Обязательная маркировка одежды с 1 декабря 2019: как интернет-магазину подготовиться к нововведениям

Совсем немного времени осталось до старта обязательной маркировки товаров легкой промышленности. Это произойдет уже первого декабря текущего года. В эту группу входит и самая популярная категория товаров, которые продаются в интернет-магазинах - одежда. Сегодня расскажем, как интернет-магазину подготовиться к маркировке и избежать штрафов.

Зачем нужна маркировка одежды

Опередим тех, кто в очередной раз захочет покритиковать российских законодателей, которые опять возжелали притеснить малый бизнес. Дело в том, что обязательная маркировка это нормальная мировая практика. Товары маркируют в Евросоюзе, Китае и Соединенных Штатах Америки. Там есть свои системы идентификации продукции. В США вообще работает несколько систем одновременно, они конкурируют между собой. Российский подход полностью основан на современных тенденциях глобализации. Так что - ничего нового. Скажем больше: обязательная маркировка не мешает, а помогает бизнесу развиваться. При относительно небольших затратах на внедрение, она позволяет решить ряд ключевых задач:

  • очистить рынок от контрафактной, поддельной и пиратской продукции. Это хорошо и для предпринимателей, и для потребителей. Первые получают добросовестную конкуренцию, вторые - качественный товар;
  • повысить собираемость налогов. После введения системы в действие, продать легально можно будет только маркированную продукцию. Это обусловлено техническими причинами: сбор и передачу данных осуществляют онлайн-кассы. В чеке при этом должен быть код маркировки. Нет кода - нет чека, нет чека - нет продажи.

Кроме того, работа системы маркировки подразумевает пользовательский контроль. Любой желающий может проверить подлинность одежды при помощи специального приложения “Честный знак”. Его можно скачать и установить на смартфон. Программа работает просто: человек сканирует код Data Matrix при помощи камеры телефона, после чего система определяет подлинность продукции. Если кода нет в программе, товар поддельный.

Как работает маркировка одежды

Каждая единица товара при производстве или ввозе на территорию РФ получает идентификационную метку. В случае с одеждой это код Data Matrix - двухмерное изображение, содержащее закодированные данные о товаре. Информация о кодах заносится в общую систему отслеживания. Теперь оператор видит весь путь продукции от конвейера до покупателя. Любые действия с товаром - производство, перемещение по торговым и логистическим сетям, продажа - моментально фиксируются в базе.

Структура кода Data Matrix

Структура кода Data Matrix

О продаже стоит рассказать отдельно, ведь именно она является ключевым моментом работы всей цепочки. Дело в том, что фискальные документы (кассовые чеки) теперь содержат новый признак - код маркировки. Он будет указан в чеке наравне с наименованием товара, его стоимостью и прочими данными. Для того, чтобы код попал в чек, при реализации его считывают 2D-сканером. И только после этого можно принимать оплату и продавать. В момент реализации код выбывает из обращения.

Оператором общей системы маркировки будет “Центр развития перспективных технологий” - ЦРПТ. Именно он будет заниматься учетом, хранением и обработкой информации о движении маркированных товаров. А передавать туда данные будут ОФД, если говорить о рознице. Оптовики, производители, дилеры и импортеры будут делать это при помощи программ электронного документооборота.

Когда заработает маркировка одежды

Вообще-то, она уже работает, правда, в формате пилотного проекта. Тестовый режим предназначен для выбора способа идентификации, разработки программного обеспечения и выработки методических рекомендаций для всех участников рынка. В пилоте участвуют крупные производители и розничные торговые сети. Эксперимент длится с 27 июня 2019 года.

Следующий этап наступает 1 декабря 2019: маркировка становится обязательной для всех. С этой даты начнется подключение к системе остальных игроков, в том числе и интернет-магазинов. С этого же дня производство и ввоз немаркированной одежды будут полностью запрещены. А продавать остатки пока разрешается.

Окончательный этап - полный запрет оборота одежды без идентификационных меток. Дата еще не назначена, это будет сделано после окончания эксперимента на основании его результатов. В любом случае это произойдет не позднее 2024 года, когда маркировать будут все и вся.

Не исключено, что сроки будут сдвинуты в сторону увеличения. Не все участники рынка понимают, как нужно готовиться к маркировке.

Всей ли одежды коснется маркировка

Нет, пока не всей. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р, обязательной маркировке подлежат:

  • изделия из меха: шубы, полушубки;
  • одежда из натуральной и искусственной кожи;
  • женские блузки;
  • пальто женские и мужские;
  • все виды столового, кухонного и постельного белья.

обязательная маркировка товаров

Остальные категории одежды начнут маркировать чуть позже. О сроках пока не сообщается.

Как интернет-магазину подготовиться к маркировке одежды

Для начала немного о том, кто вообще будет маркировать товары. Розничные продавцы будут делать это в порядке исключения. Основную нагрузку понесут производители и импортеры. Именно они будут отвечать за нанесение на продукцию кодов Data Matrix и внесение данных в общую базу. Для этого им понадобится специальное оборудование: регистраторы эмиссии, принтеры этикеток и так далее. Часть железа предоставляется на безвозмездной основе за счет государства. Это позволит избежать удорожания одежды и повышения розничных цен для конечных покупателей. Сами коды пока тоже выдаются бесплатно. Со временем за это будут брать деньги, но небольшие: предполагается, что стоимость одного кода не будет превышать 50 копеек.

Однако есть ситуации, когда маркировать одежду будут и сами интернет-магазины. Это будет происходить, например, в случае возврата товара покупателем. Одежда, попавшая на полку повторно, не будет иметь кода маркировки. Его понадобится получить заново, сделав запрос в ЦРПТ.

А теперь о том, что потребуется от интернет-магазина.

Зарегистрироваться в системе “Честный знак”

Работа состоит из четырех этапов:

  1. Получение усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Возможно, такой девайс у вас уже есть. Все интернет-магазины, работающие с применением контрольно-кассовой техники, пользуются УКЭП. Новички и те, кто пока этого не делает, должен получить электронную подпись в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Министерством коммуникаций и связи.
  2. Установка на компьютер программное обеспечение для работы с электронной подписью.
  3. Подача заявки на регистрацию в системе “Честный знак”.
  4. Регистрация в качестве участника. После того, как вы подключите УКЭП, с компьютера можно будет войти в личный кабинет. Здесь нужно выбрать раздел меню “профиль”, после чего приступить к заполнению данных о компании или ИП.

Система Честный знак

Система “Честный знак”

После успешной регистрации в качестве партнера вам выдадут подробные инструкции для дальнейших действий.

Приобрести и зарегистрировать онлайн-кассу

Как было отмечено, для интернет-магазинов это ключевой девайс для работы в системе маркировки. Выбор устройства зависит от специфика работы интернет-магазина: способа продажи, выдачи товаров, оплаты и доставки. Вот возможные варианты:

  • интернет-магазин принимает оплату при получении в пункте выдачи заказов. В этом случае подойдет простенький smart-терминал или фискальный регистратор, подключенный к компьютеру;
  • оплата принимается на сайте, товар доставляется курьером. Здесь вполне можно применять интерактивные онлайн-кассы, работающие на облачных технологиях, отправляя покупателям электронные чеки;
  • оплату берет курьер в момент получения товара покупателем. В такой ситуации лучший вариант - мобильная онлайн-касса. Курьер принимает оплату и выдает покупателю чек, содержащий код маркировки.

Не стоит зацикливаться на каком-то одном варианте онлайн-кассы. Если вы осуществляете прием оплаты и доставку разными способами, может потребоваться не одна, а несколько кассовых аппаратов. Вы будет использовать их в различных сочетаниях, в зависимости от ситуации.

Важный момент: ККТ должна поддерживать работу с маркированными товарами. Для тех, кто покупает онлайн-кассу впервые, это не проблема: новые устройства имеют нужную версию прошивки прямо из коробки. Если касса у вас давно, проверьте формат фискальных документов - ФФД. Он должен быть не ниже 1.05. В случае, если прошивка не соответствует требованиям, ее надо обновить. Для этого стоит обратиться в центр технического обслуживания или к производителю. При определенных навыках прошивку можно обновить самостоятельно.

Внедрить юридически значимую систему электронного документооборота (ЭДО)

Она понадобится для обмена данными с участниками оборота. В случае с интернет-магазином это, прежде всего, поставщики одежды. Через ЭДО они будут передавать продавцам коды маркировки.

Теперь партия товара сопровождается средством идентификации каждой единицы. Информация будет храниться в ЭДО вплоть до реализации товара покупателю.

Функцию ЭДО выполняют современные программы товароучета. Если вы до сих пор работаете без них, самое время заняться внедрением такого софта. Большинство товароучетных систем поддерживают работу с маркированными товарами. Хороший выбор - программа складского учета ЕКАМ.

Программа складского учета ЕКАМ

Приобрести дополнительное оборудование

Новых девайсов будет 2: сканер 2D-кодов, а также принтер ценников и этикеток. Оборудование должно интегрироваться с контрольно-кассовым оборудованием и системой ЭДО.

Сканер нужен для считывания кодов маркировки. Если уже используете такой, покупать дополнительно ничего не надо. Обратите внимание: 1D-сканеры для считывания штрих-кода не годятся.

На принтере вы будете распечатывать новые коды маркировки, полученные от оператора системы. Они передаются в PDF-формате.

А еще нужно иначе принимать и продавать одежду

Приемка: помимо бумажных накладных вы должны получить у поставщика коды маркировки на всю партию одежды. Данные заносятся в товароучетную систему, после чего товар можно продавать через онлайн-кассу. Поэтому стоит обучить лиц, ответственных за приемку, новым способам работы. Теперь в их обязанности будет входить не только проверка бумажных документов, но и контроль кодов Data Matrix

Продажа: при реализации продавец должен считать не только штрих-код, но и код маркировки. В ряде случаев достаточно отсканировать только код Data Matrix - в нем уже зашита вся информация, в том числе цена и другие реквизиты кассового чека.

код маркировки

Некоторые нюансы продажи одежды через интернет

E-commerce - это вам не простая розница с единственным способом оплаты. Здесь вариантов куда больше. Они порождают некоторые вопросы, на которые мы попытаемся ответить.

Работа с дропшиппинг-поставщиками: кто выдает чек

Это зависит от того, кто принимает оплату. Если это интернет-магазин, чек обязан выдать он. Если деньги берет поставщик, обязанность по выдаче чека ложится на дропшиппера.

Как быть с предоплатой

Чек на предоплату может не содержать кода маркировки. Его включают в фискальный документ на отгрузку. Таким образом, чеков при работе с предоплатой будет два.

Что делать, если деньги берет курьер

Служба курьерской доставки работает с онлайн-кассами. Они должна быть интегрированы с товароучетной программой через облачные сервисы. При продаже код маркировки прикрепляется к товару и курьер выдает чек с необходимыми реквизитами.

Как быть с продажами на сайте без участия человека

Действительно: сайт ночью продал товар и прикрепил к нему код маркировки. Неужели сотрудник магазина должен потом найти нужную единицу, сканируя весь склад?

Так делать не нужно. При автоматизированной продаже сайт отсылает клиенту чек на предоплату в размере 100%. Этот документ не содержит кода маркировки. Он будет во втором чеке, который пробьет продавец, когда будет отгружать заказ.

Если хотите попробовать поработать в системе маркировки уже сейчас, подключитесь к пилотному проекту. Он продлится еще более месяца. Так вы получите возможность наладить процессы к 1 декабря, когда процедура станет обязательной. Думаем, такую возможность упускать не стоит. Хороших вам продаж!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Какие товары продавать на Ozon в 2024 году

24.04.2024
За последние годы онлайн-торговля стала неотъемлемой частью нашей жизни. Количество маркетплейсов и продавцов на них ежедневно только растёт. Один из...

Что значит выплаты приостановлены на Wildberries и как решить проблему

24.04.2024
Ежедневно растёт число продавцов, реализующих свои товары на маркетплейсах. При этом не все онлайн-платформы обеспечивают своевременные и честные выплаты продавцам....

Как раскрутить Youtube канал: советы по продвижению

23.04.2024
YouTube уже давно перестал быть просто развлечением для пользователей. Люди ищут информацию, в том числе о товарах и услугах. Поэтому...

Что такое автообзвон клиентов и как его настроить

23.04.2024
Время — самый ценный ресурс. Поэтому любая компания стремится автоматизировать рутинные процессы. Например, звонки потенциальным клиентам. Общение с живым оператором,...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie