Создание структуры интернет-магазина: как правильно распределить товары по категориям

Создание прибыльного интернет-магазина требует понимания того, как работают поисковые системы, как люди ищут необходимые товары и услуги, что может привлечь максимальное внимание к вашему сайту.

Значимость структуры товаров

Один из ключевых моментов – грамотная структура каталога товаров. Структура сайта интернет-магазина - это определенная система взаимного расположения веб-страниц и разделов, логичный способ их связи. От того, насколько она удобна, зависит непосредственное перемещение пользователя по сайту. При составлении структуры каталога, нужно руководствоваться не вашим субъективным желанием расположить товары определенным образом, а строгой логикой, учитывающей специфику поиска в интернете. Ошибиться в этом вопросе - значит потерять массу потенциальных клиентов, которые просто не найдут ваш сайт во всемирной паутине.

Разработать структуру нужно еще на этапе проектирования сайта. Иначе в дальнейшем придется делать работу над ошибками, которая чревата потерей времени, денег, и может сопровождаться дополнительными трудностями при заполнении каталога товарами. И если в условиях ограниченного бюджета перед начинающим бизнесменом стоит вопрос: «Что важнее: дизайн или функциональность сайта?», смело выбирайте последнее.

Ошибки при составлении структуры

Многие веб-мастера часто совершают одну серьёзную ошибку: не смотрят на свою структуру каталога глазами клиента. Они выгружают товары в том виде, в каком их прислал поставщик, копируя его структуру. Или иногда руководствуются структурой склада.

Приведём пример неудачной структуры в магазине зоотоваров:

Неправильная структура

На первый взгляд, товары распределены логично. Но у потенциального клиента почти наверняка или собака, или кошка, или аквариумные рыбки. А теперь представим аквариумиста, решившего поискать на этом сайте корм. Он нажмёт кнопку «Корма» и попадёт в категорию, в которой все корма вперемешку: и для кошек, и для собак, и для грызунов. Найти среди этого хаоса нужный корм для рыб будет непросто.

С учетом этого фактора структура категорий товаров изменится:

Правильная структура

Собственно, если зайти на сайты популярных интернет-магазинов, торгующих зоотоварами, то там мы увидим именно эту структуру:

Зоомагазин 1

Зоомагазин 2

Зоомагазин 3

Полезно поставить себя на место вашего клиента, понять его логику поиска товаров и услуг и расположить товары на сайте максимально удобно.

Инструменты для создания структуры

Задача структуры - быстро сориентировать клиента в каталоге, чтобы он легко мог найти нужный товар, выбрать его по своим критериям, сравнить с другими. Существует два инструмента для создания структуры: категории и фильтр.

Категории и подкатегории

Первый по важности и значению – категории и подкатегории товаров. Это - основа и каркас всего сайта. Именно их пользователи видят в главном меню.

К распределению товаров по категориям нужно отнестись наиболее ответственно. Ведь изменение структуры на сайте, на котором уже есть трафик, может дорого обойтись. Поэтому при разработке структуры именно категориям нужно уделить основное время.

Большинство всех категорий делятся на три вида:

  1. По типу товара
  2. По назначению
  3. По бренду

Тип товара, это то, что мы привели в примере про зоомагазин: корма, лекарства, одежда, игрушки. В магазине одежды это будут: обувь, верхняя одежда, нижнее бельё, сумки, аксессуары. В мебельном магазине: столы, стулья, шкафы, диваны.

Назначение - то, для кого или чего этот товар. В зоомагазине: для кошек, для собак, для рыбок, для грызунов. В магазине одежды: для женщин, для мужчин, для детей. В мебельном: для гостиной, для прихожей, кухонная мебель.

Что такое структура, основанная на брендах, объяснять не нужно. Но подходит она далеко не всем, чаще только узкоспециализированным магазинам. Например, в магазине, который продаёт только кроссовки, она будет уместна. В меню такого магазина будет логично сделать категории: Adidas, Nike, New Balance. Если специализация магазина шире, то бренды лучше сделать при помощи фильтра.

Фильтры

Дополнительный инструмент для структурирования товаров – фильтры. Они выстраивают товары внутри категорий в определенной последовательности и помогают клиенту в детализации поиска необходимой вещи. Для того чтобы использование фильтра стало возможным, у каждого товара должен быть параметр, по которому его можно будет отфильтровать.

Фильтры по товарам

Например, в магазине электроники в категории «смартфоны» параметрами будут: диагональ экрана, операционная система, тип процессора, память, 4g, бренд, цвет корпуса и т.д. В использовании фильтров важно не перегрузить пользователя и соблюсти определенный баланс между недостатком и избытком выбора предложенных характеристик. Чтобы с одной стороны клиент нашел именно то, что ему необходимо, а с другой – не устал от обилия предложенного выбора в фильтре.

Для создания фильтров нужно каждому товару добавить параметр, а это может отнять много времени. Поэтому при открытии интернет-магазина лучше не акцентировать на фильтрах всё внимание - их можно сделать позже и постепенно. На первоначальном этапе нужно заняться категориями и подкатегориями, внимательно проработать именно их.

Способы создания структуры

Первый способ – скопировать структуру у конкурентов. Выбираете магазин конкурента с похожим ассортиментом, желательно из ТОПа поисковиков по профильным запросам, и делайте структуру по его подобию. Плюсы этого способа очевидны: скорость, простота, отсутствие издержек. Этот способ подходит новичкам. Но минусы тоже есть: ассортимент у конкурента может немного отличаться, также есть вероятность копировать ошибки конкурента.

Второй способ – создание структуры сайта на основе семантического ядра. Плюсы: точное совпадение с запросами потенциальных клиентов. Пример: пользователи набирают в Яндексе или Гугле «прямое свадебное платье цвета шампань». Значит магазину женской одежды нужно в категории «Платья» создать подкатегорию «Свадебные» и настроить фильтр цвета и типа платья. Минус создания структуры на основе семантики: вам потребуется помощь SEO-специалиста или придется самостоятельно разбираться в данном вопросе. Это займет определенное время и стоит денег.

Рекомендации по созданию структуры

Приведём несколько советов, которые помогут избежать других мелких ошибок.

Глубина каталога

Максимальная глубина каталога – три уровня: категория – подкатегория – подподкатегория. Пример: для женщин – одежда – джинсы. Причём старайтесь разместить все товары в два уровня, третий нужен только крупным гипермаркетам или для узкой специализации магазина. Всё, что не помещается в третий уровень стоит делать фильтром.

Избегайте пустых категорий

В подкатегории должно быть не менее 5-7 товаров. Иначе у посетителя останется ощущение «пустого прилавка». Если вы создаёте подкатегорию, но в ней всего 2-3 наименования, возможно и не стоит её создавать? К фильтрам это правило, само собой, не относится.

Один товар в разных категориях

Иногда один и тот же товар нужно разместить в две разные категории. В этом нет ничего плохого, это естественно. У многих интернет-магазинов даже глобальная структура строится по этому принципу. При этом могут использоваться одновременно разные типы структуры.

Структура магазина одежды

Используйте интеллект-карты

Для создания структуры интернет-магазина можно использовать Mind-maps – интеллект-карты. Это удобная графической форма представления мысли или идеи, в нашем случае - структуры. Конечно, можно вооружиться цветными маркерами и изобразить структуру будущего магазина на бумаге, но специальное приложение многим придётся по душе.

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Как предпринимателю распознать в контрагенте фирму-однодневку

19.02.2019
Термин “фирма-однодневка” как-то сразу режет слух. Даже у далеких от бизнеса людей всплывают ассоциации с уходом от налогов, серыми схемами...

Скупой платит дважды: на чем ни в коем случае нельзя экономить владельцу интернет-магазина

18.02.2019
В наших статьях мы не раз писали о том, как сократить издержки и сэкономить бюджет. Даже приводили реальный кейс партнеров,...

Как законно обналичивать деньги со счета ООО и не попасть под действие 115-ФЗ

15.02.2019
Страшный сон предпринимателя: он заходит в личный кабинет своего банка, а расчетный счет заморожен и деньгами воспользоваться нельзя. Это проделки...

Что продавать в интернет-магазине к 8 Марта

14.02.2019
По продажам 8 марта уступает только Новому Году. Причем выручку делают не только продавцы цветов и сладостей - скачок продаж...

Взять кредит, найти инвестора или партнера - откуда раздобыть деньги на бизнес

14.02.2019
Если вам не досталось по наследству несколько миллионов долларов, квартира в столице или готовое дело, то средства на открытие и...

Ребрендинг интернет-магазина: как и для чего его проводить

12.02.2019
Ребрендинг - один из самых эффективных способов подогреть интерес к вашей компании, выйти на новый этап развития и покорить новые...

CRM-система для интернет-магазина: что, как и зачем?

11.02.2019
Продолжаем знакомить вас с удобными фишками для интернет-магазинов. Сегодня речь пойдет о CRM-системах. Это софт, позволяющий полностью автоматизировать взаимоотношения компании...

Как снять эффективный рекламный видеоролик: 9 простых правил

08.02.2019
Видеореклама теперь доступна каждому. Интернет и развитие цифровых технологий сделали свое дело: простенький ролик можно отснять и выложить самостоятельно. Но...

Пошаговая инструкция: Как зарегистрировать товарный знак интернет-магазина

07.02.2019
Вы открыли интернет-магазин и придумали для него название с фирменным логотипом. Можно остановиться на этом и оставить все как есть,...

Что продавать в интернет-магазине к 23 февраля

06.02.2019
Любой праздник - это отличный повод поднять продажи. Не думайте, что выручку на день Советской армии делают только продавцы носков...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению

Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С