Top.Mail.Ru

Структура интернет-магазина: как правильно распределить товары по категориям

Создание прибыльного интернет-магазина требует понимания того, как работают поисковые системы, как люди ищут необходимые товары и услуги, что может привлечь максимальное внимание к вашему сайту.

Значимость структуры товаров

Один из ключевых моментов – грамотная структура каталога товаров. Структура сайта интернет-магазина - это определенная система взаимного расположения веб-страниц и разделов, логичный способ их связи. От того, насколько она удобна, зависит непосредственное перемещение пользователя по сайту. При составлении структуры каталога, нужно руководствоваться не вашим субъективным желанием расположить товары определенным образом, а строгой логикой, учитывающей специфику поиска в интернете. Ошибиться в этом вопросе - значит потерять массу потенциальных клиентов, которые просто не найдут ваш сайт во всемирной паутине.

Разработать структуру нужно еще на этапе проектирования сайта. Иначе в дальнейшем придется делать работу над ошибками, которая чревата потерей времени, денег, и может сопровождаться дополнительными трудностями при заполнении каталога товарами. И если в условиях ограниченного бюджета перед начинающим бизнесменом стоит вопрос: «Что важнее: дизайн или функциональность сайта?», смело выбирайте последнее.

Ошибки при составлении структуры

Многие веб-мастера часто совершают одну серьёзную ошибку: не смотрят на свою структуру каталога глазами клиента. Они выгружают товары в том виде, в каком их прислал поставщик, копируя его структуру. Или иногда руководствуются структурой склада.

Приведём пример неудачной структуры в магазине зоотоваров:

структура интернет магазина

На первый взгляд, товары распределены логично. Но у потенциального клиента почти наверняка или собака, или кошка, или аквариумные рыбки. А теперь представим аквариумиста, решившего поискать на этом сайте корм. Он нажмёт кнопку «Корма» и попадёт в категорию, в которой все корма вперемешку: и для кошек, и для собак, и для грызунов. Найти среди этого хаоса нужный корм для рыб будет непросто.

С учетом этого фактора структура категорий товаров изменится:

структура интернет магазина

Собственно, если зайти на сайты популярных интернет-магазинов, торгующих зоотоварами, то там мы увидим именно эту структуру:

Интернет-магазин petshop.ru

Интернет-магазин petshop.ru

Интернет-магазин unizoo.ru

Интернет-магазин unizoo.ru

Интернет-магазин magizoo.ru

Интернет-магазин magizoo.ru

Полезно поставить себя на место вашего клиента, понять его логику поиска товаров и услуг и расположить товары на сайте максимально удобно.

Инструменты для создания структуры

Задача структуры - быстро сориентировать клиента в каталоге, чтобы он легко мог найти нужный товар, выбрать его по своим критериям, сравнить с другими. Существует два инструмента для создания структуры: категории и фильтр.

Категории и подкатегории

Первый по важности и значению – категории и подкатегории товаров. Это - основа и каркас всего сайта. Именно их пользователи видят в главном меню.

К распределению товаров по категориям нужно отнестись наиболее ответственно. Ведь изменение структуры на сайте, на котором уже есть трафик, может дорого обойтись. Поэтому при разработке структуры именно категориям нужно уделить основное время.

Большинство всех категорий делятся на три вида:

  1. По типу товара
  2. По назначению
  3. По бренду

Тип товара, это то, что мы привели в примере про зоомагазин: корма, лекарства, одежда, игрушки. В магазине одежды это будут: обувь, верхняя одежда, нижнее бельё, сумки, аксессуары. В мебельном магазине: столы, стулья, шкафы, диваны.

Категории товаров в интернет-магазине мебели 

Категории товаров в интернет-магазине мебели 

Назначение - то, для кого или чего этот товар. В зоомагазине: для кошек, для собак, для рыбок, для грызунов. В магазине одежды: для женщин, для мужчин, для детей. В мебельном: для гостиной, для прихожей, кухонная мебель.

Что такое структура, основанная на брендах, объяснять не нужно. Но подходит она далеко не всем, чаще только узкоспециализированным магазинам. Например, в магазине, который продаёт только кроссовки, она будет уместна. В меню такого магазина будет логично сделать категории: Adidas, Nike, New Balance. Если специализация магазина шире, то бренды лучше сделать при помощи фильтра.

Фильтры

Дополнительный инструмент для структурирования товаров – фильтры. Они выстраивают товары внутри категорий в определенной последовательности и помогают клиенту в детализации поиска необходимой вещи. Для того чтобы использование фильтра стало возможным, у каждого товара должен быть параметр, по которому его можно будет отфильтровать.

Фильтры по товарам

Фильтры по товарам на сайте 

Например, в магазине электроники в категории «смартфоны» параметрами будут: диагональ экрана, операционная система, тип процессора, память, 4g, бренд, цвет корпуса и так далее. В использовании фильтров важно не перегрузить пользователя и соблюсти определенный баланс между недостатком и избытком выбора предложенных характеристик. Чтобы с одной стороны клиент нашел именно то, что ему необходимо, а с другой – не устал от обилия предложенного выбора в фильтре.

Для создания фильтров нужно каждому товару добавить параметр, а это может отнять много времени. Поэтому при открытии интернет-магазина лучше не акцентировать на фильтрах всё внимание - их можно сделать позже и постепенно. На первоначальном этапе нужно заняться категориями и подкатегориями, внимательно проработать именно их.

Способы создания структуры

Первый способ – скопировать структуру у конкурентов. Выбираете магазин конкурента с похожим ассортиментом, желательно из ТОПа поисковиков по профильным запросам, и делайте структуру по его подобию. Плюсы этого способа очевидны: скорость, простота, отсутствие издержек. Этот способ подходит новичкам. Но минусы тоже есть: ассортимент у конкурента может немного отличаться, также есть вероятность копировать ошибки конкурента.

Второй способ – создание структуры сайта на основе семантического ядра. Плюсы: точное совпадение с запросами потенциальных клиентов. Пример: пользователи набирают в Яндексе или Гугле «прямое свадебное платье цвета шампань». Значит магазину женской одежды нужно в категории «Платья» создать подкатегорию «Свадебные» и настроить фильтр цвета и типа платья. Минус создания структуры на основе семантики: вам потребуется помощь SEO-специалиста или придется самостоятельно разбираться в данном вопросе. Это займет определенное время и стоит денег.

Рекомендации по созданию структуры

Приведём несколько советов, которые помогут избежать других мелких ошибок.

Глубина каталога

Максимальная глубина каталога – три уровня: категория – подкатегория – подподкатегория. Пример: для женщин – одежда – джинсы. Причём старайтесь разместить все товары в два уровня, третий нужен только крупным гипермаркетам или для узкой специализации магазина. Всё, что не помещается в третий уровень стоит делать фильтром.

Избегайте пустых категорий

В подкатегории должно быть не менее 5-7 товаров. Иначе у посетителя останется ощущение «пустого прилавка». Если вы создаёте подкатегорию, но в ней всего 2-3 наименования, возможно и не стоит её создавать? К фильтрам это правило, само собой, не относится.

Один товар в разных категориях

Иногда один и тот же товар нужно разместить в две разные категории. В этом нет ничего плохого, это естественно. У многих интернет-магазинов даже глобальная структура строится по этому принципу. При этом могут использоваться одновременно разные типы структуры.

Структура магазина одежды

Структура интернет-магазина Lamoda 

Используйте интеллект-карты

Для создания структуры интернет-магазина можно использовать Mind-maps – интеллект-карты. Это удобная графической форма представления мысли или идеи, в нашем случае - структуры. Конечно, можно вооружиться цветными маркерами и изобразить структуру будущего магазина на бумаге, но специальное приложение многим придётся по душе.

На этом всё. Надеемся, статья была полезной для вас. Удачи в продвижении!

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Как увеличить посещаемость интернет-магазина: подборка классических и неочевидных способов

21.04.2021
Разработать и запустить сайт интернет-магазина – только часть задачи. Чтобы получить первые продажи и удерживать высокие финансовые показатели, необходимо сделать...

Подготовка товара к продаже на маркетплейсе: правила, нюансы и подводные камни

20.04.2021
Продажа на маркетплейсах – эффективный способ расширить охваты действующего бизнеса или быстро стартануть в онлайн-торговле. Войти на одну из таких...

Что такое трипваер, зачем он нужен и как правильно его составить?

19.04.2021
Лид-магниты, «плюшки», товары-приманки и услуги-локомотивы – чего только не предлагают клиентам компании, чтобы побудить их к совершению покупки. Одной из...

Как эффективно продавать на маркетплейсах: секреты, лайфхаки и практические советы

16.04.2021
Через маркетплейсы продается более 50% товаров в интернете. Площадки привлекают потребителей выгодными ценами, а предпринимателей – стабильно большим потоком трафика....

Как составить эффективный сценарий для чат-бота: инструкция и полезные советы

15.04.2021
Чат-бот – универсальный инструмент для выполнения рутинных однотипных задач службы поддержки интернет-магазина. Он отвечает на распространенные вопросы, избавляя клиентов от...

Динамический ремаркетинг в продвижении интернет-магазина: преимущества и особенности настройки

14.04.2021
Большинство заказов в интернет-магазине оформляется при повторных посещениях сайта. В зависимости от ниши с момента первого визита до принятия решения...

Эпоха маркетплейсов: как выживать традиционным интернет-магазинам

13.04.2021
В последние годы рынок активно заполоняют маркетплейсы, которые трансформируются в целые экосистемы. Многие уверены, что в конце концов они окончательно...

Как запустить эффективную SMS-рассылку: инструкция, правила, наглядные примеры

12.04.2021
Многие считают SMS-рассылку устаревшим инструментом и не применяют ее в маркетинговой стратегии компании. Опять надоедливая и скучная реклама – подобные...

Где лучше продавать: в интернет-магазине или на маркетплейсе

09.04.2021
В e-commerce активно приходят новички и бывалые предприниматели из офлайн. И перед ними стоит выбор: открыть свой интернет-магазин или продавать...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению