Как ставить цели и добиваться их - полный чек-лист

Целеустремленными не рождаются, целеустремленными становятся. Умение ставить задачи и решать их - один из ключевых навыков предпринимателя. Если природа не наградила вас этим талантом - его нужно развивать. О том, как это сделать - читайте в нашем сегодняшнем материале.

Зачем нужно ставить цели?

  1. Это повышает удовлетворенность результатами бизнеса и жизнью в целом. Каждая достигнутая цель - это маленькая победа. Над самим собой, над конкурентами - неважно. Покорив очередную вершину, человек выходит на новый уровень и можно двигаться дальше, к новым свершениям.
  2. Это дисциплинирует. Целеустремленность - это навык. Вырабатывая привычку добиваться поставленных целей, характер человека закаляется и крепнет. Когда задачи отсутствуют или поставлены неправильно - это расслабляет.
  3. Общие цели сплачивают коллектив. Если сотрудники объединены одной идеей, они работают как единый организм. Поэтому вам, как руководителю, нужно ставить не только индивидуальные, но и общие задачи. Например - месячный план по выручке для отдела продаж.
  4. Наличие цели держит в тонусе, особенно, когда она ограничена во времени. Вы и коллектив всегда знаете, что у вас есть задача, которую нужно выполнить. Эта мысль всегда сидит в головах и не дает расслабиться.
  5. Хорошо расписанные задачи помогают оптимально структурировать рабочее время. Вы точно знаете, когда нужно поработать, а когда - расслабиться. Если все задачи свалены в кучу и непонятно, за что хвататься - времени всегда будет не хватать.
  6. Когда все цели грамотно расписаны - есть время на подготовку. Если известно, что в следующем месяце необходимо, например, провести семинар или конференцию - есть возможность не спеша приготовиться к этому мероприятию.

виды целей

Какими должны быть цели

  1. Достижимыми. Подход “требуй от себя невозможного и получишь максимум” работает далеко не всегда. Если ставить себе и коллективу невыполнимые условия, даже при достижении определенного результата цель формально не будет достигнута. А не достигнутые цели разочаровывают. Любой менеджер по продажам, работающий по плану, скажет вам, как обидно, когда этот самый план всегда чуть больше реального. Такой план невозможно выполнить, а самое плохое в том, что если каким то чудом это сделать - планка в тот же момент будет повышена до нереальной.
  2. Измеримыми. Не нужно ставить абстрактных задач вроде “заработать много денег”. А вот “заработать 1005685 рублей в месяц” - самое то.
  3. Ограниченными во времени. Мало просто сформулировать задачу - нужно еще и определить срок ее выполнения. При этом дедлайны должны быть разумными. На выполнение любой работы нужно конкретное количество времени - нужно это учитывать и не ставить сверхзадач. По возможности, разумеется. Бывают такие ситуации, когда нужно вылезти из кожи вон и сделать невозможное, но это должно быть исключением, подтверждающим правило. Постоянно жить и работать в режиме цейтнота удовольствие не из приятных.
  4. Распределенными по времени. Не нужно валить все задачи в одну кучу по принципу здесь густо, а том пусто. Все цели должны равномерно распределяться в рабочем графике. Так у вас появится возможность оптимально распределить силы и ресурсы.
  5. Стабильными. Когда условия задачи меняются сто раз на дню - это запутывает и вас, и коллектив. Сотрудники начинают думать, что начальник сам не знает, чего хочет. Поставили цель - все: с этого момента условия не меняем. Знаете пословицу “семь раз отмерь, один отрежь”? Суть ее в том, что мерить можно хоть семь, хоть сто семь раз. А вот отрезать можно только единожды - второй попытки не будет. Поэтому хорошенько подумайте и поставьте цель так, чтобы потом ее не менять.

смарт цели

Иерархия целей

Цели бывают глобальными и локальными. Есть общая большая цель, ради которой вы и затевали бизнес. Все остальные задачи должны быть подчинены ее достижению. Рассмотрим подробнее, какими бывают цели:

  1. Главная цель. Это то, для чего все создавалось. Не будем лукавить: вы открыли бизнес для того, чтобы зарабатывать деньги, повысить статус и улучшить благосостояние своей семьи. Это и есть глобальная цель. Но мы помним, что цели должны быть измеримыми, поэтому так не пойдет. Придумайте что-то более конкретное и осязаемое. Например, построить двухэтажный дом на берегу Черного моря, купить автомобиль премиум-класса и отправить детей учиться в Гарвард. И все это - через 5 лет.
  2. Долгосрочные цели. Это те вещи, которые определяют стратегию развития вашего бизнеса. Они ставятся на долгое время вперед: год, три или даже больше. Например, войти в этом году в ТОП-10 магазинов по объемам продаж бытовой техники. Или заработать за полугодие столько-то миллионов рублей. Вот здесь можно дать волю амбициям и поставить самые смелые задачи.
  3. Краткосрочные цели. Сюда можно отнести месячный план продаж, реализацию небольших по объему и значимости проектов.
  4. Цели на день. Это обычные текущие дела, которые вы делаете сами и поручаете своим подчиненным. Однако не стоит недооценивать их значимость. Именно из решения ежедневных вопросов и задач в итоге складывается большое целое. Это все должны понимать. Даже простой звонок клиенту в итоге работает на общее благо. Это не просто рутинный разговор с покупателем, а еще один шаг, приближающий компанию к великой цели. Донесите эту мысль до всех сотрудников и пусть это станет частью общей философии бизнеса. Неважных задач не бывает.
  5. Цели делятся на общие и частные. То, что поручаете целому отделу - это общая цель. На ее достижение работает весь коллектив. Частные задачи ставятся конкретным сотрудникам. Нужно делать и так и так. Общая задача объединяет коллектив. Появляется взаимовыручка и взаимопомощь. Каждый сотрудник знает, что его интересы зависят не только от него самого, но и от того парня. И наоборот: его личная эффективность влияет на показатели всего отдела.

дерево целей

А теперь самое интересное. Как научиться добиваться поставленных целей?

Итак, с тем, какими должны быть цели и зачем они вообще нужны, мы разобрались. Но что от этого толку, если задачи постоянно сливаются и все пускается на самотек? Правильно, толку никакого. Поэтому нужно научиться добиваться выполнения задач и приучить к этому коллектив. Начнем с коллектива. Вот список методов для контроля выполнения целей:

  1. О поставленной задаче должны знать все. Поэтому никогда не работайте в формате “ну все примерно знают, что им нужно делать - вот и пускай себе занимаются”. Цели нужно доносить до коллектива официально. Самый лучший способ - оперативные совещания, планерки летучки - называйте, как хотите. Нужно собрать сотрудников вместе и раздать задания. Но и это еще не все. Коллеги могут неправильно вас понять, забыть или просто проигнорировать задачу. Поэтому результаты совещания нужно оформить в письменном виде и написать что-то вроде протокола или контент-плана. В документе указывается суть задачи, срок ее выполнения и фамилия ответственного. Распечатайте протокол на бумаге и раздайте сотрудникам - пусть повесят у себя в офисе и любуются. Отвертеться потом будет невозможно. Задача стоит? Стоит. Сроку была неделя? Неделя. Ответственный ты? Ты. Не сделал - извини, ничего личного. Премии тебе в этом месяце не будет. Или всему отделу, чтобы в следующий раз понимал, что подводишь коллег. Жестко, но эффективно.
  2. Мотивация. Награда за выполненную задачу хорошо стимулирует к ее выполнению. Сотрудники должны чувствовать эту взаимосвязь. Перевыполнил план - получил прибавку к зарплате. Можно и нужно внедрить символическую мотивацию и присваивать, например, звание лучшего менеджера по продажам месяца. А лучше вообще разработать систему поощрений - пусть сотрудники знают, что хорошая работа не останется незамеченной.
  3. Наказание за плохой результат или его отсутствие. Это тоже мотивация, только отрицательная. Ответственные у нас назначены, спросить есть с кого. Вот и спрашивайте. Способов наказания в избытке - от замечания до увольнения. Но самое эффективное - наказывать рублем. Разработайте систему штрафов и премий. Однако будьте осторожны и не делайте никаких исключений. Если что-то можно, то можно всем и всегда, нельзя - значит нельзя никому и никогда. Иначе в коллективе пойдет молва, что у начальника есть любимчики, которых не наказывают. Это может привести к конфликтным ситуациям.
  4. Держите руку на пульсе. Не стоит давать сотрудникам вариться в собственном соку. Дали задачу - через какое-то время подойдите и поинтересуйтесь, как идут дела и нет ли трудностей. Те, кто поработал руководителем, знают: не все работники такие уж ответственные. Срок прошел, задача не выполнена, а он говорит: “у меня программа слетела”. И вроде бы как не виноват. Еще и вас обвинит в том, что сто раз говорил, что компьютер надо менять. Поэтому постоянно мониторьте ситуацию чтобы знать, на каком этапе находится выполнение всех задач. Чтобы потом не было сюрпризов и неожиданностей.

как ставить цели

С сотрудниками разобрались, теперь переходим к себе любимому. Заставить себя выполнить какую-то задачу иногда гораздо сложнее, чем постороннего человека. Но способы есть, и мы с удовольствием ими поделимся:

  1. Самодисциплина. Усилие воли иногда единственный способ заставить себя что-то сделать. Можем вас успокоить: ломать и перебарывать собственную лень придется только в самом начале, а потом это войдет в привычку.
  2. Мотивация. Кто сказал, что поощрять нужно только работников? Кто бы это ни был, этот человек был не прав. Себя можно и нужно вознаграждать. Хорошо поработали в этом месяце - устройте себе праздник в виде поездки на экскурсию в другой город, поход в театр или простой ужин в ресторане, чтобы отметить успех.
  3. Подключите близких. Расскажите о своих наполеоновских планах членам семьи. Таким образом вы возьмете на себя ответственность выполнить данное обещание. Негоже, когда глава семейства занимается пустословием и не осуществляет задуманное. Зато когда результат будет достигнут - получите повод для гордости и близкие будут знать, что вы - человек слова.
  4. Почитайте мотивирующую литературу. В ход можно пускать что угодно: биографии успешных людей, истории и кейсы предпринимателей. Такие вещи очень здорово заряжают энергией и мотивируют так, что хочется свернуть горы.
  5. Напишите о своих планах на сайте и в блоге. Работает так же, как и с членами семьи, но только теперь о ваших проектах узнают и посторонние люди. Например сообщите в сети, что в следующем месяце планируете открыть несколько новых точек выдачи товара в разных городах. А потом отчитывайтесь о выполнении плана. Тут уж никуда не денешься: наобещал - надо делать. На кону стоит репутация компании.

система смарт

Быстрее, выше, сильнее!

Напоследок откроем небольшой секрет. Ваши цели всегда должны становиться все более смелыми и амбициозными. Бизнесу нужна динамика. Постоянно повышайте планку и стремитесь к большему. Получили хорошую прибыль - не останавливайтесь на достигнутом и сразу же ставьте цель заработать в следующем периоде еще больше. Только так вы будете развиваться и расти.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Обязательная маркировка товаров: особенности для интернет-магазинов

16.05.2019
Для тех, кто думает, что его это не коснется: с 2024 года маркировка товаров будет сплошной и повсеместной. Об этом...

Как восстановить имидж и подмоченную репутацию компании - эффективные меры восстановления репутации

14.05.2019
Репутация и имидж - странные вещи. Для того, чтобы создать положительный образ бренда, потребуются годы упорного труда, а разрушить все...

Можно ли самозанятому открыть интернет-магазин, не регистрируя ИП или ООО и как это сделать

08.05.2019
Сразу раскроем карты: так делать можно. Но надо соблюсти несколько условий. В сегодняшней статье расскажем, что это за условия и...

Как слезть с иглы платного трафика и не остаться без продаж - изучаем на примерах

06.05.2019
Ваш бизнес полностью зависит от контекстной рекламы? Поздравляем: у вас зависимость от платного трафика. О том, как излечить эту болезнь...

Сколько платить сотрудникам: полная инструкция для владельцев интернет-магазинов

30.04.2019
Слышали пословицу “Начальство делает вид, что платит, а работники - что работают”? Не самая смешная ситуация, если применить ее к...

Чему малому бизнесу стоит поучиться у крупных брендов: 10 советов владельцам интернет-магазинов

30.04.2019
Часто малый бизнес воспринимает больших сетевых ритейлеров только как конкурентов. Это понятно: соперничать с такими монстрами почти невозможно. Но! При...

Как разработать контент-стратегию и получить посетителей на сайт с помощью контент-маркетинга

29.04.2019
Получить качественный целевой трафик - первая задача любого интернет-магазина. Не будет посетителей, не будет и продаж. Но что делать, если...

Как правильно организовать рекламу интернет-магазина: 5 советов, чтобы не слить бюджет впустую

26.04.2019
Вы наверняка успели наслушаться историй о том, что реклама в интернете не работает. Кто их рассказывает? Те предприниматели, которые потерпели...

Шашлык, мангалы и не только: как интернет-магазину заработать на майских праздниках

25.04.2019
Держите еще один способ поднять продажи в праздничные дни. Сегодня речь пойдет о майских праздниках, столь любимых нашими соотечественниками за...

Почему интернет-магазину жизненно важно планировать продажи

24.04.2019
Как вы думаете, ваши менеджеры способны на большее? Бизнес развивается успешно или пора поднажать? А что с рекламой и продвижением?...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению

Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С