Комиссия на Ozon — это значительная статья расходов, которая может забирать всю прибыль, если не знать их размер и не учитывать при ценообразовании. В этой статье рассмотрим, какие комиссии есть на Ozon и как они отличаются при разных схемах работы с площадкой, а также научимся правильно рассчитывать оптимальные цены на товары.
Виды комиссий на Ozon для селлеров
Продавая товар на Ozon, селлер платит площадке комиссии. Какие именно и в каком размере зависит от схемы работы с маркетплейсом. Всего этих схем три. Поэтому для начала разберём чем они отличаются друг от друга.
-
FBO (Fulfillment by Operator). Вариант сотрудничества, при котором товар отгружается на склады Ozon и все дальнейшие операции выполняет маркетплейс (хранение, сборка, транспортировка на ПВЗ и обратно). Такая схема позволяет селлерам оперативно обрабатывать заказы и доставлять их покупателям в максимально короткие сроки. Поэтому большинство продавцов выбирают её.
-
FBS (Fulfillment by Seller). Эта форма сотрудничества предполагает, что продавец самостоятельно хранит товары на своём складе, принимает и обрабатывает заказы, упаковывает товар, а доставкой до ПВЗ или обратно осуществляется силами Ozon.
-
RealFBS (Real Fulfillment by Seller). Если селлер выбирает эту схему работы с Ozon, то хранением, упаковкой и доставкой товара до покупателя или ПВЗ и обратно (при необходимости) он занимается самостоятельно. Такой вариант подходит предпринимателями, у которых уже отлажены все логистические процессы и площадку Ozon они используют как дополнительный канал продвижения своих товаров. По этой схеме работают и те, кто продаёт товары, которые нельзя размещать на складах Ozon.
Основные виды комиссий, которые берёт Ozon:
-
процент от стоимости проданного товара, в том числе торговый эквайринг;
-
стоимость доставки заказов до ПВЗ, постамата или дома покупателя;
-
плата за обработку и доставку возвращённого товара;
-
плата за дополнительные услуги.
Комиссии Ozon за продажу товаров по категориям
Источник: Shutterstock / Creative Commons
Ozon предоставляет продавцам доступ к многомиллионной аудитории покупателей, помогает в продвижении и реализации товара а за это справедливо берёт вознаграждение в виде процента с продаж. Комиссию за продажу товара платят все селлеры вне зависимости от схемы работы с Ozon. Разница лишь в размере комиссии. Для тех, кто работает по RealFBS, она выше.
Для разных категорий товара комиссия тоже будет отличаться. Всё зависит от спроса. Например, для категории «Станции Яндекс» действует ставка 13%, а вот для категории «Ноутбуки» — всего 7%. Актуальная информация по всем группам товаров есть на сайте Ozon в разделе «Комиссии и тарифы».
Продавец может снизить ставку комиссии за продажу, если он подключит отсрочку выплат. Обычно они начисляются дважды в месяц. Отложить выплаты можно минимум на 15 дней. Скидка на комиссию в этом случае будет 0,4%. Если же отсрочку увеличить до 90 или 180 дней, то скидка составит уже 3,1% и 6,4% соответственно.
Комиссии за эквайринг
Эквайринг — это приём и обработка платежей за товары от покупателей. Размер комиссии устанавливается банком, по карте которого прошёл платёж. Но в целом комиссия не должна превышать 1,5% от стоимости товара. Посмотреть расходы на эквайринг можно в личном кабинете селлера в разделе «Финансы» в отчёте о реализации.
Комиссия за логистику
Логистика включает в себя хранение, сборку, упаковку, доставку товара до покупателя. При работе по схеме FBS и realFBS плата за хранение в комиссию не включается. Рассмотрим подробнее каждый этап.
Хранение
Комиссия за хранение начисляется при работе по схеме FBO. Для каждой категории есть период бесплатного размещения. Например, для продуктов, бытовой химии льготный период составляет 68 дней при хранении на негабаритном складе и 90 дней при хранении на обычном складе. Бесплатный период для сезонных товаров заканчивается с окончанием сезона. Далее начинает взиматься плата в размере 1,5 рубля за каждый 1 л товара в день.
Доставка
Комиссия за доставку рассчитывается, исходя из объёма товара. На сегодняшний день действуют следующие тарифы:
-
до 0,1 л — 43 рубля;
-
от 0,1 л до 1 л — 63 рубля;
-
до 190 л — по 10 рублей за каждый литр свыше 1 л;
-
больше 190 л — 1953 рубля.
Помимо этого учитывается индекс локализации товара. Чем он ближе к покупателю, тем ниже тариф на логистику:
-
при проценте локализации свыше 75% - скидка на доставку 50%;
-
65-74% - скидка не предоставляется;
-
до 65% к стоимости логистики добавляется 50%.
Последняя миля
Последняя миля — это последний этап доставки заказов из распределительного центра в ПВЗ, постамат или на дом покупателю. Комиссия при этом фиксированная:
-
при доставке товара за рубеж — 5,5% от цены товара с учётом НДС и возможных скидок, но не больше 500 рублей;
-
при доставке товара из России стоимость зависит от расценок компании, которая оказала услугу «Последней мили», но не больше 500 рублей.
При отмене, возврате или невыкупе товара комиссия за «Последнюю милю» не берётся.
Комиссия при возвратах и отменах
Не все товары, заказанные на маркетплейсе, в итоге выкупают. Некоторые возвращаются обратно продавцу. Эти товары делятся на две категории, исходя из их статуса.
-
Отмена. Такой статус товары получают в следующих случаях:
— покупатель отменил заказ сразу до начала доставки;
— покупатель не пришёл и не забрал свой заказ;
— покупатель отказался от заказа в пункте выдачи.
За обработку отмены такого товара Ozon не берёт с вас комиссию. Расходы по обратной доставке оплачивает логистический партнёр.
-
Возврат. Этот статус получают товары, которые покупатель решил вернуть по какой-то причине (брак, несоответствие описанию и тп), оформил заявку на возврат, согласовал с продавцом, сдал товар на ПВЗ и получил обратно деньги.
В этой ситуации стоимость доставки списывается со счёта селлера и передаётся логистическому партнёру. Плату за обработку возврата Озон пока не взимает. Комиссия, заплаченная селлером, возвращается.
С 1 апреля 2025 года Озон сделает платными услуги доставки и передачи возвратов логистическому партнёру. Информация о тарифах появится после 1 марта 2025 года.
Участие в акциях Ozon
Участие в акциях маркетплейса — эффективный инструмент для продвижения своих товаров и повышения рейтинга в поисковой выдаче. Таким образом можно решить проблему с затоваренностью на складе или быстро избавиться от сезонных товаров. Главное заранее просчитывать будет это выгодно или нет.
На Ozon вы можете добавлять товары в собственные акции, тогда скидка на товар пройдёт за ваш счёт. Если же товар попадёт в акцию от Ozon, то вы при продаже получите полную стоимость товара, а скидка пройдёт за счёт маркетплейса. Предупреждение о добавлении к акции появляется за три дня и у селлера есть время для принятия решения участвовать или убрать товар из акционного списка. Комиссию маркетплейс берёт от фактической цены продажи.
По окончании акции нужно оценить её эффективность и учесть этот опыт в будущем. В разделе продвижения в карточке распродажи можно скачать статистику. Вы получите информацию по каждому продукту: сколько позиций и на какую сумму продано, данные по продажам за неделю до акции и раньше для сравнения.
Дополнительные услуги Ozon
До недавнего времени Озон ряд услуг при приёмке товара на склад оказывал бесплатно. С 7 ноября 2024 года ситуация изменилась. В связи с тем, что неполная информация замедляет процесс оприходования товара, маркетплейс ввёл оплату за дополнительные действия.
-
При отсутствии информации о составе грузомест Озон берёт оплату 10 рублей за литр товара, но не больше 200 рублей.
-
Если продавец не указал зоны размещения для товара из грузоместа, то будет взиматься оплата за сортировку в размере 5 рублей за литр товара, но не больше 200 рублей для одной позиции.
-
При выявлении недостачи или опознанных излишков Ozon начислит плату в размере 5 рублей за литр товара при заполненной описи грузомест, 10 рублей за литр товара, если состав грузомест не указан, но не более 200 рублей.
-
За обработку брака и неопознанных излишков Ozon начислит 30 рублей за каждую единицу товара.
-
За утилизацию товара с истекшим сроком годности, поврежденного, запрещённого к продаже, вовремя не вывезенного взимается плата от 25 до 75 рублей за килограмм для обычных товаров и от 5 до 10 рублей для товаров категории эконом. При этом установлена предельная максимальная стоимость утилизации, которую нельзя превышать. Комиссия не зависит от схемы сотрудничества с Ozon.
Из дополнительных услуг маркетплейс также предлагает:
-
подписку премиум, стоимость 4990 рублей, есть бесплатный пробный период;
-
закрепление отзыва, стоимость с августа 2024 100 рублей за отзыв;
- индивидуальный график выплат (можно сэкономить на комиссии Ozon).
Ответы на популярные вопросы
Как узнать размер комиссии за продажу на Ozon?
Есть несколько способов узнать размер комиссии на «Озон».
1. Использовать калькулятор комиссий на сайте Ozon. Вам достаточно ввести категорию товара и его цену, а система посчитает размер комиссии.
2. Взять данные из таблицы комиссий. В личном кабинете селлера есть таблица с актуальными данными текущих ставок комиссий по всем категориям товаров.
3. Проконсультироваться у менеджера «Озон». Если возникли сложности с расчётом комиссий или вы не нашли нужную информацию в таблице, можно задать вопросы менеджеру в онлайн-чате. Находится он в личном кабинете селлера справа внизу, доступен на любом устройстве: на ПК, ноутбуке, планшете, смартфоне.
С помощью аналитического сервиса inSales легко отслеживать любые виды комиссий на Ozon, чтобы правильно считать свои расходы, учитывать их при ценообразовании и не допускать убытки.
Как рассчитать стоимость товара на «Озоне»?
Нельзя устанавливать цены на товары интуитивно или опираясь только на стоимость аналогичных позиций у конкурентов. Вам необходимо учитывать все свои расходы, в том числе комиссии маркетплейса. Для удобства селлера на «Озон» в личном кабинете есть специальный калькулятор, с помощью которого легко посчитать unit-экономику любого товара.
В цену товара закладываются следующие расходы:
-
закупка товара (закупочная цена, расходы на доставку до склада);
-
доставка до покупателя, если вы работаете по схеме FBO, потому что тариф рассчитывается в зависимости от расстояния;
-
косвенные расходы, связанные с продвижением товара, а также расходы на оплату труда сотрудников, на упаковку, маркировку товара, аренду помещения под офис;
-
комиссии маркетплейса: процент с продаж, эквайринг и тп;
-
плата за размещение товара на складе Ozon (для тех кто работает по схеме FBO);
-
расходы на обратную доставку товара на склад при отказе, возврате или браке.
При ценообразовании необходимо не только учесть свои расходы, но и проанализировать стоимость похожих товаров у других продавцов на разных площадках. Данные для сравнения можно взять в личном кабинете селлера в разделе «Аналитика».
InSales помогает запустить свой бизнес на Ozon за 14 дней. Сопровождает на всех этапах от регистрации на площадке до первых продаж. Научим эффективно расходовать бюджет, правильно рассчитывать стоимость товара, чтобы оставаться в прибыли. Вы сможете управлять заказами и остатками товаров на разных площадках из одного окна, анализировать цены и менять их, исходя из статистики продаж.