Акция КиберЗима
Скидки до 40%, Улучшение тарифов
и бесплатные месяцы подписки
Реклама. ООО «Инсейлс Рус»‎ ИНН 771484376 erid: 2Ranyma3Jrc

Виды целевой аудитории: как работать с каждым покупателем

Сразу оговоримся: эта статья - симбиоз теории и практики, особенностей психологии клиента и личных наблюдений автора. Мы не призываем вас использовать ее как точное руководство к действию: скорее это пища для размышлений и масса полезных лайфхаков.

Что такое целевая аудитория?

Целевая аудитория, или сокращенно ЦА – группа людей, которые являются реальными и потенциальными потребителями товара. Как правило, они объединены общими интересами. Например, ЦА магазина автозапчастей - люди, которые имеют машину, в основном мужчины. Все они заинтересованы в том, чтобы транспорт всегда был на ходу, поэтому и покупают детали. ЦА магазина детских товаров - молодые родители, которым нужны игрушки, продукты, обучающие материалы для ребенка. Они любят своих детей, не жалеют на них денег и заботятся о безопасности малыша.

Основная ЦА интернет-магазина - те, кто уже знает о нем и совершает покупки. И есть еще те, кто заинтересован в вашем продукте и теоретически готов делать заказы. Для этого нужно рассказать им о вашем бизнесе - прорекламировать его.

Мы уже писали, что такое целевая аудитория в целом и как ее сегментировать. Теперь рассмотрим, как работать с каждым сегментом.

целевая аудитория

Вообще ЦА можно разделить по доброму десятку признаков. Вот основные:

  • пол;
  • возраст;
  • род занятий;
  • место проживания;
  • платежеспособность;
  • жилищные условия;
  • социальный статус;
  • образование;
  • интересы и потребности;
  • манера проведения.

От каждого этого фактора зависит покупательская активность. Для каждой отрасли бизнеса основные критерии будут свои. Например, тот же магазин детских товаров будет ориентироваться на молодых женщин 25-30 лет среднего достатка. Для продавцов товаров для дома важны жилищные условия ЦА: люди обустраивают свою квартиру с большей охотой, чем съемную. Для продавцов элитных товаров решающим фактором станет платежеспособность покупателя.

В этой статье мы рассмотрим самые главные группы ЦА, с которым предстоит работать абсолютно любому владельцу и сотруднику интернет-магазина.

критерии ца

Пожилые, взрослые, молодежь

Конечно, это деление условное: знаю я глубоких стариков, которые освоили компьютер, и малых детей, из него не вылезающих. Но будем говорить о потенциальной аудитории интернет-магазинов - тех, кто реально делает заказы.

Пожилые люди

Далеко не все представители старшего поколения научились обращаться с адской машиной. Многие их сверстники с опаской относятся ко всему новому, предпочитая узнавать информацию по старинке: из телевизора, газет, рассказов других людей.

Конечно, умение серфить в интернете - не показатель. Большинство пожилых людей все же консервативны, осторожны, ориентированы на мнение других. И тем не менее те, кто освоил-таки интернет, больше открыты новому и не боятся учиться и развиваться. Психологически они моложе, чем их сверстники.

Это знание можно использовать в продажах: сделайте специальный оффер и отдельное УТП конкретно для этой целевой аудитории. Продаете вы обучающие курсы - похвалите ЦА за стремление к развитию, ободрите и подчеркните, что они обязательно справятся. Торгуете косметикой - обратите внимание на то, что женщина в любом возрасте хочет быть красивой. Можно сыграть на самолюбии, напомнив, что не все пожилые люди потеряли интерес к жизни - вы еще ого-го!

Не забывайте и про традиционные ценности старшего поколения:

  • забота о детях и внуках. Продавайте товары и услуги для близких ЦА людей;
  • стремление накопить сбережения. Банковские вклады, страховки;
  • дотошность, внимательность. Бабушки и дедушки знают цену деньгам и не привыкли делать спонтанные покупки. При продаже лучше обратить внимание на пользу товаров, соответствие стандартам качества;
  • забота о здоровье: лекарства и полезные диетические продукты в помощь;
  • одобрение окружающих: делайте упор на отзывы, особенно известных уважаемых людей;
  • не забывайте о цене: большинство пожилых небогаты, делайте скидки и акции. Можно ввести специальную скидку для пенсионеров, как это делают в известных гипермаркетах.

Средний возраст

Это люди 35-55 лет. Их трудно удивить возможностями всемирной паутины: все они видели, все знают и в основном превосходно разбираются в интернет-покупках. С другой стороны, это и не молодежь со своими субкультурами и непонятными для взрослых людей ценностями. Это взрослые люди, крепко стоящие на ногах и знающие, что им нужно.

Что их отличает:

  • критическое мышление, понимание всех рекламных тонкостей и манипуляций. Если товар плохой - взрослые его просто не купят, и уговаривать будет бесполезно;
  • независимость от мнения других. То есть впарить ерунду под эгидой "Не будь лохом, купи айфон" не получится;
  • умение считать деньги. Взрослые отвечают и за детей, и за родителей и тратят на них всех немало средств. Отдавать кровно заработанное на ненужный товар будет только внушаемый ведомый человек.

Как продавать:

  1. Не врать. Говорить честно и прямо о всех достоинствах и недостатках товара, стране-производителе, особенностях использования. Будет лучше, если вы заранее обо всем расскажете: неприятных сюрпризов взрослые не любят. Именно эта категория ЦА охотнее всего пишет претензии и оформляет возвраты. Подростки и молодежь вряд ли будут это делать - неохота и непонятно, как. Пожилые предпочтут терпеть и не связываться, а вот люди средних лет могут пойти на принцип и наказать нерадивого продавца.
  2. Давать возможность выбора. Это искушенная ЦА, которая знает, чего хочет, и обладает ресурсами, чтобы это купить. Грех такой не угодить - с точки зрения предпринимателя это самые адекватные и платежеспособные клиенты.
  3. Оставаться на связи. Взрослому человеку проще не метаться по интернет-магазинам, а остановиться на каком-то одном и впредь покупать там. Это привычно, практично и удобно: сокращает время на выбор. В ваших силах сделать так, чтобы удержать покупателя и стать его добрым другом. Мы уже писали, как превратить случайных клиентов в постоянных - не благодарите.

случайные покупатели

Подростки, молодежь

Выбор молодежи основан в основном на эмоциях и на желании принадлежать к определенной субкультуре. В юности все мы ищем себя: слушаем то рок, то блюз, читаем классику и комиксы, носим то гранж, то готик-стиль. Это нормально. Основной парадокс юного возраста: люди стараются понять себя и найти свое место в жизни, в то же время стараются влиться в определенное сообщество. Это может быть субкультура, сообщество фанатов поп-певца, клуб любителей спиннеров и так далее. Люди отрицают консервативные ценности, в то же время одинаково одеваются, слушают одну и ту же модную музыку. Словом, тот еще хаос.

Как продавать:

  • подчеркивать эмоциональную составляющую: будь свободен, живи здесь и сейчас;
  • не забывать про желание принадлежности: отмечайте, что этот товар сделает тебя своим в кругу единомышленников;
  • привлекать к сотрудничеству кумиров молодежи: модных блогеров, звезд "Ютуба" и соцсетей.

Отдельное внимание уделяйте лояльности клиентов. Для этого нужно быть современными и говорить с ЦА на одном языке. Создайте мобильное приложение или хотя бы мобильную адаптивную версию, заведите странички в соцсетях, снимайте видео и сторисы, используйте мемы и сленг - словом, будьте на одной волне с молодежью.

сторисы

Олигархи, бедняки, средний класс

Богатые люди

К этой категории могут относиться чиновники, крупные предприниматели, владельцы заводов, газет, пароходов и все те, кто могут позволить себе товары класса люкс. Спешу расстроить: вряд ли они самостоятельно будут выбирать продукты или одежду в интернет-магазине. Скорее за них это сделают специально обученные люди. Да и качество товаров должно быть безупречным: известные бренды, эксклюзивные вещи. Если вы продаете именно такие товары, держите несколько советов.

Для обеспеченных людей товары и вещи - признак статуса. Они готовы переплатить, только бы соответствовать принятым в золотой тусовке стандарты. Если в этом сезоне, скажем, все носят часы от - и ездят отдыхать на Майорку - значит, надо не отставать от тренда.

Также обратите внимание на идеальный сервис. Дорогого клиента во всех бутиках облизывают с головы до ног: не становитесь исключением. Кстати, если у вас интернет-магазин VIP-товаров, советуем арендовать шоурум, чтобы почетные гости и их представители смогли лично осмотреть товар. Или хотя бы офис - чтобы было где принимать клиентов.

Средний класс

Это и есть основная ваша ЦА: офисные работники, представители интеллигенции, юристы и экономисты, врачи и учителя, инженеры и высококвалифицированные рабочие. Именно они выбирают и покупают онлайн простые товары на каждый день - продукты, одежду, детские вещи, и на долгое время - например, мебель, ювелирку, бытовую технику и электронику. Отдельных правил для этой категории нет: следите за качеством товаров, своевременно реагируйте на отзывы людей и постоянно развивайтесь: улучшайте сервис, расширяйте ассортимент.

Малообеспеченные люди

На первый взгляд, с такой ЦА вообще лучше не связываться: интернет пестрит советами о том, как отсечь неплатежеспособную аудиторию в пользу обеспеченных покупателей. В целом верно, особой прибыли они вам не принесут, но следует учитывать два момента:

  1. Малообеспеченные люди хотят казаться, а не быть. Это именно они покупают айфоны последней модели - разумеется, в кредит, в то время как по-настоящему богатые люди спокойно ходят с кнопочными простенькими моделями.
  2. Они очень зависят от мнения других. Ради одобрения окружающих наизнанку вывернутся, но покажут, что "не хуже людей".

Разумеется, не все малоимущие такие. Честную бедность, как в романах Джейн Остин, еще никто не отменял. И все же учтите наши советы при продажах: дорогостоящие товары могут купить как олигархи, так и малообеспеченные люди.

Еще раз отметим, что эта статья - не истина в последней инстанции, а квинтэссенция многолетних наблюдений за людьми. Вы можете проверить некоторые тезисы на ЦА своего интернет-магазина: например, проанализировать историю покупок клиентов или провести прямой опрос. Удачи в продвижении!

Акция КиберЗима
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales
Скидки до 40% при оплате тарифов новым клиентам
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Реклама. ООО «Инсейлс Рус»‎ ИНН 771484376 erid:2RanymkRDq2
Возможно вам также будет интересно:

Как продавать постельное бельё на маркетплейсах в 2023 году

29.11.2023
Постельное белье и текстиль — популярная категория товаров на маркетплейсах. Спрос на них стабильный в течение всего года, в то...

Концепция Jobs To Be Done — что это такое и как ее использовать

29.11.2023
Чтобы получить конкретный результат в бизнесе, можно пойти разными путями. Цель в любом случае будет едина: найти решение, которое максимально...

Возврат товара поставщику в 2023 году

29.11.2023
От форс-мажора не застрахован никто. В любом бизнесе может возникнуть ситуация, когда товар понадобится вернуть поставщику. О том, как это...

Товарный чек без кассового: когда нужно выдавать и как правильно оформлять

29.11.2023
Из материала узнаете, что такое товарный и кассовый чек, в чём их разница. Расскажем, когда можно выдавать товарный чек вместо...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Не довольны CMS магазина?
Перенесем ваш сайт на inSales
Бесплатно, без потери трафика, с любой CMS-платформы, экономия на программистах и доработках, интеграции с популярными сервисами, маркетплейсами и соцсетями
Оставить заявку
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie