Что такое параллельный импорт, как на нем можно заработать российскому предпринимателю

Параллельный импорт сегодня можно смело назвать золотой жилой для отечественного предпринимателя. Реализация продукции, ввезенной в нашу страну по «серому» импорту, через интернет-магазины и маркетплейсы — весьма перспективное решение. Ведь из-за санкционной политики и ухода с рынка зарубежных компаний-производителей, а также дистрибьюторов наши потребители потеряли возможность приобретать привычные бренды (одежды, электроники, автомобилей и так далее). С целью компенсации дефицита Минпромторг утвердил разрешение на параллельный импорт.

Поэтому в сегодняшней статье будет целесообразно выяснить, что собой представляет «серый» импорт, и как с его помощью заработать российскому бизнесмену.

Что собой представляет параллельный импорт

Параллельный (он же «серый» или «пиратский») импорт — это ввоз в Российскую Федерацию оригинальной продукции без разрешения правообладателя. При этом запрет распространяется далеко не на все товарные категории. Он касается продуктов, защищенных торговой маркой, которая была официально оформлена в нашей стране.

Так например, торговая марка Converse прошла регистрацию в России. Ранее предприниматели, импортирующие в РФ эту спортивную обувь, нарушали права российского обладателя данной марки.

Сейчас бизнесмен-импортер, как и владелец торговой марки или его представитель имеют возможность реализовать фирменную обувь в рамках параллельного импорта. При этом по закону предъявить претензии тому, кто ввозит товар без разрешения правообладателя, невозможно.

Обратите внимание — параллельный импорт не является ввозом в страну контрафактной или поддельной продукции. Он подразумевает работу с оригинальными товарными позициями, которые сопровождаются соответствующей документацией. В том числе — подтверждающей надлежащее качество продукта. Поэтому предлагать покупателям, допустим, Reebok, выпускаемый подпольно во Вьетнаме, по-прежнему запрещено.

По сути название «параллельный» такой импорт получил благодаря тому, что предприниматели поставляют товар наряду с поставками от правообладателя или его представителя. Чаще всего продукцию транспортируют именно через дистрибьютора, который имеет для этого соответствующие разрешающие документы.

В ситуации, когда владелец торговой марки перестанет ввозить изделия в Российскую Федерацию, другие коммерческие организации и бизнесмены-частники продолжат их поставлять.

Как товар попадает к конечному покупателю при запрете параллельного импорта

Как выглядит параллельный импорт с точки зрения закона

Согласно международным торговым правилам, «серый» импорт не подпадает под категорический запрет. Так допустим, в Соединенных Штатах, Канаде и Турции импортеры спокойно транспортируют продукцию без разрешающей документации от владельца торговой марки.

Другими словами — каждое государство самостоятельно решает вопрос с необходимостью получения разрешения от обладателя права на товарный знак.

Импортируемая продукция ввозится в соответствии с одной из двух схем (режимов исчерпания права):

  1. Международный. Не предусматривает получение разрешающих документов на ввоз товарных позиций. Владелец марки просто реализует продукт первому поставщику, после чего продавать товар становится возможно на территории любых государств. То есть, правообладатель контролирует продукцию лишь до того момента, когда отдает ее в руки первого продавца.
  2. Национальный. При реализации данной схемы требуется разрешение на ввоз товарных позиций. Сколько раз продукт продавался и кем приобретался — значения не имеет. В момент пересечения государственной границы от импортера обязательно потребуют разрешающую документацию. В этом режиме владелец торговой марки контролирует товар даже за границей.

На первый взгляд может показаться, что международная схема значительно проще и приносит больше выгоды. Тогда как второй вариант режима вносить в бизнес-деятельность существенные ограничения.

Однако именно при национальной схеме владелец товарного знака становится монополистом. Он устанавливает стоимость, решает, где конкретно продавать продукт и даже диктует общее направление маркетинга.

При международном режиме владелец торговой марки превращается в конкурента коммерческих компаний, давая им гораздо больше свободы действий.

Как товар попадает к покупателю при параллельном импорте

Параллельный импорт и маркетплейсы

Электронные торговые площадки — это виртуальное подобие рынка. На сетевых площадях невероятных размеров с огромным количеством потенциальных потребителей предприниматели предлагают разнообразную продукцию. Кто-то выпускает продукт самостоятельно, кто-то перепродает, изначально закупая его у производителей.

Весной нынешнего года в Российской Федерации был узаконен параллельный импорт. Владельцы интернет-магазинов и продавцы на маркетплейсах получили дополнительные возможности для успешного развития бизнеса. Продукция компаний, которые ушли с российского рынка, стала невероятно востребованной. И что самое примечательное — зарабатывать на ее реализации теперь можно на законных основаниях.

Товары от именитых зарубежных производителей постепенно возвращаются. И происходит это по большей части благодаря развитию интернет-торговли, где основной движущей силой являются маркетплейсы и онлайн-магазины.

Владельцы электронных торговых площадок целенаправленно организуют специальные подразделения для приобретения продукции в рамках «серого» импорта. Сами продавцы также успешно закупают востребованные товары, не нуждающиеся в разрешении от правообладателя.

Дефицит некоторых товарных позиций все еще ощущается. Поэтому предприимчивым бизнесменам стоит взять на заметку возможность их поставки в нашу страну по параллельному импорту, чтобы заполнить пустующие ниши.

Требования, предъявляемые к товарам на маркетплейсах

Электронные торговые площадки предъявляют немало требований к выходящим на них продавцам и реализуемому продукту. В первую очередь это касается соответствующей документации. Если вы планируете реализовать на маркетплейсе товары от отечественных производителей или изделия, закупаемые в рамках стандартного импорта, предстоит подтвердить права на бренд. Для этого необходимо предоставить следующие документы:

Документы, которые необходимы для подтверждения права на торговую марку

Что нужно, чтобы запустить торговлю по параллельному импорту

Для реализации продукции, ввезенной в нашу страну по параллельному импорту, необходимо произвести ряд поэтапных действий. А именно:

  • Пройти регистрацию в налоговой инспекции и приступить к ведению внешнеэкономической деятельности.
  • Определиться с реализуемым продуктом с учетом перечня допустимых товаров от Минпромторга.
  • Оформить банковский счет в иностранной валюте с целью оплаты поставок из-за рубежа.
  • Подписать внешнеторговое соглашение, обсудить с компанией-поставщиком сроки доставки и условия проведения платежей. Эту документацию предстоит предоставить финансовому учреждению для получения права на ведение бизнес-деятельности в соответствии с заключенным соглашением.
  • Произвести перевод денежных средств в счет оплаты приобретаемой продукции.
  • Оформиться на таможне в роли участника ВЭД, заключить договор с транспортной компанией.
  • Оплатить услуги таможенного брокера, который займется оформлением транспортируемого груза в соответствии с правилами и нормами (декларирует перевозимый товар).
  • Осуществить оплату пошлин и НДС.
  • Принять товар, переправить его на склад и только после этого заняться реализацией.

Этапы запуска торговли по параллельному импорту

С какими трудностями может столкнуться предприниматель, работая по параллельному импорту

Перед продавцами маркетплейсов и владельцами интернет-магазинов параллельный импорт открыл массу возможностей. Однако прежде чем приступать к импортированию продукции, следует запомнить несколько основных моментов нового вида бизнеса:

  • По законам Российской Федерации к «серому» импорту допускаются далеко не все товарные позиции. Одни товары полностью под запретом, на другие установлено ограничение по торговым маркам. Поэтому подбирая продукт для реализации через маркетплейс или интернет-магазин, заранее просматривайте перечень, утвержденный Минпромторгом.
  • Продающей организации необходимо приложить к заграничной продукции сопроводительную документацию с инструкцией по применению, описанием состава, указанием характеристик и тому подобное (обязательно на русском языке). Переводу также подлежат все имеющиеся бирки, этикетки и наклейки от компании-производителя. Дополнительно бизнесмен должен пройти ряд таможенных процедур, которые на сегодняшний день контролируются особенно тщательно.
  • Продающая компания, непосредственно изготовитель продукции или его представитель обязаны предоставить гарантии на реализуемую продукцию. Обратите внимание — изделия, приобретенные в рамках «серого» импорта, не контролируются представителями зарубежных организаций-поставщиков. Все гарантийные обязательства при их реализации берет на себя российский предприниматель.
  • Любые финансовые операции, сопровождающие процесс «пиратского» импорта находятся под пристальным наблюдением соответствующих служб. Ведь раньше они были под запретом. А теперь банковским организациям приходится усиленно следить за соблюдением правил при оформлении документации по оплате приобретаемого товара.

Также огромная ответственность ложится на ФТС (Федеральную таможенную службу). Ее ведущая цель — всеми силами снизить количество поставляемой контрафактной и поддельной продукции из-за рубежа. Участники внешнеэкономической деятельности могут получить всю необходимую информацию по нюансам параллельного импорта на официальном сайте ФТС.

Официальный веб-ресурс ФТС, где участники внешнеэкономической деятельности могут получить интересующую их информацию

Что еще важно учесть при ввозе товаров по параллельному импорту

Ниже представим несколько важных моментов, о которых следует помнить при реализации продукции, ввезенной в страну в рамках «серого» импорта. Прежде чем воплощать в жизнь новую перспективную бизнес-идею, необходимо учесть следующее:

  • Если закупаемый продукт малоизвестен на территории Российской Федерации, необходимо получить от продающей компании подробную информацию о новинке. Эти данные (только уже на русском языке) предпринимателю предстоит предоставить своим потенциальным покупателям. Поэтому важно следить, чтобы пересылаемые сведения были актуальными и достоверными. Ведь любые проблемы, связанные с неточностью информирования конечного потребителя будут решаться исключительно за счет российского предпринимателя.
  • Выбирая продукт, подходящий для реализации через маркетплейс или интернет магазин, обязательно убедитесь, что он не включен в перечень запрещенных к ввозу товарных позиций. А также оформить всю соответствующую документацию по импортируемой продукции.
  • В соответствии с законом «О защите потребительских прав» продающая компания или производственное предприятие должны взять на себя обязательства по предоставлению гарантийного ремонта и обслуживания продаваемых товаров. В случае с параллельным импортом, когда представителей торговой марки в нашей стране нет, эти проблемы также решает российский бизнесмен.
  • Не забывайте — маркировку никто не отменял. Если вы поставляете из-за границы товарные позиции, подлежащие маркировке, промаркировать их необходимо сразу после пересечения грузом таможенного пункта. Представитель компании-импортера сам ставит соответствующие отметки на каждую товарную позицию и оформляет коды в общей таможенной системе. Только так удается противостоять наплыву контрафактной и поддельной продукции.
  • Импортировать продукцию в рамках «серого» импорта вправе исключительно индивидуальные предприниматели и юридические лица (организации).

Подведение итогов

Один из немногих, но весьма внушительный минус параллельного импорта — высокая вероятность взлета стоимости на ввозимые товарные позиции. Ведь в стандартном режиме ценник продавца маркетплейса или владельца интернет-магазина складывается из совокупности его затрат на организацию торговой деятельности и реализацию конкретно взятого продукта.

Но не стоит переживать и отказываться от столь перспективного решения, как ввоз товаров в рамках параллельного импорта. Стабильно возрастающая конкуренция не приведет к полной дестабилизации стоимости. Цены, вероятнее всего, возрастут лишь на дорогостоящие изделия. Товары, пользующиеся массовым спросом подорожают незначительно.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как выбрать ОКВЭД для торговли строительными материалами

03.05.2024
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это документ для регистрации и ведения бизнеса, который классифицирует виды экономической деятельности компании...

Продающий отзыв: что включить и как оформить

03.05.2024
Покупатели мониторят отзывы о товаре или услуге, которую собираются приобрести впервые. Исследования Power Reviews показывают, что 95% покупателей опираются на...

Разговор на правильных нотах: tone of voice для предпринимателей

03.05.2024
Кажется, что выделиться на фоне других, похожих бизнесов почти нереально. На самом деле, есть один способ, с помощью которого можно...

Гид по выбору: создать ПВЗ с нуля или инвестировать в существующий

03.05.2024
С каждым днем всё больше покупателей заказывают товары онлайн, а значит, растёт и спрос на пункты выдачи заказов (ПВЗ). Возможно,...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie