Недавно правительством была окончательно утверждена налоговая реформа, которая вступит в силу уже в 2026 году. Она затронет все сферы бизнеса в России, в том числе и онлайн–торговлю на маркетплейсах.
В материале подробно разберём как нововведения отразятся на продавцах, работе с маркетплейсами и поделимся советами подготовки к грядущим изменениям.
Что меняется для селлеров с 2026 года
Главной целью налоговой реформы станет достижение прозрачности и цифровизации бизнеса. Для этого правительство разработало целый комплекс изменений, которые коснутся порядка ведения налогового и бухгалтерского учёта.
Ключевым пунктом утверждённого законопроекта можно считать повышение ставки НДС до 22% в 2026 году, а также порядка её применения. Напомним, что сейчас большая часть продавцов осуществляют свою деятельность без НДС или по УСН. С 2026 года порог освобождения от НДС будет снижен, что приведёт к автоматическому увеличению числа плательщиков налога на добавленную стоимость. Это значит, что многим селлерам придётся полностью перестраивать систему учёта и документации (УПД).
Помимо этого, с нового года платформы будут обязаны передавать в ФНС подробные сведения о доходах, выручке и транзакциях продавцов. Такой шаг значительно усилит контроль за оборотом средств и минимизирует вероятность различных «серых» схем работы.
Также изменения ждут иностранных продавцов из ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) для которых значительно ужесточаются правила. Например, с 2026 года даже индивидуальные предприниматели этой категории, ведущие деятельность на российских площадках, будут обязаны уплачивать НДС.
Для отечественных селлеров, которые реализуют товар физлицам из стран ЕАЭС с помощью электронных площадок также придётся оплачивать НДС.
Ниже рассмотрим подробнее все изменения, которые ждут продавцов на ведущих деятельность на отечественных маркетплейсах (Озон, Wildberries, Яндекс Маркет).
НДС для маркетплейсов в 2026 году
Наиболее существенно налоговая реформа отразится на всём, что касается НДС. Если ранее предприниматель мог вести деятельность на УСН и не платить НДС (если соблюдался лимит), то с 01.01.2026 лимит значительно снизят до 20 млн рублей, а в 2027 — до 15 млн рублей.
Напомним, что уплачивать НДС обязаны следующие участники рынка:
|
Кто |
Когда |
|
Организации и ИП на ОСНО |
Уплачивают НДС по умолчанию со всех операций по реализации товаров через маркетплейс. |
|
Организации и ИП на УСН |
Начинают начислять НДС автоматически с месяца, следующего за месяцем, в котором был превышен установленный лимит. |
|
Иностранные продавцы |
С 2026 года их обязали самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДС в России при реализации товаров российским физлицам. Для этого обязательно нужно встать на учёт в российских налоговых органах. |
|
Маркетплейс (как посредник) |
В ситуациях, когда площадка работает по агентскому договору от имени иностранного продавца, она может выступать в роли налогового агента и удерживать НДС. |
Обратите внимание, что если вы впервые становитесь плательщиком НДС в 2026 году, то на вас распространяется мораторий на санкции за неподачу первой декларации по НДС. Это значит, что не будут начислены штрафы за квартал, в котором появилась обязанность оплачивать НДС.
Также немаловажно помнить, что налоговая база по НДС определяется на конец квартала в котором поступила прибыль. Декларация по НДС от иностранных поставщиков должна быть предоставлена в электронной форме до 25 числа месяца, который следует за окончанием квартала. Оплатить налог необходимо не позднее 28 числа этого же месяца.
Реформа коснулась и оформления счетов–фактур:
— в счете–фактуре на отгрузку под ранее полученный аванс теперь дополнительно к дате и номеру платежного поручения на аванс необходимо указывать дату и номер «авансового» счета–фактуры;
— вместо реквизитов свидетельства о госрегистрации ИП необходимо прописывать ОГРНИП и дату его получения;
— форму и порядок выставления документов теперь определяет ФНС.
Изменения НДС на зарубежные посылки
На величине налога на добавленную стоимость реформа не остановилась. Например, с 2027 года законодатели готовят к реализации меры, которые коренным образом изменят рынок международной онлайн–торговли. Сейчас на рассмотрении находится проект, предусматривающий оплату НДС на все товары, которые ввозят на территорию РФ физическими лицами через маркетплейсы.
Основные идеи проекта:
— Налогом на добавленную стоимость будут облагаться все посылки из зарубежа, приобретённые на любых маркетплейсах (включая зарубежные). С высокой вероятностью, льготный лимит на беспошлинный ввоз для этой категории будет отменен.
— Налог будет начисляться маркетплейсу и продавцам. То есть, отечественные площадки в этом случае становятся налоговыми агентами для иностранных селлеров.
— Ставку налога планируют повышать поэтапно: с 2027 до 5%, с 2028 до 10, с 2030 — 22%.
Для отечественных онлайн–платформ принятие законопроекта принесёт снижение ценового давления со стороны зарубежных конкурентов и увеличение административной и налоговой нагрузки. При этом иностранные площадки должны будут определиться: добросовестно платить налоги в РФ либо потерять для себя рынок.
Снижение порога для УСН
Упрощённую систему налогообложения также коснётся ряд изменений в 2026 году:
— Лимиты доходов. С 2026 года порог ждёт уменьшение с 60 млн рублей до 20 млн рублей. При этом действовать нововведения начнут уже по итогам 2025 года. Однако, это не последнее снижение, уже с 2027 года порог будет снижен до 15 млн рублей, а с 2028 года до 10 млн рублей.
Льготные ставки налогообложения будут сохранены:
-
5% при доходах по итогам 2026 года от 20 млн рублей до 250 млн рублей;
-
7% при доходах по итогам 2026 года от 250 млн до 450 млн рублей.
— Ограничения для регионов. Законодатели заканчивают процесс утверждения перечня видов деятельности, для которых в отдельных регионах могут применяться сниженные ставки налога (1–5%).
— Налоговые каникулы. Теперь также будет действовать утверждённый перечень критериев, который заменит действующую систему при которой процесс был на усмотрении самих регионов.
— Перечень расходов на списание. При системе УСН «Доходы минус расходы» с нового года бизнес сможет учитывать любые экономически оправданные и документально подтверждённые издержки. Об этом гласит новый подпункт НК РФ (346.16 п.45).
— ИП на УСН теперь обяжут оплачивать НДФЛ с доходов по вкладам вместо налога. Ранее такие разъяснения давал Минфин в отдельных письмах, теперь это прописано в налоговом кодексе.
Тарифы по страховым взносам
Если в вашем штате есть сотрудники, которые оформлены по ТК (бухгалтер, менеджер, водитель), то вас ждут важные изменения в процессе оплаты страховых взносов.
Например, в текущем году малый и средний бизнес начисляет страховые взносы по тарифу 30% с выплаты сотруднику в пределах 1,5 МРОТ в месяц и 15% с превышения. С января 2026 года ставка будет повышена и станет стандартной, а также единой для деятельности на маркетплейсах — 30%.
Это значительно увеличит нагрузку на фонд оплаты труда для предпринимателей. А значит, придётся включать эти издержки в конечную стоимость товаров, чтобы неожиданно не уйти в минус.
Также можно рассмотреть вариант с аутсорсингом и передать сторонним подрядчикам часть функционала — логистика, маркетинг, дизайн и даже бухгалтерию. Такой подход позволит избежать повышения расходов на содержание штата сотрудников.
Как подготовиться продавцам на маркетплейсах к изменениям?
К реформе в налоговой системе с 2026 года, селлерам на маркетплейсах, лучше подготовиться заранее. Для этого рекомендуем:
-
Закрыть максимум продаж 2025–ым годом. Даже если это будет постоплата, которая поступит уже в 2026 году, перечислять дополнительный НДС будет не нужно.
-
Произвести аудит юнит–экономики и пересмотр ценовой политики с учётом вступающих изменений. Это необходимо, чтобы не работать себе в убыток.
-
Провести сравнительный анализ налоговой нагрузки с учётом изменений в налоговой реформе. Возможно, что с 2026 года работать на АУСН станет выгоднее, чем на других режимах.
Налоговая реформа 2026 задает новые правила игры, где победят те, кто управляет бизнесом на основе данных. Превратите вызов в возможность для роста. Доверьте сбор и анализ ключевых финансовых метрик с Wildberries, Ozon и других площадок сервису аналитики inSales. Это позволит не просто адаптироваться к изменениям, но и выявить новые точки роста вашего бизнеса на маркетплейсах.