Как и зачем формулировать миссию интернет-магазина: чек-лист + примеры

Миссия – фундамент любого проекта. Через нее транслируют философию, принципы работы, ценности бизнеса, отражают позиционирование компании, определяют ее роль. Без миссии «конструкция» организации будет неустойчивой и вряд ли выдержит серьезную конкуренцию. Рассмотрим, как и зачем разрабатывать миссию и кому это нужно.

Бизнес-миссия: что это, кому и зачем необходимо

Главная цель почти каждого бизнес-проекта – максимальная прибыль при минимальных издержках. Но, помимо денег, у компании должны присутствовать и более возвышенные цели. Как раз их и закладывают в миссию.

Миссия – смысл существования бизнеса, сформулированный в 2-3 фразах. В ней не говорится о планах и путях развития. Она олицетворяет предназначение компании, отличающее ее от других игроков рынка.

В бизнес-миссии рассказывают:

  • почему возник проект;
  • к чему он стремится;
  • как улучшает жизнь обществу, клиентам, сотрудникам.

Миссию разрабатывают с целью представления бизнеса клиентам, мотивации для персонала и создания некой платформы для стремления к совершенству. Некоторые подходят к делу несерьезно и выделяют предназначение чисто ради формальности. Тогда это бессмысленно.

Грамотно сформулированная миссия, которая перекликается с принципами работы и ценностями компании, наоборот, дает много преимуществ:

  • расширяет идеологическую составляющую проекта;
  • помогает сплотить команду и сформировать внутреннюю корпоративную культуру;
  • увеличивает лояльность персонала, создает нематериальную мотивацию;
  • отстраивает от конкурентов в нише;
  • повышает эффективность труда;
  • расставляет приоритеты;
  • показывает сильные стороны бренда.

Миссию формируют в качестве девиза для сотрудников, в виде части образа и коммуникации для клиентов. Ее отсутствие не будет критичным, если в интернет-магазине налажены бизнес-процессы, есть достаточная мотивация для персонала, предоставляется качественный товар/услуга и высококлассный сервис. Если с бизнесом все плохо, миссия его не спасет.

Иногда искать смыслы и не нужно. Все зависит от масштабов, амбиций и целей проекта. Тем, кто думает о перспективах и долгосрочном развитии, без миссии не обойтись. Даже если речь идет о небольшой сети фаст-фуда, работающей в пределах нескольких городов.

В целом стоит действовать по ситуации и в первую очередь уделять внимание организации внутренних процессов.

Формулируя миссию, предприниматель показывает свои серьезные намерения в развитии или определенный уровень роста. Но высасывать из пальца то, чего не существует, не надо. Иначе покупатели сразу почувствуют фальшь и натянутость.

Ключевые компоненты миссии компании

Бизнес-миссия состоит из нескольких ключевых компонентов:

  1. Клиентоориентированность. Забота о покупателе, решение его потребностей.
  2. Уникальность. Формулировки, выделяющиеся среди аналогичных компаний, акцент внимания на отличительных преимуществах.
  3. Однозначность. Без недосказанностей и двусмысленности.
  4. Реалистичность. Содержание не преувеличено, правдиво, соответствует деятельности интернет-магазина.
  5. Запоминаемость. Лаконичные и довольно простые формулировки.

Рассказывайте, как планируете улучшить жизнь покупателя, чем выделяетесь на рынке, какие ценности транслируете. Формулировки должны быть уникальными, правдивыми и не запутанными.

Поиск и формулировка смыслов проекта: пошаговый алгоритм

Теперь перейдем к основным этапам разработки. Следуя приведенному ниже алгоритму, вы сможете быстро отыскать необходимые смыслы и правильно сформулировать их.

Этап №1: Выбор подходящего направления

Этап подготовки. На нем вы должны определиться с аспектами, которые нужно отразить в миссии компании:

  • социальный – упор на философию, корпоративную культуру;
  • рыночный – акцент на стратегии, продукции, конкурентах, целях на рынке;
  • качественный – стремление улучшить качество жизни общества;
  • частный – отражение финансовых целей.

Объемная миссия может вмещать все 4 аспекта. Однако интернет-магазину вполне достаточно сосредоточиться на одном из них. Наиболее выигрышный вариант в электронной коммерции – качественная сторона. Подход с элементами заботы о покупателях и обществе в целом больше всего импонирует аудитории.

Этап №2: Сборка основы

Этап поиска идей. В идеале проводить его в условиях мозгового штурма с участием всей команды. Чтобы «вытащить» необходимые смыслы, следует тщательно проанализировать проект и важные детали:

  • сферу, особенности деятельности;
  • продукцию и целевого покупателя;
  • потребности и проблемы, которые решаются с помощью продукта;
  • философию и ценности интернет-магазина;
  • способы трансляции ценностей;
  • финансовые цели проекта;
  • долгосрочные стремления;
  • что полезного несет компания в общество;
  • пути достижения результата;
  • неприемлемые действия для компании.

Чем больше ответов соберется, тем лучше. Это поможет выявить глубинный смысл, настоящее предназначение бренда.

Этап №3: Обобщение и шлифовка

Наиболее сложный этап, в процессе которого нужно выделить главное и привести информацию в презентабельный вид. Внимательно проанализируйте собранные наработки, уберите второстепенные, избыточные детали. Желательно поместить ключевую мысль в 3-5 лаконичных прицельных фраз.

Некоторые бренды растягивают формулировки на 300-500 слов, но такой вариант оптимален только для внутреннего использования между сотрудниками. Формулировки для целевой аудитории должны быть понятными и короткими.

Отберите несколько подходящих фраз, объедините их в один логичный текст и отшлифуйте его. В готовом решении оставьте самое важное и вдохновляющее. Окончательная формулировка должна легко помещаться в слайд презентации, не вызывать трудностей при произношении.

Этап №4: Тестирование на практике

На последнем этапе нужно проверить готовую миссию в деле. Обсудите ее с сотрудниками, клиентами интернет-магазина, партнерами, знакомыми. Поинтересуйтесь ощущениями, которые вызывает формулировка.

Также выясните:

  • насколько понятен смысл;
  • вдохновляют ли транслируемые смыслы;
  • отражает ли миссия образ, ценности бренда.

Постарайтесь получить как можно больше мнений с разных сторон. Соберите все отклики и, если будет необходимо, внесите доработки в текст. Или вернитесь на второй этап, чтобы заново перебрать смыслы. Идеальный вариант редко получается с первого раза.

Примеры лучших миссий

В качестве источника вдохновения предлагаем рассмотреть удачные формулировки миссий от известных мировых и отечественных брендов.

IKEA

Цель всемирно известного бренда – создавать удобные в применении, функциональные, экологичные и привлекательные товары для дома, доступные каждому. Компания называет это «демократичным дизайном».

В основе культуры IKEA лежат оптимизм, рациональные взгляды. Компания постоянно ищет способы улучшить повседневность покупателей с помощью своей продукции.

Dell

Dell стремится стать наиболее успешной компьютерной компанией. При этом бренд не забывает и о покупателях, предлагая им лучшую технику и высококлассный уровень сервиса.

Ключевые ориентиры компании:

  • ведущие технологии;
  • наивысшее качество;
  • конкурентные цены;
  • индивидуальный подход;
  • оперативная и квалифицированная техподдержка;
  • финансовая стабильность.

McDonald's

Миссия популярной сети фаст-фудов – быть лучшим рестораном быстрого обслуживания, обеспечить исключительное качество еды, первоклассное обслуживание, идеальную чистоту и высокую общую ценность.

Ford

Предназначение Ford – удовлетворение потребностей покупателя за счет качественных автомобилей.

Приоритеты бренда:

  • предлагать современные решения;
  • максимально ускорить процесс выпуска новинок;
  • оптимизировать производство на своих предприятиях;
  • налаживать контакт с персоналом и бизнес-партнерами.

Coca-Cola

Бренд популярных напитков старается наделять особым смыслом все свои действия. Главной целью компания считает пробуждение оптимизма благодаря продукции и многочисленным добрым делам, которыми занимается. «Освежать тело, дух, разум» – такая фраза звучит в предназначении бренда.

Adidas

Цель Adidas – удерживать лидерство в среде всемирно известных спортивных брендов, заряжать вдохновением к спорту.

Команда компании следует определенным принципам:

  • эффективность и стремление к большему;
  • партнерское взаимодействие;
  • упор на достоверные факты;
  • открытость.

Чтобы стать брендом №1, Adidas учитывает пожелания спортсменов. Таким образом, компании удается создавать лучшую качественную обувь для спорта.

Google

Предназначение Google заключается в упорядочивании данных со всего мира. Компания делает их доступными каждому пользователю сети. Ее поисковая система позволяет с легкостью находить любую необходимую информацию из многочисленных источников.

Принципы работы бренда:

  • обеспечивать свободный беспрепятственный доступ к информации;
  • показывать релевантные и достоверные данные;
  • представлять информацию в наиболее удобном виде;
  • заботиться о конфиденциальности данных;
  • продавать исключительно рекламу.

«Аэрофлот»

Миссия компании «Аэрофлот» – не просто комфортабельные авиаперевозки для пассажиров. Бренд ставит более глобальные цели:

  • помогает преодолевать большие расстояния;
  • увидеть мир;
  • расширить кругозор;
  • поддерживать связь с родными и близкими;
  • преуспевать в бизнесе.

«Сбербанк»

Самая амбициозная цель «Сбербанка» – находиться в списке лучших финансовых фирм мира. Предназначение – вселять в людей уверенность, повышать их уровень жизни, способствовать воплощению мечт.

Команду объединяют общие ценности:

  • взаимопомощь, развитие, работа на результат;
  • открытость, честность, постоянное самосовершенствование;
  • деятельность ради интересов клиента;
  • превосходство ожиданий;
  • построение отношений, а не продажа продукта.

Mary Kay

Бренд Mary Kay помогает женщинам стать красивее и увереннее, реализовать стремления в работе и личной жизни. Главный смысл, который несется в массы – «Любая женщина может достичь успеха, главное – раскрыть внутренний потенциал».

В работе компания основывается на таких принципах:

  • вдохновлять к достижению целей в бизнесе;
  • отвечать за качество и выгоды продукции;
  • прислушиваться к желаниям женщин;
  • гарантировать безопасность косметики;
  • заботиться об окружающей среде.

«Мегафон»

Компания объединяет страну, занимается развитием коммуникационных сетей, уничтожает барьеры. Основная задача – создать максимально комфортные условия для общения, на которые не могут повлиять границы и большие расстояния.

Вот еще несколько примеров ключевых смыслов для различных интернет-магазинов:

  • предоставлять безупречный сервис;
  • помогать экономить, улучшая жизнь людей;
  • дарить радость и удовольствие;
  • пропагандировать ЗОЖ;
  • создавать качественные инновационные товары/услуги;
  • способствовать реализации внутреннего потенциала;
  • содействовать человеческому прогрессу;
  • устранять незримые барьеры между бизнесом и покупателем;
  • делать жизнь людей интереснее, ярче;
  • помогать лучше выглядеть, хорошо себя чувствовать;
  • создавать уют в доме.

Выводы

Зачем компания появилась на рынке, куда идет, как и ради чего – ответы на такие вопросы дает миссия.

Четко сформулированное предназначение – критерий серьезных намерений бренда. Это не слоган и не банальные слащавые фразы про выгоды и пользу для клиентов. Это глубинные смыслы, ценности, истинное предназначение, которые повышают авторитетность бренда в глазах аудитории.

Разработать собственную уникальную миссию можно в 4 этапа, рассмотренных в нашей инструкции. Исходите из особенностей, преимуществ продукта и компании и найдите то, что выгодно отличит вас от конкурентов.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Какие товары продавать на Ozon в 2024 году

24.04.2024
За последние годы онлайн-торговля стала неотъемлемой частью нашей жизни. Количество маркетплейсов и продавцов на них ежедневно только растёт. Один из...

Что значит выплаты приостановлены на Wildberries и как решить проблему

24.04.2024
Ежедневно растёт число продавцов, реализующих свои товары на маркетплейсах. При этом не все онлайн-платформы обеспечивают своевременные и честные выплаты продавцам....

Как раскрутить Youtube канал: советы по продвижению

23.04.2024
YouTube уже давно перестал быть просто развлечением для пользователей. Люди ищут информацию, в том числе о товарах и услугах. Поэтому...

Что такое автообзвон клиентов и как его настроить

23.04.2024
Время — самый ценный ресурс. Поэтому любая компания стремится автоматизировать рутинные процессы. Например, звонки потенциальным клиентам. Общение с живым оператором,...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie