Правила работы по FBS-схеме на разных маркетплейсах

На электронных торговых площадках существует две модели онлайн-торговли. FBO-схема, предполагающая реализацию продукции со складов маркетплейса. А также FBS-схема, которая предусматривает хранение товарных позиций и их транспортировку покупателю непосредственно продающей компанией. О втором варианте мы и поговорим в сегодняшней статье. Разберемся в особенностях работы по FBS-модели на разных торговых площадках.

FBS-схема: что это и как работает

Осуществляя продажу товаров на маркетплейсе по FBS-модели, предприниматель сам организует место хранения продукции, выполняет сборку и отправку заказанных позиций. При этом изделия могут доставляться продавцом до пунктов выдачи электронной торговой площадки или пересылаться покупателю с помощью курьерской службы.

Онлайн-торговля по FBS-модели открывает перед селлером дополнительные возможности:

  • Продавец может самостоятельно проверять продукт.
  • Формировать ассортиментный ряд из большего числа товарных позиций.
  • Осуществлять распределение продукции между действующими моделями с учетом товарооборота на свое усмотрение.
  • Контролировать своевременность отправки заказов.

Поэтому многие предприниматели, как начинающие, так и опытные, при выходе на маркетплейс останавливают свой выбор именно на FBS-схеме.

Работа селлера при FBS-схеме

Как уже было сказано выше, интернет-торговля по FBS-модели предусматривает содержание товарных позиций на складах продавца (собственных или арендованных). Селлер сам мониторит заказы, выполняет сборку, упаковку, маркировку и отправку. Параллельно он:

  • Составляет всю сопроводительную документацию.
  • Занимается транспортировкой продукции до пунктов выдачи электронной торговой площадки или центров распределения.
  • Принимает и обрабатывает подлежащие возврату товары.

В качестве товарных хранилищ селлер может использовать приобретенные или взятые в аренду помещения. Как вариант — склады компании-партнера (по фулфилменту), если сотрудничество предполагает наличие FBS-схемы.

Электронная торговая площадка, со своей стороны, принимает уже укомплектованные заказы, пересылает товары клиентам с помощью пунктов выдачи, постаматов или курьерских служб.

Реализация товаров по FBS-схеме

Нюансы онлайн-торговли по FBS-модели

Выбирая данную схему для интернет-торговли через маркетплейс, важно заранее узнать о ряде важных моментов, которые в дальнейшем позволят избежать лишних сложностей:

  1. Осуществляя бизнес-деятельность по FBS-модели, можно продавать через электронную торговую площадку только определенные товарные позиции. Некоторые категории изделий маркетплейсы не хранят и не доставляют.
  2. Каждый селлер обязан постоянно отслеживать состояние заказов, чтобы регулярно фиксировать сведения об оставшихся товарах.
  3. Продающая компания обязана придерживаться установленных маркетплейсом правил упаковки и маркировки товарных позиций.
  4. При работе по FBS-схеме крайне важно своевременно формировать и отправлять заказанные изделия. В противном случае селлера ждут штрафные санкции от электронной торговой площадки, вплоть до блокировки виртуальной витрины и снижения рейтинга.
  5. Возвратные товарные позиции допускается держать на складе маркетплейса ограниченное время (за дополнительную плату), по истечении которого товар подлежит утилизации.

Как видите, значимых нюансов действительно немало. Чтобы не попасть впросак, следует заранее внимательно изучить правила работы на маркетплейсе по выбранной модели.

Кому выгодно работать по FBS-схеме

В первую очередь задуматься о возможности переключиться на FBS-модель при онлайн-торговле на маркетплейсе следует предпринимателям с малым объемом заказов. Когда товар заказывают не слишком часто, изделия можно комплектовать, упаковывать и транспортировать до пункта приема или передавать курьерской службе самостоятельно. Также обратить внимание на данную модель стоит:

  1. Продавцам с многоканальной системой сбыта (когда предприниматель одновременно реализует продукцию через разные электронные площадки, социальные сети, собственные интернет-магазины). В таком случае гораздо выгоднее и удобнее сотрудничать с фулфилмент-партнерами или держать продукцию на своих складах. Так удастся осуществлять отгрузку изделий конкретно по тем каналам, откуда приходят заявки.
  2. Бизнесменам, реализующим дорогостоящие товарные позиции с внушительным средним чеком.

Одним из ведущих преимуществ интернет-торговли по FBS-модели является возможность неплохо сэкономить на возвратных товарах (причем не только в денежном эквиваленте). Обычно электронные торговые площадки не дают гарантии, что товар вернется к селлеру в изначальном состоянии. Плюсом ко всему — львиную долю времени в этом вопросе занимают юридические проволочки. Поэтому продавцу выгодно держать изделия, подлежащие возврату, на своем складе, а не использовать для этого помещения маркетплейса.

Из недостатков FBS-схемы стоит указать большую продолжительность транспортировки товарных позиций до клиента. Сначала торговая площадка устанавливает продавцу строгий лимит по времени на сборку заказа. Потом отправляет укомплектованные посылки в распределительный пункт. Только оттуда товар отправляется непосредственно к покупателю (или в близлежащий пункт выдачи). В итоге заказанная вещь «добирается» до своего владельца примерно за 3-4 дня.

Многие компании, оказывающие услуги фулфилмента, сегодня работают с маркетплейсами

Как работает FBS-модель на Ozon

На этой электронной торговой площадке FBS-модель называется Ozon Rocket. В обязанности селлера также входит постоянный мониторинг заказов, комплектовка, маркировка и подготовка к транспортировке до покупателя. Сам маркетплейс выполняет доставку товарных позиций клиенту.

Правилами маркетплейса установлен ряд ограничений на хранение определенной продукции. Поэтому некоторые бизнесмены могут осуществлять свою деятельность в рамках платформы исключительно по схеме FBS. К таковым относятся продавцы, предлагающие потребителям:

  • Автобатареи на основе щелочи и кислоты.
  • Наполненные газовые баллоны.
  • Трубы и изоляционные материалы для водопровода.
  • Кресла-мешки.
  • Отделочные материалы для напольного покрытия.
  • Крупногабаритные элементы систем вентиляции.
  • Строительные материалы и еще ряд товарных позиций.

Кроме того Ozon не занимается не только хранением, но и доставкой: живых елей, саженцев деревьев, цветочной продукции, химикатов для сельского хозяйства, медицинских препаратов.

Если предприниматель хочет расширить свой ассортиментный ряд продукцией, которая не подлежит хранению и доставке силами маркетплейса, он может демонстрировать ее на виртуальной витрине, но содержать и транспортировать до покупателя будет самостоятельно.

Чтобы заниматься онлайн-торговлей на Ozon по FBS-схеме, предстоит переключиться на нее в персональном кабинете (создать специальный склад). Потому что по умолчанию при выходе на электронную торговую площадку предпринимателя регистрируют на модель FBO.

Каждая разновидность товарных позиций при этом подразумевает использование одного склада. Так например, для малогабаритных и крупных изделий у селлера будут заведены разные склады.

Плюсом ко всему в персональном кабинете необходимо определить способ отправки товара (до ПВЗ или с помощью курьерской службы). И то, и другое оплачивается предпринимателем. Клиент же оплачивает доставку только забирая заказ у курьера. Если она не осуществляется бесплатно, допустим, при заказе продукции на конкретную сумму.

Электронная торговая площадка Ozon обязуется:

  • Производить расчет времени, отводимого на транспортировку продукции до клиента.
  • Устанавливать цену перевозки товаров для селлера и потребителей.
  • Указывать дату отгрузки и доставки товарных позиций.
  • Осуществлять прием посылок, пересылать их покупателям и заниматься обновлением статусов.
  • Выдавать заказанные изделия в специализированных пунктах выдачи, постаматах или доставлять их при помощи курьерских служб.

Время, затрачиваемое на транспортировку заказанных товаров, чаще всего зависит от способности селлера оперативно обработать заявку и удаленности адресата. Когда клиент находится в одном с вами районе или городе, он может получить приобретенный продукт в день оформления заказа.

При работе по схеме FBS на Ozon следует заранее изучить правила торговой площадки

Как работает FBS-модель на «Яндекс.Маркет»

На этом маркетплейсе выбрать приоритетную схему ведения деятельности также можно в персональном кабинете селлера. При этом по ней, согласно правилам электронной торговой площадки, продавцу предстоит отработать подряд не менее 5 дней. После чего, если возникнет необходимость, можно будет выбрать другую модель работы.

В течении указанных выше 5-ти дней предпринимателю предстоит постоянно отслеживать количество оставшейся на складах продукции и передавать сведения на «Яндекс.Маркет». Так маркетплейс контролирует процесс реализации товарных позиций, которые точно есть в наличии. Другими словами — побуждает к продаже изделий, хранящихся на складе.

При оформлении заказа продавец выполняет его сборку, упаковку и пересылает в центр сортировки.

Обратите внимание, в пунктах выдачи товаров «Яндекс.Маркет» заказчики могут забирать товар, а сами селлеры передавать его в ПВЗ для дальнейшей транспортировки до покупателя.

Выбирая FBS-схему на «Яндекс.Маркет», также не удастся торговать онлайн определенными товарными категориями. Зато данная электронная торговая площадка берет на себя полную ответственность за сохранность продукции в момент нахождения в центре сортировки, а также по дороге к клиенту. В случае порчи или утери посылки селлеру возместят ущерб.

Дополнительно «Яндекс.Маркет» практикует рабочую схему для продавцов — «Экспресс». Осуществляя интернет-торговлю в соответствии с данной моделью, предприниматель содержит продукцию на собственном складе, но переправляет ее в центр сортировки не самостоятельно, а с помощью специальной курьерской службы маркетплейса. Благодаря чему удается существенно сократить время доставки заказанных товарных позиций. Актуально для скоропортящихся товаров.

На маркетплейсе «Яндекс.Маркет» существуют различные схемы для онлайн-торговли, которые дают бизнесмену разные возможности

Как работает FBS-модель на WildBerries

В плане публикации информации об особенностях своей работы WildBerries является очень скрытным маркетплейсом. Подробные данные в сети в свободном доступе отсутствуют. Чтобы узнать все нюансы, необходимо пройти регистрацию на партнерском веб-портале. Что далеко не всегда и не для всех актуально.

Тем не менее выбор подходящей модели для работы на этой электронной торговой площадки также осуществляется через персональный кабинет селлера. В нем он занимается оформлением заказов и наблюдает за их состоянием. Для чего предстоит систематически обновлять статус.

Чтобы клиент случайно не оформил заказ на товарную позицию, которая в данный момент отсутствует на складе, на карточке товара проставляется соответствующая отметка. С целью исключения путаницы остатки постоянно мониторятся и выводятся в специальном блоке.

Подводим итоги

В целом условия ведения бизнес-деятельности по модели FBS на разных маркетплейсах во многом схожи. Чтобы разобраться в деталях, следует внимательно читать правила и рекомендации, установленные торговыми площадками для своих продавцов.

Зато с помощью данной схемы предприниматель в предельно короткий срок сможет протестировать выбранный маркетплейс, понять, какие товары на нем активно продаются, а какие пылятся на складе. А значит — для начинающего бизнесмена — это лучшая модель работы.

Получите максимум
от продаж на маркетплейсах
без лишних сервисов
и табличек
Узнать подробнее
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Запустите и масштабируйте продажи
на маркетплейсах
Размещайте товары, управляйте остатками, ценами и обрабатывайте заказы сразу на всех маркетплейсах
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie