Открывая любой бизнес, его создатели сталкиваются с вопросом ведения бухучета. Если раньше вариант был один - штатный бухгалтер, то теперь способов ведения бухгалтерии хоть отбавляй. Как выбрать то, что подойдет именно вам, не попасть на проблемы с налоговой и не переплатить - читайте в нашей статье.
Ответ на вопрос зависит от масштабов вашей деятельности, количества сотрудников, формы налогообложения и других исходных данных. Если вы торгуете самостоятельно и прямо из своей квартиры - бухгалтер не понадобится. А вот крупным компаниям с большим числом сотрудников, да еще и работающим на общей системе налогообложения нужен целый штат специалистов во главе с главбухом. Но обо всем по порядку.
Кто такой бухгалтер и что такое бухучет
Бухгалтер - это специалист, контролирующий финансовую деятельность компании и отвечающий за нее перед государством в лице налоговой службы. Он следит за расходованием средств, ведением документации и своевременной сдачей отчетности. Есть еще понятие бухгалтерского учета. Это система документальной фиксации всей хозяйственной деятельности и финансовых операций.
Так вот, бухучет в прямом смысле этого слова обязаны вести не все юрлица и ИП. Это касается, в основном, больших компаний на общей системе налогообложения - ОСН. Они документально и непрерывно фиксируют движение каждой копейки денег - для них это требование закона.
У пользователей спецрежимов все проще - закон не требует от них тотального ведения бухгалтерского учета. Для малого бизнеса достаточно собрать данные, необходимые для заполнения налоговых деклараций. Это не значит, что все просто и бухгалтер не нужен. Если нет навыков работы с финансами и объем работ большой, лучше нанять специалиста. Но часто работы можно выполнить самому.
Когда бухучет можно вести самостоятельно
Обратимся к самой распространенной модели работы интернет-магазина. Это ИП без работников, налоговый режим - “упрощенка” 6% от доходов. Декларация сдается один раз в год. Ее вполне можно заполнить и самому - ничего сложного в этом нет. В интернете легко найти образцы и правила оформления этого документа.
Ежеквартально вы должны выплачивать авансовые платежи - их придется рассчитывать. Все финансовые операции заносятся в книгу учета расходов и доходов. На этом вся бухгалтерия в вашем случае заканчивается.
Немного сложнее будет посчитать налоги при системе УСН “доходы минус расходы”. Налогооблагаемая база здесь не валовая выручка, а чистая прибыль, которую надо определить по специальным формулам.
Еще проще придется тем, кто применяет единый налог на вмененный доход - ЕНВД. Это не самая популярная форма налогообложения для интернет-магазинов, но некоторые предприниматели с успехом ее применяют. Встать на ЕНВД можно только при наличии “настоящей” точки обслуживания покупателей, например, пункта выдачи товара.
Налогооблагаемая база при ЕНВД - это как раз площадь помещения. Исходя из того, сколько квадратных метров используется для работы и считается сумма налога. Для расчета используется формула с несколькими переменными коэффициентами. Но не суть. Самое главное - заполнить декларацию ЕНВД может любой, изучавший математику в средней школе.
Документ заполняется и сдается каждый квартал - до 20 числа следующего за ним месяца. Оплатить налог нужно до 25 числа этого же месяца.
В каких случаях стоит подключить облачную онлайн-бухгалтерию
Онлайн-бухгалтерия - это компьютерная программа, которая делает всю работу бухгалтера. Вы подключаете услугу и больше ничего не делаете. Система сама соберет все данные, заполнит декларации и отправит их в ФНС, а потом заплатит налоги. Вам только будут приходить соответствующие уведомления.
Услугу предлагают многие банки - открываете расчетный счет, подключаете онлайн-бухгалтерию и забываете об этом вопросе. Множество подобных сервисов легко найти и в интернете. Если вы открываете интернет-магазин на платформе InSales, несколько интеграций вашего сайта с онлайн-бухгалтериями будут уже внутри - их нужно только подключить и запустить.
В общем, подключить интернет-бухгалтера не проблема, однако мы не советуем подключать услугу всем подряд. Это разумно только в тех случаях, когда ВСЕ расчеты идут через банковский счет по безналичной системе. В интернет-магазинах так чаще всего и бывает, но не всегда.
Часто предприниматели расплачиваются еще и наличными: за товар, аренду помещений, покупку воды или оборудования в офис - случаев много. Если у вас есть точка выдачи товара или налажена курьерская доставка, то и покупатели могут расплатиться наличными деньгами.
При таком раскладе тоже можно пользоваться онлайн-бухгалтерией, но ее применение теряет всю свою привлекательность. Если в случае с полностью безналичными расчетами вам вообще ничего не придется делать, то при частичной работе с наличкой все платежи, проведенные с использованием живых денег вам придется заводить в систему вручную, а это неудобно.
Во-первых, легко запутаться или попросту забыть внести информацию об очередном наличном платеже. Во-вторых, при сдаче отчетности у налоговой могут возникнуть вопросы касательно таких операций. В-третьих, при работе с наличными придется выводить деньги с расчетного счета, а такое движение средств, возможно придется обосновывать.
В общем, если доля расчетов живыми деньгами существенна, применение онлайн-бухгалтерии может принести больше вреда, чем пользы. Поэтому подключайте услугу только тогда, когда львиная доля платежей идет в безналичной форме. Кстати, если расчетных счетов не один, а несколько, все операции с ними можно завести в одну систему онлайн-бухгалтерии.
Не можем не коснуться еще одного вопроса. Облачная бухгалтерия очень удобна, спору нет. Однако не все сервисы одинаково хорошо работают. Иногда случаются ошибки, да такие, что разгребать их последствия приходится долго и мучительно. Сбои и баги в системе могут привести к неправильному расчету налога, несвоевременной оплате и так далее. Это тянет за собой штрафы, пени и доначисления. Не говоря уже о потраченных нервах.
Словом, онлайн-бухгалтерии пока трудно назвать совершенным инструментом учета. Причем обычно предприниматели делятся на два лагеря: первые ругают сервис на чем свет стоит, а вторые не нарадуются, что пользуются услугой. Поэтому, если ваш выбор пал на облачную бухгалтерию, серьезно подойдите к выбору поставщика услуги. Почитайте отзывы, пообщайтесь с коллегами - кто и каким сервисом пользуется.
Когда лучше нанимать бухгалтера в штат
Вообще самый правильный и надежный вариант ведения бухгалтерского учета - это нанять опытного профессионального бухгалтера. Но тогда придется оформлять его в штат и платить заработную плату. А теперь подумайте: у вас в офисе сидит специалист, получает приличные деньги, а работает полчаса в день. Именно столько времени нужно грамотному работнику для ведения учета небольшого интернет-магазина. Понятно, что это невыгодно. Зарплата бухгалтера за год, возможно, будет больше всех возможных налогов и даже штрафов, уплаченных за это время.
Поэтому брать работника на полную ставку разумно только тогда, когда для него действительно будет работа на 8 часов в смену. Если не брать во внимание частности, то это справедливо для организаций на ОСН с приличным штатом наемных работников и большим количеством финансовых операций.
Каждый сотрудник получает заработную плату, за него нужно платить налоги, пенсионные и страховые отчисления в бюджет, подавать кучу различных уведомлений в пенсионный фонд и соцстрах. Общую систему налогообложения должны применять ООО со штатом 100 человек и более. Всех их надо обсчитать, подготовить и сдать все необходимые документы. Сами понимаете - в таком случае бухгалтеру будет чем заняться. Больше того, обычно у таких организаций не один бухгалтер, а два или три: главбух и специалисты.
А самое главное - юридические лица на ОСН обязаны вести бухгалтерский учет. Вспоминаем начало статьи - мы писали, что это такое. Бухгалтер не просто собирает финансовую информацию для последующего заполнения деклараций и расчета сумм налога. Он фиксирует все в программе 1С или ей подобных и должен предоставлять все данные по требованию налоговых органов. Не только декларации, а первичные данные.
Что такое бухгалтер на аутсорсе и в каких случаях это удобно
Допустим, три предыдущих варианта ведения бухгалтерии вас не устраивают. Сами считать не хотите да и некогда, онлайн-бухгалтерии не доверяете, а нанимать штатного специалиста нет смысла. Вот бы сделать так, чтобы бухгалтер приходил в офис на час-два в неделю, заполнял все бумажки и уходил восвояси. И брал за услуги символическую сумму денег.
Вообще-то такое очень даже возможно. Такая схема работы называется аутсорсинг, или возмездное предоставление персонала. Расскажем, что к чему и как это работает.
В некой компании много бухгалтеров. Так много, что есть возможность поделиться специалистами с нуждающимися. Компания подает объявление “Бухгалтер для ИП и ООО” и ждет клиентов. Они находятся очень быстро: многие предприниматели хотят доверить работу по учету финансов профессионалу и при этом не переплачивать.
А дальше все происходит, как мы и писали: специалист берет вашу фирму под свое шефство и начинает вести бухгалтерию. Приходит только тогда, когда нужно поработать с документами, сам запрашивает у вас необходимую информацию, а самое главное - денег берет совсем немного. Если верить объявлениям в интернете, услуги “бухгалтера на час” стоят от 1000 рублей в месяц.
Плюсов у схемы много: это выгодно, всегда есть с кого спросить за работу, возможность проконсультироваться и много чего еще. Поэтому бухгалтерские услуги по договору аутсорсинга пользуются огромной популярностью. Так что присмотритесь: возможно, такой формат работы вам подойдет.
Ничего не нравится. Может, есть еще какие-то варианты?
Конечно же есть. Можно не делать ничего из того, что написано выше. Достаточно найти контору, которая просто будет заполнять ваши декларации за деньги. Предложений на рынке услуг хватает: достаточно вбить в строке поисковика: “заполнение декларации ЕНВД (УСН, ОСН)”.
Выглядит это так: вы приходите в офис такой компании, показываете учредительные документы и финансовые отчеты и милая девушка в течение пяти минут заполняет декларацию, после чего отдает ее вам на руки. В налоговую идете уже сами. Или пишете конторе нотариальную доверенность и тогда декларацию сдает компания. Все, что вам нужно сделать - это один раз за отчетный период посетить офис аудиторской фирмы.
Средняя стоимость заполнения декларации - 500 рублей. Можно сделать хитро: первый раз прийти и заплатить за заполнение документов, а потом снять с них копии и в последующем делать все самому по этому образцу - именно так многие и поступают.
Правда, в этом случае часть работы бухгалтера все-же придется делать самостоятельно. Если вы применяете УСН - нужно вести книгу учета доходов и расходов, собирать накладные и счета-фактуры, заказывать выписки с банковского счета. На основании этих данных и будет заполняться декларация. При работе на едином налоге на вмененный доход нужно лишь сообщить площадь помещения и адрес ведения деятельности. Ну и информацию об ИП или ООО, само собой.
Подводим итоги
Итак, что у нас получается. Если вы умеете считать и уверены в своих силах - попробуйте вести отчетность самостоятельно. Если объемы продаж небольшие и нет наемных работников, в этом нет ничего сложного.
Ведете расчеты исключительно безналичным способом - присмотритесь к онлайн-бухгалтерии. Нужно только тщательно выбрать поставщика услуги. Также можно воспользоваться услугами аутсорсинга или каждый раз платить за заполнение деклараций специализированной организации.
Большой штат, ОСН и многомиллионные обороты - ваш путь штатный бухгалтер. А мы надеемся, что наша статья помогла вам сделать правильный выбор.