Получите сайт "под ключ" за 20 дней: удобный функционал, современный дизайн, более
200 интеграций
для бизнеса Реклама. ООО «Инсейлс Рус»‎ ИНН 771484376 erid: 2Ranynxjx8G

Бенчмаркинг: что это за метод и как его применять для интернет-магазина

Даже самый успешный интернет-магазин нужно постоянно улучшать и совершенствовать. Иначе высок риск того, что однажды бизнес затмят конкуренты. Чтобы сохранить лидерские позиции в нише, следует проявлять максимальную гибкость, подстраиваясь под изменчивые тенденции рынка и запросы покупателей. Узнать, какие именно необходимы корректировки, помогут различные методы оценки и анализа коммерческой деятельности. Один из них – бенчмаркинг. Сегодня разберемся, в чем суть этого метода и как его применять на практике.

Что такое бенчмаркинг и чем он полезен интернет-магазину?

Бенчмаркинг входит в список наиболее популярных инструментов управления и считается эффективным средством совершенствования бизнеса. Многие зарубежные компании включают его в стратегию повышения конкурентоспособности. По статистике методикой пользуется около 60-90% фирм.

В России бенчмаркинг пока не особо распространен. Однако инструмент имеет высокий потенциал и, несмотря на то, что он был создан еще до появления интернета, хорошо подходит для анализа онлайн-продаж.

Бенчмаркинг – процедура непрерывного оценивания и эталонного сопоставления продукта, услуги, бизнес-процессов и функций компании с конкурентами и предприятиями-лидерами рынка. Главная цель систематического измерения – выделить информацию, необходимую для улучшения собственного проекта, применить опыт образцовых игроков.

В ходе бенчмаркинга определяют различия с конкурентами, выясняют причины их успеха. Результаты изучаются в комплексе со скрытыми процессами, которые к ним привели.

Ведется поиск ответов на вопросы:

  1. Какая компания достигла наилучших результатов в интересующей сфере?
  2. Какие методики для этого применялись?
  3. В чем ошибки и промахи собственного бизнеса?
  4. Что предпринять для улучшения деятельности, опираясь на опыт конкурента?

В дальнейшем начинается работа над самосовершенствованием. Полученные данные адаптируют под свою ситуацию, пересматривая отдельные процессы. В целом метод похож на бизнес-разведку, но в его основу заложены вполне законные схемы сбора и обработки информации.

Бенчмаркинг предполагает анализ следующих показателей:

  • товарные позиции – состав ассортимента, качество, прибыльность, конкурентоспособность;
  • характеристики сайта – дизайн, структура, содержание, функциональность;
  • финансовые показатели – конверсия, средний чек, выручка, рентабельность, доля скидок;
  • ценовая стратегия – стоимость продукта, эластичность спроса, прямые/переменные затраты;
  • бизнес-процессы – система сбыта, работа с клиентами;
  • персонал – обеспеченность ресурсами, текучесть кадров;
  • позиционирование, маркетинговая политика.

История бенчмаркинга

История развития 

В рамках интернет-магазина метод позволяет решить несколько ключевых задач. Это мониторинг конкурентов, постановка новых достижимых целей, внедрение изменений и улучшение приоритетных бизнес-процессов.

Ключевые принципы метода:

  1. Взаимность. Партнеры по бенчмаркингу договариваются о сотрудничестве, взаимном обмене опытом.
  2. Достоверность. Анализируются реальные факты.
  3. Аналогия. Сравниваются похожие процессы и функции.
  4. Измерение. Для сопоставления берут измеримые объекты и показатели.
  5. Регулярность. Анализ лучшей практики в e-commerce проводится не разово, а постоянно.

Бенчмаркинг прост в применении, не требует серьезных вложений. Но в процессе могут возникнуть сложности с выбором объектов для сравнения и поиском информации в открытых источниках. Кроме того, методика ориентирована на существующий опыт и не учитывает инноваций.

Характеристика разновидностей метода

Эталонное исследование проводится в разных целях. В зависимости от этого различают несколько видов бенчмаркинга. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Внутренний

Улучшить текущую производительность можно путем сравнения показателей работы разных отделов, похожих процессов, происходящих в самом интернет-магазине или филиалах сети. Это называется внутренним бенчмаркингом.

Порядок применения инструмента:

  • выбираются конкретные объекты, вопросы, процессы для сравнения;
  • анализируются предложенные решения, сильные и слабые стороны;
  • определяются эталонные показатели, создается каталог критериев.

Суть метода – выявить, активно применять и извлекать выгоду из знаний и опыта, существующих в различных частях компании.

Приведем пример внутреннего бенчмаркинга. В интернет-магазине есть отделы оптовых и розничных продаж. Сотрудники, отвечающие за оптовые продажи, используют CRM, которая значительно упрощает работу с клиентами. Проанализировав результативность процессов заключения сделок, розничный отдел принимает решение перенять опыт у коллег и внедрить CRM-систему.

Эта форма бенчмаркингового исследования – простая в реализации и наименее трудозатратная, поскольку с доступом к внутренней информации проблем не возникает. Но ограничиваться ею не стоит: нужно брать во внимание и опыт других игроков рынка, достойных подражания.

функции бенчмаркинга

Внутренний бенчмаркинг делится на подвиды:

  • исторический – текущие показатели и результаты деятельности сравнивают с прошлыми (например, сопоставляются данные за 2019 и 2020 годы);
  • общий – сравнивают показатели между отделами/филиалами;
  • анализ бизнес-процессов – сопоставляют качественные и количественные характеристики аналогичных внутренних процессов.

Остальные виды исследований относятся к внешнему бенчмаркингу.

Конкурентный

Конкурентный бенчмаркинг основан на прямом сравнении интернет-магазина с лучшими компаниями-конкурентами, присутствующими в той же отрасли рынка e-commerce.

Результаты собственной деятельности оцениваются с учетом информации о:

  • продуктах;
  • услугах;
  • основных процессах;
  • показателях эффективности конкурентов.

Прямое сравнение позволяет получить довольно ценные и полезные сведения для развития. Подобный анализ возможен, когда конкурентные фирмы придерживаются политики открытого обмена данными, публикуют отчеты и обзоры в свободном доступе. Если конкуренты не готовы делиться информацией, выполнить исследование нереально. Основная загвоздка этого вида бенчмаркинга в том, что сопоставляемые компании часто не идут на сотрудничество из-за прямой конкуренции в нише.

Функциональный

При функциональном бенчмаркинге сравнивается деятельность партнеров, не являющихся прямыми конкурентами. Для сопоставления выбирают компании из других отраслей с похожими бизнес-функциями или процессами.

Можно сравнить способы продвижения товара, работу с покупателями или персоналом. К примеру:

  • фирма, занимающаяся продажами туристических путевок, организовывает регулярные тренинги для менеджеров. Цель – улучшение коммуникационных навыков в общении с клиентами. Интернет-магазин спорттоваров перенимает опыт в плане обучения персонала, контактирующего с потенциальными покупателями. В результате менеджеры быстрее решают конфликтные ситуации, эффективнее предлагают продукт;
  • бренд IPhone выкладывает видео по распаковке продукта на YouTube. С популярного видеохостинга на сайт приходят десятки тысяч посетителей. Обнаружив это, интернет-магазин бытовой техники начинает размещать на YouTube видеоролики с распаковкой собственного товара. Контент отлично «заходит» потребителю.

Основные виды 

Основные виды 

Анализ за пределами отрасли помогает найти нетипичное для своего сегмента, иногда инновационное, решение вопроса. При этом проблема обмена данными с конкурентами снимается или не стоит так остро. Проверенные методы и нововведения внедряют в компанию с учетом ее особенностей и условий развития.

Однако нужно понимать: глобальное сопоставление возможно не во всех нишах. Большая разница между сравниваемыми сегментами сильно затрудняет переход к собственному рабочему контексту.

Стратегический

Стратегический бенчмаркинг необходим для совершенствования стратегии интернет-магазина. В ходе анализа сравниваются успешные стратегические подходы в сфере, определяются основные преимущества и недостатки компаний-партнеров.

Можно анализировать методы:

  • выхода на рынок;
  • раскрутки сайта;
  • продвижения продукции;
  • популяризации бренда.

Прямой обмен между партнерами дает возможность уточнить, откорректировать и согласовать собственную стратегию, доведя ее практически до идеала.

Выбор подходящего вида инструмента для онлайн-магазина зависит от опыта в проведении подобных исследований, преследуемой цели, наличии доступа к информации о лидерах рынка.

Правила проведения и основные этапы бенчмаркинга

Для реализации бенчмаркинг-проектов желательно создать специальную рабочую группу, включив в ее состав независимых экспертов или сотрудников из разных отделов компании. Это повышает шансы на получение объективной оценки.

Важно:

  • ограничивать список анализируемых показателей и процессов в рамках одного проекта (иначе пострадает качество тестирования);
  • использовать соответствующее программное обеспечение;
  • заранее подготовиться к внедрению перемен.

Пример составления критериев оценки 

Пример составления критериев оценки 

Бенчмаркинг состоит из нескольких этапов.

Этап №1: Оценивание текущей деятельности

На начальном этапе необходимо:

  • провести детальную внутреннюю диагностику;
  • определить ключевые показатели эффективности;
  • выявить области, нуждающиеся в улучшении.

Данная информация станет базой для сравнения. В качестве объекта бенчмаркинга нужно выбирать области, где показатели существенно отстают от эталона.

Для проведения диагностики стоит использовать комплекс доступных вспомогательных инструментов: данные статистики и веб-аналитики, финансовые и бухгалтерские отчеты, сбалансированную систему показателей, SWOT-анализ.

Этап №2: Выбор объектов для сравнения

Затем предстоит выбрать предмет эталонного сопоставления. В зависимости от целей можно сфокусировать внимание на продукции, процессах, практиках.

Варианты объектов для анализа:

  • продукты, услуги;
  • маркетинг, сбыт;
  • система расчетов с клиентов;
  • послепродажное обслуживание;
  • управление персоналом;
  • информационный менеджмент.

Этап №3: Поиск эталонов и выбор формы сопоставления

Следующий этап определяет успех всего проекта.

Возможные партнеры по бенчмаркингу:

  • смежные отделы (для внутреннего анализа);
  • успешные компании в нише;
  • дистрибьюторы и поставщики интернет-магазина;
  • лидеры из других отраслей, добившиеся успеха в реализации приоритетных показателей.

основные этапы

Большинство зарубежных компаний ведет открытую политику бизнеса, приветствует бенчмаркинговый формат. У нас договориться о сотрудничестве с партнером на порядок сложнее. Но нужно пробовать.

Способы поиска партнера:

  • изучение публикаций в журналах и газетах;
  • личные связи;
  • знакомства на отраслевых мероприятиях (семинары, конференции, выставки);
  • бенчмаркинговые ресурсы в сети.

Этап №4: Сбор и анализ информации

Далее очередь за основным этапом – сбором информации, сведением полученных данных к единой базе и последующим сравнительным исследованием.

Примерный вид контрольного листа:

  1. Предмет для сравнения.
  2. Анализ эталонной компании с описанием сравниваемого предмета.
  3. Сравнение со своей организацией, включающее подробные данные о показателях партнеров.
  4. Объекты для эталонного сопоставления с конкретизацией процессов, которые стоит перенести на собственную деятельность.

После сравнения информацию анализируют, определяют конкретные идеи для улучшения работы, устанавливают сроки их внедрения.

Этап №5: Внедрение полученного опыта и анализ улучшений

Позаимствованный опыт внедряется в рабочую модель компании. Однако следует избегать «слепого» копирования: необходимо оценить различия в методах работы и адаптировать условия под индивидуальную бизнес-среду.

Запустив внедрение запланированных поправок, нужно постоянно следить за ходом преобразований, а в конце – выполнить повторную оценку, проанализировать улучшения и принять решение о повторном цикле бенчмаркинга для новых объектов.

Способы применения результатов

Информация, полученная в процессе сравнения с образцовыми компаниями в нише или смежных отраслях, позволяет находить верные направления для успешного развития бизнеса. Результаты бенчмаркинга указывают на то, что необходимо улучшить и изменить в интернет-магазине:

  • оптимизировать управление;
  • устранить коммуникационные барьеры;
  • пересмотреть затраты на административные и производственные функции;
  • преобразовать ассортиментную матрицу и ценовую политику;
  • оптимизировать систему продаж;
  • видоизменить подходы к обслуживанию клиентов;
  • выбрать эффективные каналы сбыта.

Выводы

Идеальных во всех аспектах компаний не существует. Признавая это, руководитель способен адекватно оценить результаты работы и эффективность текущих бизнес-процессов. При выявлении проблем, недостатков и слабых мест нужно постараться устранить их и внести улучшения, позаимствовав опыт у образцовых компаний рынка. Каждое бенчмаркинговое исследование будет очередной ступенью на пути к совершенству.

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как правильно заполнять и когда сдавать налоговую декларацию по УСН за 2023 год

13.02.2024
В современном мире ведения бизнеса упрощённая система налогообложения (УСН) стала одним из самых популярных и удобных налоговых режимов для предпринимателей...

Как продавать на Ozon со своего склада

13.02.2024
Бизнес на маркетплейсах может приносить большой доход. Но для этого нужно учесть нюансы работы с площадкой. В том числе схему...

Как продавать изделия ручной работы на маркетплейсах

31.01.2024
Практически любое хобби можно монетизировать, тем более, что мода на товары ручной работы набирает обороты. Из статьи вы узнаете, как...

Как самозанятым стать ИП

30.01.2024
Узнайте, как перейти с самозанятого на ИП, какой налоговый режим выбрать перед открытием ИП. Читайте, как самозанятому сняться с учета,...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Не довольны CMS магазина?
Перенесем ваш сайт на inSales
Бесплатно, без потери трафика, с любой CMS-платформы, экономия на программистах и доработках, интеграции с популярными сервисами, маркетплейсами и соцсетями
Оставить заявку
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie