Top.Mail.Ru
Новый inSales для маркетплейсов

Как ставить цели и добиваться их - полный чек-лист

Целеустремленными не рождаются, целеустремленными становятся. Умение ставить задачи и решать их - один из ключевых навыков предпринимателя. Если природа не наградила вас этим талантом - его нужно развивать. О том, как это сделать - читайте в нашем сегодняшнем материале.

Зачем нужно ставить цели?

  1. Это повышает удовлетворенность результатами бизнеса и жизнью в целом. Каждая достигнутая цель - это маленькая победа. Над самим собой, над конкурентами - неважно. Покорив очередную вершину, человек выходит на новый уровень и можно двигаться дальше, к новым свершениям.
  2. Это дисциплинирует. Целеустремленность - это навык. Вырабатывая привычку добиваться поставленных целей, характер человека закаляется и крепнет. Когда задачи отсутствуют или поставлены неправильно - это расслабляет.
  3. Общие цели сплачивают коллектив. Если сотрудники объединены одной идеей, они работают как единый организм. Поэтому вам, как руководителю, нужно ставить не только индивидуальные, но и общие задачи. Например - месячный план по выручке для отдела продаж.
  4. Наличие цели держит в тонусе, особенно, когда она ограничена во времени. Вы и коллектив всегда знаете, что у вас есть задача, которую нужно выполнить. Эта мысль всегда сидит в головах и не дает расслабиться.
  5. Хорошо расписанные задачи помогают оптимально структурировать рабочее время. Вы точно знаете, когда нужно поработать, а когда - расслабиться. Если все задачи свалены в кучу и непонятно, за что хвататься - времени всегда будет не хватать.
  6. Когда все цели грамотно расписаны - есть время на подготовку. Если известно, что в следующем месяце необходимо, например, провести семинар или конференцию - есть возможность не спеша приготовиться к этому мероприятию.

виды целей

Какими должны быть цели

  1. Достижимыми. Подход “требуй от себя невозможного и получишь максимум” работает далеко не всегда. Если ставить себе и коллективу невыполнимые условия, даже при достижении определенного результата цель формально не будет достигнута. А не достигнутые цели разочаровывают. Любой менеджер по продажам, работающий по плану, скажет вам, как обидно, когда этот самый план всегда чуть больше реального. Такой план невозможно выполнить, а самое плохое в том, что если каким то чудом это сделать - планка в тот же момент будет повышена до нереальной.
  2. Измеримыми. Не нужно ставить абстрактных задач вроде “заработать много денег”. А вот “заработать 1005685 рублей в месяц” - самое то.
  3. Ограниченными во времени. Мало просто сформулировать задачу - нужно еще и определить срок ее выполнения. При этом дедлайны должны быть разумными. На выполнение любой работы нужно конкретное количество времени - нужно это учитывать и не ставить сверхзадач. По возможности, разумеется. Бывают такие ситуации, когда нужно вылезти из кожи вон и сделать невозможное, но это должно быть исключением, подтверждающим правило. Постоянно жить и работать в режиме цейтнота удовольствие не из приятных.
  4. Распределенными по времени. Не нужно валить все задачи в одну кучу по принципу здесь густо, а том пусто. Все цели должны равномерно распределяться в рабочем графике. Так у вас появится возможность оптимально распределить силы и ресурсы.
  5. Стабильными. Когда условия задачи меняются сто раз на дню - это запутывает и вас, и коллектив. Сотрудники начинают думать, что начальник сам не знает, чего хочет. Поставили цель - все: с этого момента условия не меняем. Знаете пословицу “семь раз отмерь, один отрежь”? Суть ее в том, что мерить можно хоть семь, хоть сто семь раз. А вот отрезать можно только единожды - второй попытки не будет. Поэтому хорошенько подумайте и поставьте цель так, чтобы потом ее не менять.

смарт цели

Иерархия целей

Цели бывают глобальными и локальными. Есть общая большая цель, ради которой вы и затевали бизнес. Все остальные задачи должны быть подчинены ее достижению. Рассмотрим подробнее, какими бывают цели:

  1. Главная цель. Это то, для чего все создавалось. Не будем лукавить: вы открыли бизнес для того, чтобы зарабатывать деньги, повысить статус и улучшить благосостояние своей семьи. Это и есть глобальная цель. Но мы помним, что цели должны быть измеримыми, поэтому так не пойдет. Придумайте что-то более конкретное и осязаемое. Например, построить двухэтажный дом на берегу Черного моря, купить автомобиль премиум-класса и отправить детей учиться в Гарвард. И все это - через 5 лет.
  2. Долгосрочные цели. Это те вещи, которые определяют стратегию развития вашего бизнеса. Они ставятся на долгое время вперед: год, три или даже больше. Например, войти в этом году в ТОП-10 магазинов по объемам продаж бытовой техники. Или заработать за полугодие столько-то миллионов рублей. Вот здесь можно дать волю амбициям и поставить самые смелые задачи.
  3. Краткосрочные цели. Сюда можно отнести месячный план продаж, реализацию небольших по объему и значимости проектов.
  4. Цели на день. Это обычные текущие дела, которые вы делаете сами и поручаете своим подчиненным. Однако не стоит недооценивать их значимость. Именно из решения ежедневных вопросов и задач в итоге складывается большое целое. Это все должны понимать. Даже простой звонок клиенту в итоге работает на общее благо. Это не просто рутинный разговор с покупателем, а еще один шаг, приближающий компанию к великой цели. Донесите эту мысль до всех сотрудников и пусть это станет частью общей философии бизнеса. Неважных задач не бывает.
  5. Цели делятся на общие и частные. То, что поручаете целому отделу - это общая цель. На ее достижение работает весь коллектив. Частные задачи ставятся конкретным сотрудникам. Нужно делать и так и так. Общая задача объединяет коллектив. Появляется взаимовыручка и взаимопомощь. Каждый сотрудник знает, что его интересы зависят не только от него самого, но и от того парня. И наоборот: его личная эффективность влияет на показатели всего отдела.

дерево целей

А теперь самое интересное. Как научиться добиваться поставленных целей?

Итак, с тем, какими должны быть цели и зачем они вообще нужны, мы разобрались. Но что от этого толку, если задачи постоянно сливаются и все пускается на самотек? Правильно, толку никакого. Поэтому нужно научиться добиваться выполнения задач и приучить к этому коллектив. Начнем с коллектива. Вот список методов для контроля выполнения целей:

  1. О поставленной задаче должны знать все. Поэтому никогда не работайте в формате “ну все примерно знают, что им нужно делать - вот и пускай себе занимаются”. Цели нужно доносить до коллектива официально. Самый лучший способ - оперативные совещания, планерки летучки - называйте, как хотите. Нужно собрать сотрудников вместе и раздать задания. Но и это еще не все. Коллеги могут неправильно вас понять, забыть или просто проигнорировать задачу. Поэтому результаты совещания нужно оформить в письменном виде и написать что-то вроде протокола или контент-плана. В документе указывается суть задачи, срок ее выполнения и фамилия ответственного. Распечатайте протокол на бумаге и раздайте сотрудникам - пусть повесят у себя в офисе и любуются. Отвертеться потом будет невозможно. Задача стоит? Стоит. Сроку была неделя? Неделя. Ответственный ты? Ты. Не сделал - извини, ничего личного. Премии тебе в этом месяце не будет. Или всему отделу, чтобы в следующий раз понимал, что подводишь коллег. Жестко, но эффективно.
  2. Мотивация. Награда за выполненную задачу хорошо стимулирует к ее выполнению. Сотрудники должны чувствовать эту взаимосвязь. Перевыполнил план - получил прибавку к зарплате. Можно и нужно внедрить символическую мотивацию и присваивать, например, звание лучшего менеджера по продажам месяца. А лучше вообще разработать систему поощрений - пусть сотрудники знают, что хорошая работа не останется незамеченной.
  3. Наказание за плохой результат или его отсутствие. Это тоже мотивация, только отрицательная. Ответственные у нас назначены, спросить есть с кого. Вот и спрашивайте. Способов наказания в избытке - от замечания до увольнения. Но самое эффективное - наказывать рублем. Разработайте систему штрафов и премий. Однако будьте осторожны и не делайте никаких исключений. Если что-то можно, то можно всем и всегда, нельзя - значит нельзя никому и никогда. Иначе в коллективе пойдет молва, что у начальника есть любимчики, которых не наказывают. Это может привести к конфликтным ситуациям.
  4. Держите руку на пульсе. Не стоит давать сотрудникам вариться в собственном соку. Дали задачу - через какое-то время подойдите и поинтересуйтесь, как идут дела и нет ли трудностей. Те, кто поработал руководителем, знают: не все работники такие уж ответственные. Срок прошел, задача не выполнена, а он говорит: “у меня программа слетела”. И вроде бы как не виноват. Еще и вас обвинит в том, что сто раз говорил, что компьютер надо менять. Поэтому постоянно мониторьте ситуацию чтобы знать, на каком этапе находится выполнение всех задач. Чтобы потом не было сюрпризов и неожиданностей.

как ставить цели

С сотрудниками разобрались, теперь переходим к себе любимому. Заставить себя выполнить какую-то задачу иногда гораздо сложнее, чем постороннего человека. Но способы есть, и мы с удовольствием ими поделимся:

  1. Самодисциплина. Усилие воли иногда единственный способ заставить себя что-то сделать. Можем вас успокоить: ломать и перебарывать собственную лень придется только в самом начале, а потом это войдет в привычку.
  2. Мотивация. Кто сказал, что поощрять нужно только работников? Кто бы это ни был, этот человек был не прав. Себя можно и нужно вознаграждать. Хорошо поработали в этом месяце - устройте себе праздник в виде поездки на экскурсию в другой город, поход в театр или простой ужин в ресторане, чтобы отметить успех.
  3. Подключите близких. Расскажите о своих наполеоновских планах членам семьи. Таким образом вы возьмете на себя ответственность выполнить данное обещание. Негоже, когда глава семейства занимается пустословием и не осуществляет задуманное. Зато когда результат будет достигнут - получите повод для гордости и близкие будут знать, что вы - человек слова.
  4. Почитайте мотивирующую литературу. В ход можно пускать что угодно: биографии успешных людей, истории и кейсы предпринимателей. Такие вещи очень здорово заряжают энергией и мотивируют так, что хочется свернуть горы.
  5. Напишите о своих планах на сайте и в блоге. Работает так же, как и с членами семьи, но только теперь о ваших проектах узнают и посторонние люди. Например сообщите в сети, что в следующем месяце планируете открыть несколько новых точек выдачи товара в разных городах. А потом отчитывайтесь о выполнении плана. Тут уж никуда не денешься: наобещал - надо делать. На кону стоит репутация компании.

система смарт

Быстрее, выше, сильнее!

Напоследок откроем небольшой секрет. Ваши цели всегда должны становиться все более смелыми и амбициозными. Бизнесу нужна динамика. Постоянно повышайте планку и стремитесь к большему. Получили хорошую прибыль - не останавливайтесь на достигнутом и сразу же ставьте цель заработать в следующем периоде еще больше. Только так вы будете развиваться и расти.

Подписывайтесь
на Telegram-канал

«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Тренды e-commerce и изменения, произошедшие на рынке: подводим итоги 2022 года

30.12.2022
Завершается 2022 год, и владельцы e-commerce-бизнеса традиционно подводят итоги. Изменения, произошедшие в течение последних 12 месяцев, затронули не только предпринимателей,...

Как найти нишу для ведения продаж на Ozon: пошаговая инструкция

30.12.2022
Маркетплейс «Озон» из года в год возглавляет рейтинг самых популярных торговых платформ в России, входя в тройку лидеров. В конце...

Как продавать крупногабаритные товары на маркетплейсах: особенности работы с КГТ на российском рынке

29.12.2022
Не так давно на маркетплейсах продавались исключительно малогабаритные товары. Спросом пользовались в основном различные мелкие изделия небольшого веса: предметы гардероба,...

Полное руководство по написанию текстов для интернет-магазинов

29.12.2022
Текст — далеко не главная составляющая успеха интернет-магазина. Он вполне может функционировать и давать прибыль, даже если у вас скопированные...

Как и где найти поставщиков детской одежды для интернет-магазина, на что обратить внимание, обзор производителей и оптовиков

28.12.2022
Одежда и обувь - самые продаваемые в интернете товары. По различным данным, они занимают примерно 63 процента всех онлайн-продаж. Однако...

Текучка кадров: как с ней бороться и чем она опасна

28.12.2022
Текучка кадров бывает в любой сфере бизнеса. Это естественный и нормальный процесс. Но когда она превышает критический порог 5 процентов...

Как открыть интернет-магазин и заработать на продаже профессиональных товаров для салонов красоты

27.12.2022
Современные салоны красоты предоставляют клиентам обширный перечень услуг. Стрижки, прически, маникюр, педикюр, шугаринг, пирсинг, перманентный макияж, уход за кожей лица...

Надо ли самозанятым выдавать чеки и как их отправлять клиентам

27.12.2022
Пилотный проект по самозанятости запустили в 2019 году, а в 2020 расширили действие на всю территорию Российской Федерации. Преподавателям, кузнецам,...

Спад продаж после новогодних праздников: меры для преодоления кризисного периода и стимулирования активности клиентов

26.12.2022
В течение 1,5-2 месяцев до наступления новогодних праздников многие продавцы не успевают обрабатывать заказы: заявки поступают стабильным потоком, а клиенты...
Не довольны CMS магазина?
Перенесем ваш сайт на inSales
Бесплатно, без потери трафика, с любой CMS-платформы, экономия на программистах и доработках, интеграции с популярными сервисами, маркетплейсами и соцсетями
Оставить заявку
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie