая нужна для работы с маркированными покрышками:

  • онлайн-касса. Нужна для фиксации факта продажи и передачи информации оператору фискальных данных. Именно ОФД будет передавать сведения о выбывших кодах в единую систему мониторинга;
  • 2D-сканер. Понадобится при считывании кодов Data Matrix. Обычный одномерный сканер не подойдет;
  • усиленная квалифицированная цифровая подпись - ЭЦП. Нужна для регистрации в программе маркировки шин;
  • принтер ценников и этикеток. Пригодится для печати кодов маркировки.

Примеры 2D-сканеров 

Примеры 2D-сканеров 

Помимо оборудования, нужно подключиться к одному из операторов электронного документооборота. Через него будут проходить обмен кодами и другой документацией между участниками рынка. Кроме того вам понадобится товароучетная система, поддерживающая работу с кодами маркировки, например программа складского учета “ЕКАМ”.

Вопрос 6 - как подключить интернет-магазин к государственной системе маркировки автомобильных шин

Ответ

Работу можно разбить на несколько этапов:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи, если таковой еще нет. Подойдет девайс, который вы используете для работы с онлайн-кассой. Для получения ЭЦП нужно обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи РФ.
  2. Установить на компьютер или ноутбук ПО для работы с ЭЦП.
  3. Подать заявку на регистрацию в системе “Честный знак”.
  4. Зарегистрироваться в программе и получить доступ к личному кабинету.
  5. Зарегистрировать интернет-магазин, введя данные об ИП или ООО и другую информацию.
  6. Интегрировать вашу товароучетную систему с личным кабинетом участника программы маркировки.

Вопрос 7 - когда произойдет переход на обязательную маркировку автомобильных шин

Ответ

Это случится совсем скоро - 1 декабря 2019 года. С 20 июня проводится пилотный проект с участием крупных игроков - производителей и импортеров. На сегодняшний день к эксперименту уже подключились более 50 компаний.

С 1 декабря текущего года регистрация интернет-магазинов, торгующих автопокрышками, станет обязательным. С этой же даты запретят изготовление и ввоз на территорию РФ немаркированной продукции.

Какое-то время дадут на распродажу немаркированных остатков, точные сроки пока не сообщаются. У всех игроков есть возможность поучаствовать в пилотном проекте. Для этого нужно зарегистрироваться в качестве участника эксперимента на сайте “Честного знака”.

Заявка на участие в пилотном проекте 

Вопрос 8 - чем отличается продажа маркированной покрышки от обычной

Ответ

Принципиальное отличие одно: в момент продажи кассир сканирует не штрих-код, а изображение Data Matrix. В нем уже содержится вся необходимая информация: наименование и стоимость шины, а также другие данные. В некоторых случаях придется считывать оба кода. Других серьезных отличий в работе нет - все остальное делает техника.

Онлайн-касса включает код маркировки и кассовый чек. Теперь он имеет измененный формат: появился специальный реквизит “код маркировки”. Чек, как это было ранее, передается через интернет оператору фискальных данных, а оттуда - в общую систему мониторинга.

А вот возврат покрышки будет осуществляться по-новому. В части приемки у покупателя все осталось как прежде: продавец забирает у человека изделие, формирует чек возврата и отдает ему деньги. Но возвращенные шины не имеют кода маркировки (он уже погашен в базе), и продать их нельзя. Для повторной реализации нужно получить новые коды, сделав запрос в “Центр развития перспективных технологий” - ЦРПТ. Их надо распечатать на принтере и нанести на изделие. Теперь шину можно продать повторно.

Единая национальная система маркировки и прослеживаемости 

Единая национальная система маркировки и прослеживаемости 

Вопрос 9 - какие особенности продажи маркированных шин в интернет-магазинах

Ответ

Действительно, интернет-торговля предполагает большее число способов оплаты, чем простая розница. Там все просто: человек оплачивает покупку на кассе, продавец принимает оплату и выдает чек с кодом маркировки.

В e-commerce вариантов масса: доставка курьером, всевозможные предоплаты и прочие тонкости. Вот варианты действий в различных ситуациях:

  • доставка курьером. Если покрышку привозит сторонняя курьерская служба, то код маркировки ей передает продавец в системе ЭДО. Курьер берет деньги и формирует чек с кодом, взятым из базы. В случае с собственной доставкой все проще: курьер просто сканирует код в момент передачи товара и выдает чек;
  • при оплате онлайн на сайте клиенту отправляется чек на предоплату. Он не содержит кода маркировки. При отгрузке печатается второй чек - уже с кодом. Он прикрепляется к заказу и отправляется покупателю;
  • оплата на пункте выдачи заказов происходит так же, как и в розничном магазине. Сотрудник берет деньги, сканирует код маркировки и выдает кассовый чек. Если товар был оплачен ранее и клиент его просто забирает, продавец сканирует код и формирует чек на отгрузку;
  • отдельная история с работой в формате дропшиппинга. Здесь все зависит от того, кто является платежным агентом. Если упростить, то чек с кодом выдает тот, кто отгружает товар. Но со временем, когда базы с кодами станут сквозными и общими, выдать фискальный документ сможет и магазин, и дропшиппинг-поставщик. Главное - соблюдать закон 54 ФЗ и отправлять чек не позднее, чем через 5 минут после приема оплаты;
  • если клиент делает предоплату, ему выдается отдельный чек, не содержащий кода маркировки. Окончательный документ формируется после полной оплаты и отгрузки единицы товара.

Вопрос 10 - не приведет ли обязательная маркировка к удорожанию шин

Ответ

Власти обещают, что этого не произойдет. И не только обещают, но и принимают конкретные меры. Например, первое время коды маркировки будут генерироваться и выдаваться бесплатно. Кроме того, часть оборудования для маркировки предоставят производителем и импортерам на безвозмездной основе.

Лучшим подтверждением этих слов является ситуация на табачном рынке. Сигареты и другая продукция маркируется уже с марта 2019 года, однако никакого удорожания не произошло и цены держатся на том же уровне.

Выводы

Итак, переход на обязательную маркировку автомобильных шин не за горами. Теперь вы знаете ответы на все актуальные вопросы касательно перехода. Следите за новостями в нашем блоге. Удачи в бизнесе!

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Influence-маркетинг для интернет-магазина: где искать влиятельных блогеров и как с ними работать

03.07.2020
Среди трендов продвижения последних лет особое место занимает influence-маркетинг. ROI этого инструмента в десятки раз превышает показатели традиционных видов рекламы....

Что такое KPI интернет-магазина и как их отслеживать

02.07.2020
KPI (Key performance indicators) - это ключевые показатели эффективности работы интернет-магазина. Именно по ним оценивается эффективность всей вашей работы. Сегодня...

Зачем и когда обновлять контент в интернет-магазине: основные цели, правила и ошибки

30.06.2020
Сайт запущен и наполнен контентом, налажены поставки, активно ведутся рекламные кампании по разным каналам. Что еще нужно для развития интернет-магазина?...

Приветственные письма: их значение для интернет-магазина, правила создания и удачные примеры

29.06.2020
Пользователь, который впервые посещает сайт и оставляет свой email в окошке для подписки, готов к общению и взаимодействию с брендом....

Бенчмаркинг: что это за метод и как его применять для интернет-магазина

26.06.2020
Даже самый успешный интернет-магазин нужно постоянно улучшать и совершенствовать. Иначе высок риск того, что однажды бизнес затмят конкуренты. Чтобы сохранить...

Как создать здоровую атмосферу в коллективе: 6 нетривиальных советов

25.06.2020
Бизнес начинается с достойной идеи. Но то, как он будет развиваться, зависит от многих дополнительных факторов. Решающее значение имеет атмосфера...

Где взять бесплатные картинки для интернет-магазина: 10 лучших фотохостингов

23.06.2020
Зрительные образы улучшают восприятие информации во всех сферах бизнеса, в том числе и в электронной коммерции. Качественные, визуально привлекательные картинки...

Как оформить главную страницу интернет-магазина: подробный разбор способов, наглядные примеры

22.06.2020
Главная страница интернет-магазина - то, с чего начинает свое знакомство с вами покупатель. В этой статье расскажем, как произвести самое...

Секреты успеха десяти знаменитых бизнесменов, на которых стоит равняться

19.06.2020
Хотите знать, что объединяет Олега Тинькова, Ричарда Брэнсона, Гая Кавасаки, Игоря Манна? Все они шли к успеху, ставили цель, верили...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению

Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно