База знаний

Фулфилмент для Wildberries: доступные модели и условия работы

 Пара кликов на сайте или в приложении — и в считанные дни клиент получает свою покупку. За кадром остаётся большая работа по упаковке, хранению и логистике. О том, что такое фулфилмент, что в него входит, сколько стоят услуги и почему для бизнеса так важно выбрать правильную схему работы читайте в статье.

Что такое фулфилмент и что в него входит

 Фулфилмент — понятие, в которое входят все заботы по упаковке, сборке, маркировке, хранению, доставке, обработке заказов и возвратов. Wildberries является оператором полного цикла и предлагает селлерам такие услуги:

– принять и забрать товар у поставщика;

– проверить и оценить его качество;

– доставить продукцию на склад;

– упаковать и промаркировать товар перед отправкой;

– передать заказы в пункт выдачи или в курьерскую службу;

– оформить возврат и организовать обратную отсылку товара на склад.

 Что именно будет делать продавец, а что возьмёт на себя маркетплейс зависит от выбранной схемы сотрудничества с площадкой.

Схемы работы с Wildberries

 Модель взаимодействия указывается при регистрации на маркетплейсе. По мере работы схему можно поменять. Также есть возможность комбинировать подходы. Wildberries предлагает такие варианты:

  1. Fulfillment by Operator — FBO: при такой форме сотрудничества товар поставляется на склад Wildberries, все операции по хранению, доставке и обработке возвратов берёт на себя маркетплейс. Схема ФБО хороша, когда нет своего склада и хранить товар просто негде, а также когда быстро поставлять товар в пункт приёма возможности нет.
    Нужно помнить, что маркетплейс не следит за тем, в каком виде на склад поступает возврат. Условно если в процессе примерки потерялся ремешок от платья, докомплектовывать его некому. Проконтролировать этот момент продавец не сможет, а значит, что процент выкупа будет падать.
     Комиссии за продажи по системе FBO отличаются для разных категорий товаров. Например, на спортивную одежду в 2023 процент составлял 10%. Маркетплейс регулярно вносит обновления и публикует их на площадке в разделе для продавцов. Поэтому за обновлениями нужно регулярно следить.

  2. Fulfillment by Seller — FBS: формат работы, когда продавец по мере поступления заказов сам поставляет товар на площадку. Комиссии при такой схеме ниже, но комплектацией, упаковкой и доставкой заказов до склада маркетплейса занимается сам продавец. Схема подходит, когда нужно ввести в оборот новый продукт и понять, как его воспримет покупатель. Особенно комфортно работать по этой схеме продавцам, которые находятся недалеко от точек приёма поставок маркетплейса. ФБС позволяет поставлять товары под заказ, это значит, что деньги бизнеса не простаивают, если товар не продаётся, ведь он не лежит на складе и за хранение платить маркетплейсу не нужно. Также по схеме удобно продавать крупногабаритные товары.
    Стоимость комиссии легко рассчитать на сайте Wildberries с помощью калькулятора. Маркетплейс даёт время на доставку товара. Величина комиссии снижается, если привезти товар раньше установленного срока. За срывы поставок Wildberries штрафует продавцов. Приёмка товара может длиться до 10 дней, это оговорено в оферте. При работе по FBS возможна реализация товара сразу на нескольких маркетплейсах.

  3. Delivery by Seller — DBS: схема сотрудничества, где маркетплейс используется в качестве витрины магазина, а приём заказов, все торговые операции, логистика и прочее продавец берёт на себя. Данная схема прописана в оферте маркетплейса, но сейчас недоступна для реализации.

 Wildberries даёт возможность продавцам комбинировать схемы работы. Это особенно ценно, когда часть товара уже введена в оборот и хорошо продаётся, а часть позиций ещё нужно протестировать на площадке. Чтобы работать по любой схеме или при их комбинации максимально продуктивно, нужно оптимизировать процессы и внедрить в бизнес автоматизацию. В арсенале inSales есть все необходимые инструменты для работы на маркетплейсах, которые помогают экономить время и ресурсы и развивать магазин.

 В полный фулфилмент на Wildberries входит:

– приёмка товара от поставщика;

– распределение товара на складе;

– хранение;

– упаковка и маркировка товаров;

– доставка товара на склад или заказчику;

– обработка заказов, претензий и возвратов;

– оформление документации и ведение документооборота.

 За отдельную доплату маркетплейс может обеспечивать обратную связь клиентам.

Комиссии за продажи на Wildberries для FBS и FBO

 С 8 марта 2023 года Wildberries установил единый размер комиссий за продажи для всех схем сотрудничества. Величина этих комиссий зависит от категории товара, например, для категории «Обувь» при ФБО комиссия составляет 25%, а для товаров в разделе «Техника для кухни» — 12%.

 Также изменилась цена на логистику: теперь 5 литров стоят 50 рублей + 5 рублей за каждый последующий литр при работе по ФБС. 

Сколько стоят услуги фулфилмента на Wildberries

 Цена на фулфилмент складывается из оплаты услуг логистики, хранения товаров, обработки заказов. На итоговую стоимость влияет несколько факторов, помимо схемы работы:

– категория товаров: цена для одних групп фиксирована, для других зависит от сезона и габаритов;

– расположение и загрузка складов: в зависимости от уровня загруженности и локации склада, цена на хранение может колебаться;

– вид упаковки: для коробов и монопаллет тарифная сетка разная, некоторые склады паллеты вообще не принимают.

 Wildberries часто вносит изменения в работу и меняет цены на услуги. Актуальную информацию всегда можно найти в личном кабинете WB Партнёры, раздел «Аналитика».

Кому выбрать FBO, а кому больше подойдёт FBS

 В зависимости от категории товаров, опыта и возможностей, продавцам следует выбирать оптимальную схему сотрудничества с маркетплейсом или комбинировать модели. Кому что выбрать:

FBO

FBS

Продавцы с проверенным ассортиментом, пользующимся спросом

Новые продавцы с маленьким бюджетом

Продавцам сезонной продукции

Продавцы скоропортящихся товаров

Продавцам, чьи расходы по системе ФБС превышают заложенную выгоду

Продавцы крупногабаритным товаров

Продавцам, у которых нет своего склада

Самозанятые продавцы

 

Продавцы, у которых не бывает остатков (работают под заказ)

Логистика от Wildberries

 Как фулфилмент-оператор полного цикла Wildberries предоставляет практически весь спектр логистического сервиса. Перечень услуг будет отличаться в зависимости от схемы сотрудничества с маркетплейсом:

Услуга

FBO

FBS

Распределение товара на складе

Wildberries

Wildberries

Хранение товара

Wildberries

Продавец

Проверка соответствия товара требованиям маркетплейса

Wildberries

Продавец

Нанесение маркировки и упаковка

Продавец

Продавец

Доставка товара на склад

Wildberries

Продавец

Обработка возвратов

Wildberries

Продавец

Приём товара 

 Независимо от того, где хранится партия товара, процесс приёма товара будет выглядеть одинаково. Продавец готовит товары (упаковывает, маркирует) и привозит в пункт приёма маркетплейса. Также селлер может воспользоваться услугами курьерской службы стороннего оператора. В пункте приёма сотрудники принимают товары и распределяют их на складе маркетплейса или пункта выдачи (зависит от модели сотрудничества).

Маркировка и упаковка товара 

 Wildberries предъявляет строгие требования к упаковке и маркировке товаров. При этом маркетплейс регулярно вносит изменения, которые нужно отслеживать на сайте, чтобы не нарваться на штраф и не потерять время на переупаковку.

Требования к упаковке:

– упаковка должна быть чистой, прочной, без вмятин и повреждений;

– маркировка должна легко читаться сканером и находиться на видном месте;

– на упаковке не должно быть никаких лишних символов и наклеек;

– товар внутри коробки не должен перемещаться, его нужно фиксировать картонными или бумажными вкладками;

– жидкости нужно запаивать в плёнку;

– не должно быть плесени и посторонних запахов;

– маркировка на упаковке должна соответствовать указанной в документах.

 Wildberries интегрировал в работу систему «Честный знак» — национальную систему маркировки. В нашей стране есть категории товаров, которые требуют обязательной маркировки. При её отсутствии продавец получит штраф, а продукцию могут конфисковать. Маркировать нужно каждую единицу товара.

 Для маркировки используют двумерный код Data Matrix. В него входят блоки:

– GTIN – 14 символов, уникальные для каждого товара;

– серийный номер, который содержит сведения о товаре;

– ключ проверки;

– криптохвост или код проверки, с его помощью проверяют подлинность товара и защищают его от копирования.

 Вместе с основной маркировкой продавцы указывают дополнительные сведения о товаре (страну производителя, состав и прочее), но это делать необязательно.

 Список товаров, которые обязательно нужно маркировать постоянно пополняется, его можно найти на сайте маркетплейса. Сегодня обязательной маркировке подлежат велосипеды, одежда и обувь, духи, шубы и многое другое. Если не промаркировать товар или допустить в маркировке ошибку, можно получить штраф до 10 000 рублей для должностных лиц и до 300 000 рублей для юридических лиц.

Хранение товара

 За хранение на складе ВБ маркетплейс берёт с продавца оплату. Сотрудники склада подбирают нужное место для каждого товара. Хрупкие товары хранят в специальных зонах. При модели сотрудничества ФБС продавец хранит товары на собственном складе или на складе стороннего оператора.

Как выбрать фулфилмент для Wildberries

 Особенно внимательно нужно подходить к выбору оператора на начальном этапе. Вот на что нужно обращать внимание при поиске компании:

– ценовая политика компании и комплексность услуг. Для одних продавцов удобно обращаться за конкретной услугой, другим выгоднее приобретать пакетное предложение;

– наличие собственного транспорта у оператора;

– график работы. Ежедневно себе могут позволить работать компании с постоянным штатом сотрудников, что означает соблюдение сроков и своевременную обработку заказов и товара;

– обеспечение документооборота существенно разгружает продавца и даёт возможность акцентировать внимание на других важных задачах.

 Также многие операторы предоставляют комплекс услуг, в который входит ведение магазина, создание карточек товара, помощь в создании фото и видео контента, а также обработку возвратов и поддержание обратной связи с клиентами.

Рекомендации по работе с фулфилментом

 Чтобы магазин на ВБ работал как часы, нужно сразу настроить бизнес-процессы. Очень большую роль играет техническое задание для фулфилмент оператора.

 Чтобы составить техническое задание для работы с фулфилментом, нужно:

  1. Выбрать схему работы: ФБО или ФБС.

  2. Выбрать оператора.

  3. Заключить договор сотрудничества и предоставить всю необходимую информацию.

  4. Указать в техническом задании требования к упаковке, маркировке и хранению товара.

  5. Установить сроки выполнения работ и зоны ответственности.

Ошибки фулфилмента и как их избежать

 Основная масса ошибок связана с обработкой заказов. Промахи отслеживаются и штрафуются маркетплейсом. За что можно получить штраф:

– если продавец отменил заказ (если изменилась цена на товар, а указать это забыли, или товар закончился, а склад не пополнили вовремя), то штраф составит 35% стоимости товара, минимум 100 рублей;

– если продавец отправил не тот цвет или ошибся с комплектацией и покупатель не стал забирать товар. Цена ошибки — 35% от стоимости товара, не меньше 100 рублей;

– если в карточке не указаны габариты товара, стоимость логистики автоматически вырастет в 15 раз.

  Полный список штрафов можно найти на сайте маркетплейса для партнёров. Чтобы избежать недоразумений, нужно отслеживать изменения площадки на сайте и контролировать соответствие товаров требованиям.

 Также проблемы с товаром могут появиться на этапе упаковки и маркировки. Поэтому очень важно уделить этому вопросу достаточно внимания. В противном случае партия может «застрять», а деньги будут заморожены.

 Ошибки, которые приводят к излишним тратам:

– невыгодное количество товара для отгрузки (когда за партию указана фиксированная цена, выгоднее поставлять большое количество товара);

– отсутствие контроля за остатками (карточка товара теряет позиции в выдаче, если остатков мало, а при отсутствии товара и необходимости отмены, можно получить штраф);

– несоответствие запроса и возможностей (когда продавец при ограниченном бюджете заказывает дорогую упаковку и прочие опции). 

Операторы фулфилмента для Wildberries

 Исходя из возможностей и потребностей бизнеса, можно обратиться к стороннему оператору фулфилмента. Вот некоторые из популярных:

  1. Easy Pack — оператор полного цикла. Предлагает услуги по приёмке товаров, хранению, обработке заказов, учёту и сортировке товаров, упаковку и маркировке, доставке и обработке возвратов.

  2. Upmarket — оператор полного цикла. В работу интегрирована система «Мой склад», что позволяет контролировать остатки и оптимизировать поставки.

  3. Fulinmark — оператор фулфилмента для Wildberries. Склад расположен в непосредственной близости от главного склада ВБ, поэтому отгрузка товаров происходит быстро.

  4. RDV маркет — компания организовывает комплексную работу с маркетплейсом с нуля и обеспечивает автоматизацию процессов с помощью собственной системы.

  5. Кактус фулфилмент — компания поддерживает работу со всеми популярными маркетплейсами. При этом контроль и ведение бизнеса происходит в одном окне.

Заключение

 Правильно выбрав схему сотрудничества с маркетплейсом и подобрав оператора фулфилмента, можно существенно сэкономить расходы на сотрудников, аренду склада и транспорта. Чтобы сотрудничество было максимально выгодным, нужно отталкиваться от своего бюджета и ценовой политики оператора. Важно, чтобы компания отслеживала изменения маркетплейса и своевременно на них реагировала.

Получите максимум
от продаж на маркетплейсах
без лишних сервисов
и табличек
Узнать подробнее
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 7 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie