Что такое поведенческие факторы сайта, как они влияют на ранжирование и как их улучшить

Продолжаем знакомить вас со способами SEO-оптимизации сайта. Сегодня речь пойдет о поведенческих факторах. Поисковые роботы “Яндекса” считают это параметр приоритетным при ранжировании. Хотите его улучшить и продвинуться в поиске? Тогда вам сюда.

Как работают поведенческие факторы

Как работают поведенческие факторы

Перечень поведенческих факторов

Отказ (bounce rate)

Фактически имеется в виду отказ от просмотра сайта. Выглядит это так: посетитель заходит на сайт, но с первых секунд понимает, что попал не туда. Он видит, что содержимое страницы не отвечает тому запросу, который он ввел в строке поиска или, говоря научным языком, нерелевантен ему. Помимо этого пользователь может уйти с ресурса из-за плохого дизайна, неудобного меню и тому подобных факторов. Мелкий шрифт, картинки в плохом разрешении и даже неудачно подобранные цвета могут сыграть на отказ. Даже если контент неплохой, человек не станет ломать глаза и поищет что-то поудобнее.

Пример:

Посетитель попал на сайт по запросу “создать интернет-магазин”. Его цель - найти платформу для создания. Но вместо этого он видит на сайте статьи о том, как это сделать. Человеку это не интересно, он уже владеет информацией. Поэтому пользователь закрывает страницу и продолжает поиск. Об этом - следующий поведенческий фактор.

Возврат к поиску

Ситуация та же: пользователь открыл страницу из поисковой выдачи, только на этот раз его все устроило. Удобный и функциональный сайт и с первого взгляда понятно, что информация адекватна ключевому запросу. Допустим, это какая-то статья на интересующую его тематику. Человек дочитывает материал до конца, после чего понимает, что информация не была исчерпывающей: он не получил ответы на все интересующие вопросы. Что делает посетитель? Он закрывает вкладку и продолжает искать информацию на других источниках.

Это тоже учитывает поисковый алгоритм. Он понижает ранжирование сайтов, после посещения которых, посетители вновь пользуются поиском. Если поиск продолжен - задача не решена или решена не полностью.

Как поисковики собирают информацию

Как поисковики собирают информацию

Пример:

Человек набирает ключевой запрос “замена тормозных колодок на “Рено Логан”. Он заходит на одну из страниц выдачи и начинает изучать материал. Все годно, но вот беда: на портале написано только про замену передних тормозных колодок этого автомобиля. О задних нет ни слова, а пользователю эта информация нужна. Посетитель дочитывает до конца, закрывает вкладку и идет на другой ресурс.

Там он находит информацию о замене как передних, так и задних колодок, но не видит видео, как это сделать вживую. Человек идет на третий сайт, где все это есть. Он читает материал, смотрит видео, после чего прекращает поиск и закрывает браузер. Последний сайт, при прочих равных условиях, будет у поисковика в приоритете.

Длина сессии

Это попросту время, проведенное посетителем на страницах сайта. Тут все относительно просто: чем больше времени он находился на ресурсе, тем лучше. Это значит, что материалы ему интересны, и пользоваться сайтом удобно. А если человек при этом еще и “гуляет” по страницам, переходя из раздела в раздел, это еще лучше. Следующий поведенческий фактор - как раз об этом.

Глубина сессии

Показывает, сколько страниц сайта посетил пользователь. В общем случае - чем больше, тем лучше. Фактор показывает не только то, что материалы интересны в принципе, но и то, что ресурс удобен для серфинга.

Зачастую, чтобы увеличить глубину сессии, веб-мастера искусственно усложняют структуру сайта, например, размещают продолжение статей на других страницах, делают избыточное меню и так далее. Делать этого не стоит: пользователи будут уходить с порталов со сложной структурой, потому, что ими неудобно пользоваться. А это значит, что возрастет процент отказов.

Внутренние поведенческие факторы

Внутренние поведенческие факторы на примере Яндекс Метрики

Наличие у сайта прямого трафика

Если посетители набирают в строке поиска не ключевой запрос, а сразу название конкретного сайта, он получает прямой трафик. То же самое касается случаев, когда пользователи проходят на сайт из закладок, папки “избранное”, журнала или персонального ТОПа (визуальных закладок). Этот фактор говорит о двух вещах. Во-первых, у ресурса есть своя постоянная целевая аудитория. Во-вторых, сайт просто известен большому количеству людей - у него мощный бренд.

Пример:

Посетитель набирает в строке поиска “купить телефон” и переходит на некий сайт из поисковой выдачи. В этом случае ресурс получает поисковый трафик. Если пользователь сразу набирает, к примеру, “Связной” или “Евросеть”, то это уже прямой переход. Чем больше таких переходов - тем выше позиция сайта в поисковой выдаче.

Тепловая карта сайта

Этот параметр поисковые алгоритмы используют для того, чтобы вычислить динамический вес страницы и распознать искусственную накрутку поведенческих факторов. Робот анализирует движение курсора мыши по странице. При попытке накрутить показатели движения будут примитивными и однотипными. Реальный пользователь водит курсором более хаотично. Чуть ниже мы подробнее расскажем о накрутке поведенческих показателей.

Тепловая карта сайта

Тепловая карта сайта: элементы страницы, привлекающие больше всего внимания посетителей

Кликабельность ссылок из сниппета

Если пользователи часто переходят к интересующим разделам сайта прямо по ссылке из поиска, это тоже повышает ранжирование сайта роботами. Фактор говорит, во-первых, о том, что информация релевантна целевому запросу. Во-вторых, посетитель быстрее находит нужную информацию: он не пользуется меню и даже не открывает главную страницу, а сразу переходит к нужному разделу.

CTR кнопок социальных сетей

Поисковики учитывают и то, насколько активно пользователи делятся контентом в социальных сетях. Это тоже говорит о том, что информация на сайте полезна и интересна.

Что делать, чтобы улучшить поведенческие факторы на сайте

Ответ прост: создавать сайты, которые быстро и качественно решают задачи пользователей. Вот что нужно для этого делать:

  • публиковать качественный контент. Если это статьи, то они должны быть написаны простым и понятным языком и давать исчерпывающую информацию по запросу. Не стесняйтесь давать больше данных. Иногда можно услышать мнение, что в интернете неохотно читают большие куски текста. Это правда только отчасти, и в большей степени касается социальных сетей. Когда вы пишете материал на серьезную тему - не бойтесь давать читателю больше данных. Во-первых, так снижается риск отказа, а во-вторых, увеличивается время сессии;
  • делайте сайт удобным. Что толку от хорошей статьи, если ее никто не найдет и не прочитает? Проработайте usability и UX характеристики, сделайте удобное меню. Настройте адекватный поиск по сайту: так посетители будут быстрее находить нужную информацию;
  • поработайте над дизайном. Сейчас в тренде большое количество “воздуха” - свободного места на страницах. Делайте читаемые заголовки, которые сразу бросаются в глаза и считываются беглым взглядом. Фон текста должен быть максимально контрастным. Если все сливается и от этого рябит в глазах, пользователь покинет сайт, даже если там полезный контент;
  • сделайте оптимальную структуру и меню. Не забывайте про правило трех кликов: пользователь должен дойти до цели через 3-5 щелчков по кнопке мыши;

Правило трех кликов

Правило трех кликов

  • займитесь брэндингом и повышайте узнаваемость сайта - так вы получите больше прямого трафика. Люди, которым у вас понравилось, добавят сайт в закладки или будут заходить на портал по прямым запросам;
  • размещайте ссылки на социальные сети и кнопки “поделиться”. Чем больше будет репостов, тем выше сайт поднимется в результатах поисковой выдачи;
  • проработайте описание сайта - метатеги title и description и разместите в них быстрые ссылки;
  • продвигайтесь по релевантным запросам. Времена, когда в текст вставляли ключевые слова на сторонние темы для увеличения трафика, давно прошли;
  • используйте внутреннюю перелинковку на другие страницы сайта. Так пользователь будет переходить к заинтересовавшим его материалам кликая по ним прямо в тексте и, не обращаясь к меню или поиску.

Еще один момент: поведенческие факторы не работают по отдельности и всегда нужно учитывать их сочетания. Улучшение одного показателя может негативно отразиться на другом. Например, вы захотели увеличить глубину и время сессии за счет избыточной структуры. Но это может поднять процент отказов, а также продолжение поиска. Человек просто покинет неудобный ресурс, где нужно постоянно что-то переключать, искать и делать много лишних действий. Ваша задача - найти оптимальный баланс поведенческих факторов.

Интересный факт. Между SEO-шниками и веб-мастерами идут споры о том, что лучше: открывать разделы сайта в текущей вкладке, или перенаправлять пользователя на новую. Готового рецепта здесь нет. С одной стороны, если все происходит в одном окне, это увеличивает длину и глубину сессии. С другой, переход с текущей вкладки на новую может быть расценено роботом как отказ или продолжение поиска. К тому же, пользователю не всегда удобен такой формат: он бы хотел сначала дочитать текущий материал, но если нажать на ссылку в теле текста, у него это не получится - тут же откроется новый раздел. Потом придется возвращаться и дочитывать, или искать в тексте ссылку после прочтения.

Составляющие качественного сайта

Составляющие качественного сайта

Ирония судьбы в том, что никто до конца не знает, как работают алгоритмы поиска. Поэтому однозначный ответ дать сложно. Все зависит от индивидуальных особенностей сайта.

Почему не стоит накручивать поведенческие факторы

Термин SEO (search engine optimization - оптимизация под поисковые машины) возник почти одновременно с появлением поисковых систем. Создатели сайтов пытались подогнать свои детища под алгоритмы роботов, чтобы улучшить позиции в поиске. Сначала это было относительно просто: напихал в текст побольше ключей, и сайт выходил в ТОП. Ранжирование по ключевым словам - первый и единственный алгоритм “Яндекса”, который применялся в самом начале работы системы. Не будем говорить, к чему это привело.

Сейчас, по заверениям самого “Яндекса”, поисковик учитывает 800 различных параметров и их сочетаний. Все они сводятся к одному: сайт в топе должен максимально удовлетворять запросы пользователей.

Кроме того, отечественный поисковик нещадно наказывает за любые попытки искусственной накрутки любого из параметров. Не являются исключением и поведенческие факторы.

Если еще несколько лет назад (до 31 августа 2018) можно было продвинуть сайт за счет покупных ссылок, то теперь агентства по созданию и продвижению сайтов предлагают новую услугу - накрутка поведенческих факторов. Созданы десятки бирж, где исполнителям за небольшое вознаграждение предлагают создать видимость движухи на том или ином ресурсе.

Выглядит это так: некий заказчик размещает на сайте простое задание - зайти на определенный сайт и совершить на нем какие-то действия. Например, открыть нужный раздел, кликнуть по указанным ссылкам и так далее. При этом исполнитель должен провести на ресурсе определенное время. Расчет понятен: чем больше пользователей зайдет на сайт и задержится там на какое-то время, тем лучше поведенческие. И все было бы хорошо, если бы не одно “но”. Поисковые машины давно научились распознавать такие манипуляции.

Предупреждение о нарушениях и угрозах безопасности на сайте

Предупреждение о нарушениях и угрозах безопасности на сайте

Помните про тепловую карту сайта? У заказного посетителя движения курсора слишком шаблонны и однообразны. Робот сразу это видит и расценивает как попытку искусственной оптимизации. За это сайт могут понизить в результатах выдачи и даже наложить фильтр.

Заключение

Значит ли это, что создатели поисковых систем переиграли недобросовестных SEO-шников? Пожалуй, да. Зато все те, кто работают честно, от этого только выиграли. В выигрыше остался и конечный пользователь. Теперь он с большей долей вероятности получит действительно качественный материал, а не подогнанное под работу роботов творение, которое не решит его задачу. Делайте сайт удобным, размещайте качественный контент и занимайте свое заслуженное место в ТОПе выдачи. Успехов в продвижении!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Рейтинг хостингов для сайтов и интернет-магазинов в 2024 году

06.05.2024
Запустить сайт своего проекта или интернет-магазина, если вы не работали в IT-сфере, кажется сложной задачей. Мало найти подрядчиков для создания...

Как выбрать ОКВЭД для торговли строительными материалами

03.05.2024
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это документ для регистрации и ведения бизнеса, который классифицирует виды экономической деятельности компании...

Продающий отзыв: что включить и как оформить

03.05.2024
Покупатели мониторят отзывы о товаре или услуге, которую собираются приобрести впервые. Исследования Power Reviews показывают, что 95% покупателей опираются на...

Разговор на правильных нотах: tone of voice для предпринимателей

03.05.2024
Кажется, что выделиться на фоне других, похожих бизнесов почти нереально. На самом деле, есть один способ, с помощью которого можно...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie