Top.Mail.Ru

Что такое дорожная карта проекта, зачем она нужна при запуске и развитии интернет-магазина

Запуск успешного онлайн-магазина не делается наобум. Как и любого другого проекта. Для этого необходимо продуманное планирование. А его основой должна стать четкая визуализация стратегии, которую делают в формате дорожной карты. Что собой представляет инструмент, зачем необходим и каким образом с ним работать – все нюансы разбираем в статье.

Суть и особенности инструмента

Дорожная карта визуализирует стратегическую схему развития магазина. На ней отмечаются этапы разработки/продвижения и прочие нюансы в зависимости от конкретного проекта.
Если рассматривать в общем, инструмент отвечает на 3 основных вопроса:

  1. Кто?
  2. Что?
  3. Когда?

На карте указывают взаимосвязи между разными отделами компании в рамках длительного периода, заключенного в соответствующую хронологическую шкалу.

Тут наглядно отображены:

  • цели в долгосрочной перспективе;
  • задачи, назначенные исполнители;
  • желаемые результаты в конкретных показателях;
  • вероятные риски;
  • сроки, отведенные на реализацию.

Это ключевые элементы дорожной карты. Кроме того, сюда можно добавлять важные идеи, направления по развитию проекта, ограничения по бюджету. Некоторые описывают действия по улучшению командной работы (например, систему мотивации, корпоративные мероприятия).

Проще говоря, на карте визуально представляются задачи и способы их выполнения, которые в результате приведут компанию к желаемым целям в долгосрочной перспективе. Главной целью проектирования является минимизация рисков при запуске или перезапуске проекта.

Список задач на примере запуска сайта

С технической точки зрения roadmap представляет собой документ, где изображен путь компании, который приведет ее из условной точки «А» в точку «Б». Это может быть одна страница или презентация из нескольких слайдов. Обычно она не перегружена мелкими деталями, проста и доступна каждому сотруднику.

От классического плана roadmap отличается несколькими нюансами:

  • карта – обзор под широким углом без подробного описания задач и подзадач, план – детализированный формат;
  • карта визуализирует связи между разными факторами и отражает их влияние на конечную цель, в плане подробно расписываются даже мелкие задачи и обязанности, отслеживается каждый процесс;
  • карта регулируется руководителем, план – командой.

При построении бизнеса в e-commerce нужно использовать оба инструмента, поскольку они хорошо дополняют друг друга.

Зачем необходима дорожная карта

Многим кажется, что визуализация долгосрочных целей и задач на пути к их достижению – бессмысленная трата времени. Однако это не так. С помощью этого инструмента вы сможете:

  1. Четко обозначить общую картину перспективы. Понять, где вы находитесь сейчас и к чему хотите прийти в конечном итоге.
  2. Определить конкретные результаты, которые важны для проекта. При желании отобразить критичные точки и риски, чтобы можно было предпринять действия, которые помогут их избежать.
  3. Решить: что, зачем и в какой последовательности делать.
  4. Собирать и структурировать данные, вносить промежуточные результаты. Сформировать единое видение целей, задач и результатов для всего коллектива. Быстро вводить в дело новичков.
  5. Представлять краткий, качественный обзор проекта на организационных встречах с потенциальными инвесторами, партнерами и другими заинтересованными лицами.

На практике инструмент помогает привлеченной команде придерживаться обозначенного плана, четко понимать цели, ориентироваться в дедлайнах, знать границы своей ответственности.

Самый простой вариант roadmap в формате Excel

Также это дает возможность определять приоритетные на данный момент задачи, быстро принимать важные решения, рационально распределять нагрузку между сотрудниками. С помощью карты руководитель может сообщать команде о новых планах и каких-либо изменениях.

Инструмент необходим в течение всего жизненного цикла проекта: от запуска до закрытия. Это эффективный способ распределения финансов, времени и прочих ресурсов.

Чтобы было понятнее, приведем пример в самом упрощенном варианте.

Проект – запуск интернет-магазина, довольно длительный и ресурсоемкий процесс. Мы продумываем стратегический план действий: цели, основные этапы работы над проектом, назначенных исполнителей, дедлайны:

  • цель – запуск рабочего коммерческого сайта и получение первых продаж в течение 30 дней;
  • основные этапы – маркетинговое исследование, разработка сайта (прототипирование, дизайн, верстка, наполнение контентом, тестирование, подключение сервисов и так далее), продвижение;
  • назначенные исполнители – маркетолог, дизайнер, программист, верстальщик, контент-менеджер, SEO-специалист;
  • дедлайны – устанавливаются отдельно по каждой задаче;
  • маркеры статуса для отслеживания прогресса по процессам.

Беглый взгляд на карту позволит быстро оценить, кто и какую работу выполняет в текущий момент.

Классификация дорожных карт

Существует два основных типа инструмента:

  1. Каскадные. Отображают этапы работы в четкой последовательности, возврат к предыдущему шагу не предусмотрен. Например: «Идея – Проектирование – Разработка – Тестирование – Запуск».
  2. Гибкие. Позволяют разбивать процесс на определенные циклы, по ходу которых достигаются краткосрочные цели.

Инвестиции в каскадных roadmap строго установлены, ресурсы распределяются в целом на весь проект. Процессы ведутся последовательно, разными специалистами. Плюсы схемы: удобная отчетность, понятная и простая структура. Минусы: низкая адаптивность, отсутствие гибкости, возможны финансовые и временные потери из-за различных форс-мажоров.

В гибких картах можно перераспределять инвестиции между отделами/командами. Работа ведется параллельно. Руководители и исполнители вынуждены постоянно взаимодействовать друг с другом для оперативного внесения правок. Плюсы схемы: высокая адаптивность, налаженное взаимодействие между отделами. Минусы: для своевременных изменений/корректировок необходим опыт и высокая квалификация.

В обоих типах инструмента указывают временную шкалу с приблизительными хронологическими рамками и отдельные общие задачи. Их используют не только при создании нового бизнеса, но и для реализации более мелких проектов в рамках компании. Например, для разработки мобильного приложения, лендинга для отдельного продукта, стратегии продвижения, повышения продаж.

Карту выстраивают в виде прогноза развития на разных этапах, календарного графика, концепции со стратегией и возможными сценариями, плана управления. Она бывает продуктовой, проектной, отраслевой, корпоративной, образовательной. В каждой из них отражается определенный план. Например, образовательная roadmap включает систему мотивации, варианты обучения и повышения квалификации для сотрудников.

Этапы разработки

Универсального способа разработки roadmap не существует. Внешний вид и содержание инструмента могут существенно отличаться. Все зависит от направления, в котором работает компания, ее масштабности, сложности задач, применяемых методик. Также имеет значение, для кого составляется карта.

Главное – сконцентрироваться на общих стратегических моментах и не отвлекаться на детали. В этом помогает планирование по нисходящему принципу. Разберем основные этапы разработки.

Постановка целей и задач

Первым делом выберите проект, поставьте ключевую цель и разложите ее на общие задачи, не погружаясь в детализацию. Прорисуйте краткую последовательность действий, которые помогут реализовать задуманное.

Будьте внимательны: указывайте только достижимые цели и реальные сроки. Иначе неизбежны задержки и финансовые перерасходы.

Выбор формата

Подумайте, на кого рассчитана карта, для каких целей она разрабатывается. Отталкиваясь от этого, определитесь с подходящим форматом:

  • таймлайн в виде вертикальной или горизонтальной хронологической линии;
  • список задач в простой таблице;
  • kanban-доска с разноцветными карточками;
  • презентация;
  • разные виды диаграмм;
  • комбинированный вариант.

Пример таймлайна

Назначение исполнителей и расстановка приоритетов

Выясните все вопросы, которые касаются команды: кто участвует в проекте, у кого будет доступ к карте. Распределите задачи между сотрудниками или сторонними специалистами. Продумайте принцип внесения корректировок и порядок действий на случай форс-мажора.

Затем расставьте приоритеты: что будет сделано в первую очередь, что – параллельно. Определите порядок выполнения задач. Для каждой из них стоит указать ресурсы, необходимые для реализации.

Определение ключевых метрик и хронологических рамок

Чтобы в дальнейшем измерять прогресс и отслеживать статус задач, обозначьте ключевые показатели, на которые будете ориентироваться.

Проставьте дедлайны для исполнителей. На короткие спринты понадобится до 2-х недель, под более сложные задачи выделяют от 30 дней. Но в целом все зависит от специфики работы и возможностей в рамках конкретного проекта.

Планирование бюджета

Теперь запланируйте бюджет. Предусмотрите все ресурсы, которые потребуются для реализации проекта, включая стоимость услуг сторонних специалистов.

Осталось выбрать подходящий метод реализации.

Где создать roadmap: подборка сервисов

Создавать roadmap можно в самом обычном ПО вроде PowerPoint, Excel. Но тогда файлы получаются статичными: их трудно корректировать и дополнять.

Поэтому для разработки гораздо целесообразнее воспользоваться специализированным онлайн-инструментом. Особенно, если речь идет о долгосрочном проекте. Онлайн-платформы предусматривают интеграции со сторонними сервисами, возможность совместной работы над картой, сбор информации, настройку уведомлений. Рассмотрим некоторые из таких платформ.

ProductPlan

Сервис, который позволяет разрабатывать динамические карты и работать с ними совместно с командой. Делать их можно в формате списка, таблицы, портфолио, временной шкалы.

Функционал платформы:

  • простой процесс редактирования путем перетаскивания;
  • возможность публикации карты по безопасной ссылке для сотрудничества с заинтересованными лицами;
  • обновления статуса, комментарии, упоминание;
  • неограниченное количество бесплатных учетных записей;
  • интеграция основных инструментов и данных;
  • множество шаблонов на выбор.

ProductPlan дает бесплатный 14-дневный доступ, ежемесячная подписка стоит от 39 долларов. Русскоязычного интерфейса нет, но все интуитивно понятно.

Roadmunk

Инструмент для наглядного представления рабочих процессов. Тут предлагаются разные шаблоны карт, простое пошаговое руководство в PDF для новых пользователей.

Функционал платформы:

  • добавление ключевых идей и дат;
  • отслеживание прогресса;
  • расстановка приоритетов;
  • предоставление доступа участникам команды в режиме комментирования, просмотра, редактирования;
  • неограниченное количество просмотров;
  • импорт в CSV;
  • интеграции.

Бесплатный период дается на 2 недели. Стоимость базового тарифного пакета – 19 долларов (на нем пользоваться инструментом может только 3 участника). Перевод на русский отсутствует.

Roadmap Planner

Сервис для разработки продвинутых инструментов, построенных на базе диаграммы Ганта. Отличается удобным и отзывчивым пользовательским интерфейсом, в котором легко создавать и редактировать новые карты.

Функционал платформы:

  • иерархическая, интерактивная визуализация всех этапов, задач и статуса каждой из них;
  • расстановка приоритетов между процессами;
  • управление командой: можно добавлять новых участников, назначать им задания, удалять;
  • просмотр временной шкалы;
  • уведомления;
  • подробные отчеты о проделанной работе.

Как и в других сервисах, тестовый период длится 2 недели. Стоимость платного тарифного плана – от 7,98 долларов. Русскоязычной версии нет, интеграции и экспорт отсутствуют.

Заключение

Дорожные карты отражают не детализированные данные, а глобальные цели и пути к ним. Инструмент позволяет донести ключевые идеи, отразить прогресс, сосредоточить коллектив на достижении результата.

Составляя карту под свой проект, старайтесь не лить «воду» и избегать чрезмерной детализации. Также рекомендуем регулярно обновлять данные, следить за прогрессом. Так будет проще контролировать процесс, видеть и исключать потенциальные риски, становиться ближе к поставленным целям.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Как адаптировать онлайн-бизнес для продаж во ВКонтакте и Telegram в 2022 году

19.05.2022
Многие предприниматели, продвигая бизнес в интернете, используют метод кросспостинга, размещая один и тот же контент на различных платформах и в...

Что делать, если упал трафик на сайте интернет-магазина: обзор причин и способов решения

16.05.2022
Практически каждый предприниматель, занимающийся продажами в e-commerce, сталкивается с тем, что трафик в интернет-магазине падает. Чтобы минимизировать негативные последствия для...

Что такое брендбук, зачем он нужен и когда он не обязателен

13.05.2022
Товары, которые приобретают покупатели, почти всегда вызывают у целевой аудитории определенные ассоциации и эмоции. Особенно, если это обувь, одежда, аксессуары,...

Омниканальность в eCommerce: как эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией и привлекать клиентов

12.05.2022
Предприниматели, ведущие бизнес в сфере eCommerce, давно не взаимодействуют с покупателями исключительно через интернет-магазины. Современный клиент привык идти к целевому...

14 трендов продаж в 2022 году, которые можно применить для интернет-магазина

06.05.2022
Сфера онлайн-торговли развивается довольно стремительно. Тенденции e-commerce сменяются одна за другой. Это объясняется тем, что за последние 2 года потребительские...

Как помочь клиенту найти нужный товар: эффективные решения для удобной навигации в интернет-магазине

05.05.2022
Первостепенная задача каждого онлайн-магазина — повышение конверсий и наращивание объема продаж. Стабильный рост этих показателей во многом обеспечивают: стильное дизайнерское...

Как понять, что интернет-магазину нужен ребрендинг

04.05.2022
Сильный и узнаваемый бренд, по мнению маркетологов, позволяет компании назначать премиум-цены, обеспечивает высокую прибыль и открывает возможности для стабильного и...

Как использовать вечнозеленый контент для интернет-магазина

29.04.2022
Для продвижения сайтов часто используется такой инструмент, как контент-маркетинг. В блоге публикуются полезные статьи, которые помогают решить проблемы читателей. Но...

Как перенести интернет-магазин на другую платформу, и не потерять трафик и позиции

28.04.2022
Многие владельцы интернет-магазинов в определенный момент озадачиваются необходимостью переноса своего проекта на другую платформу. Причины принятия подобного решения могут быть...
Бесплатный тариф для запуска онлайн-продаж
Управляйте онлайн-торговлей на маркетплейсах, в соцсетях и мессенджерах из одного окна