Как и зачем проводить аудит сайта: виды аудита, советы по проведению и полезные сервисы

Если сейчас посмотреть на большинство сайтов, сделанных в начале нулевых, трудно будет сдержать улыбку. Страницы больше похожи на объявление в газете, чем на инструмент продаж. Сайт - вещь не статичная. Здесь явно не прокатит подход “сделал и забыл”. Нужно постоянно держать руку на пульсе и исправлять недочеты. Какие именно - покажет аудит сайта, о котором сегодня и расскажем.

Что такое аудит сайта

Аудит - это проверка ресурса на соответствие определенным требованиям. Критериев много, но все они сводятся к двум вещам: ресурс должен нравиться пользователям и поисковым системам. Что в наше время практически одно и то же: поисковые роботы давно научились определять полезные сайты и продвигать их в выдаче. В “Яндексе” и Google открыто рекомендуют делать интересные для посетителей ресурсы, максимально эффективно решающие задачу по поисковому запросу. А вот определить, так это или нет, как раз и позволит аудит.

В каких случаях проводится аудит сайта

Вообще держать руку на пульсе нужно всегда: чуть ли не каждый день появляются новые тенденции. Это касается технической составляющей, дизайна, юзабилити, оформления страниц и всего остального. Поэтому одна из главных задач веб-мастера - постоянно отслеживать новые веяния и вносить изменения.

Аудит обязательно проводится в следующих случаях:

  • позиции сайта упали в поисковой выдаче. Еще вчера страницы уверенно занимали топ, а сегодня болтаются на третьей-четвертой страницах;
  • снизилось число заявок и заказов. Это вовсе необязательно связано с предыдущим пунктом. Возможно, страницы стали менее удобны по сравнению с сайтами конкурентов и постоянные клиенты сбежали к соперникам;
  • снизился поисковый трафик;
  • ухудшились поведенческие факторы. Особенно это касается таких характеристик, как количество отказов, длительность и глубина сессии. Если пользователи заходят на страницу, проводят на ней несколько секунд, а затем покидают, пришло время аудита;
  • просто прошло полгода-год. За это время требования к оформлению веб-страниц могут сильно поменяться.

Этапы проведения аудита сайта

Этапы проведения аудита сайта 

Если хотя бы один из перечисленных случаев как раз о вашем сайте - настало время аудита. Дальше расскажем, как провести его своими силами и сэкономить бюджет.

Виды аудита сайта

Параметров, по которым проверяются страницы - сотни. Их можно разделить на 5 больших групп:

  1. Технический аудит.
  2. SEO-аудит.
  3. Проверка usability, UX и общего удобства для пользователей.
  4. Аудит контента.
  5. Анализ продающей составляющей (маркетинговый аудит).

Технический аудит

Практически всегда проводится в первую очередь. Причина проста: технические причины могут свести на нет все остальные показатели. Невозможно оценить комфорт автомобиля, если неисправен мотор и машина не двигается с места. Так и с сайтом интернет-магазина. Выгодные цены, удобную доставку и умниц-менеджеров просто никто не увидит, если страницы, допустим, слишком медленно грузятся.

Вот на что нужно обратить внимание при проведении технического аудита сайта интернет-магазина:

  1. Ошибки в коде HTML. HTML (HyperText Markup Language) - язык разметки гипертекста. Переведем с русского на русский: этот инструмент сообщает браузеру о том, как следует отображать страницы на экране монитора. Делается это при помощи специальных команд - тегов. Например, если кусок текста помечен тегом <b>, на сайте он будет выделен жирным шрифтом. При ошибках в HTML-коде страницы могут некорректно отображаться. Если уж совсем на пальцах, то заголовки не будут заголовками, будут плавать абзацы и так далее. Проверить ошибки в HTML-коде вполне можно самостоятельно. Для этого есть специальные сервисы, например, HTML Validator.
  2. Ошибки в разметке CSS. Этот инструмент отвечает за размещение блоков на странице сайта. От CSS зависят цвет, расположение, форма и другие характеристики модулей. Неверная кодировка приводит к тому, что страница выглядит попросту криво: блоки обрезаются, закрываются другими элементами и так далее. Понятно, что любоваться на такое безобразие никто не станет, даже если в ней упакован наиполезнейший контент. Для проверки CSS также есть бесплатные инструменты. Неплохой сервис - CSS Validator.
  3. Медленная загрузка страниц. Еще один важный показатель, проверяемый при техническом аудите. Важный потому, что на скорость загрузки поисковики обращают пристальное внимание, накладывая фильтры за невысокие показатели. Да и пользователям не нравится, когда сайт долго грузится. Инструмент для проверки скорости загрузки - Google Pagespeed. При проверке стоит ориентироваться на следующие показатели: загрузка десктопной версии страница не должна превышать 3 секунд, мобильной версии - 9. Лучше поделить эти цифры на 2. Если время загрузки больше, у вас 2 пути: перетащить сайт интернет-магазина на более мощный движок, например, платформу InSales, либо снизить вес страниц для более быстрой загрузки. Первый вариант предпочтительнее.
  4. Ошибка в коде самого сайта. По этой причине страницы также могут неправильно отображаться на экране и содержать другие ошибки. Приложение для самостоятельной проверки кода - PR-CY.
  5. Ошибка 404. Здесь все проще, чем в предыдущих случаях. Обычно ошибка высвечивается в браузере, если пользователь переходит на несуществующую страницу. Он может кликнуть по битой ссылке, перейти на ресурс с другого источника, например, соцсети. Проверить сайт на битые ссылки можно в панели вебмастеров “Яндекса” и Google. Если страница действительно была удалена, все ссылки на нее нужно уничтожить. В случае, когда она существует, проверьте линкбилдинг. Возможно, допущены ошибки в самих ссылках. Вообще появление недоступных страниц - нормальное явление, избежать которого возможно далеко не всегда. Лайфхак: сделайте оригинальную страницу 404 Not found. Пусть у пользователя будет возможность выйти в нее на другие разделы сайта.

Оригинальное оформление страницы 404

Оригинальное оформление страницы 404

SEO-аудит сайта интернет-магазина

Краеугольным камнем SEO-оптимизации давно стал качественный, уникальный и интересный контент. Времена, когда достаточно было напичкать текст ключевыми словами и он попадал в топ выдачи, давно прошли. Поисковики научились отличать полезную информацию от оптимизированной под работу поисковых алгоритмов. Для вас это означает одно: SEO-оптимизацию не стоит воспринимать только с технической точки зрения. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Польза материалов и контента для посетителей. Поисковики отслеживают одну простую вещь: страница должна максимально эффективно решать задачу, сформулированную в поисковом запросе. Если это блог - делайте качественные статьи. А интернет-магазин должен продавать. В этом ключе важно подробное описание товаров, хорошие фото в высоком разрешении и так далее.
  2. Уникальность. Не так важна, как несколько лет назад, но все же за заимствованный контент по головке никто не погладит.
  3. Оптимизация метатегов title и description. Они-то как раз могут и должны содержать ключевые слова, но в удобоваримом виде, а не “купить носки в интернет-магазине цена недорого”.
  4. Помечайте описание изображение тегом <alt>. Так будет индексироваться не только текст, но и картинки.
  5. Прокачивайте семантическое ядро. За счет этого можно продвинуть ресурс по большому спектру средне и низкочастотных запросов.
  6. Используйте SSL-сертификат для безопасного соединения.
  7. Займитесь линкбилдингом. Чем больше авторитетных источников ссылается на ваш интернет-магазин, тем выше он в выдаче.
  8. Оптимизируйте URL-адрес. Чем он короче, тем лучше. Нежелательно использовать домены второго и третьего уровней.

SEO-аудит сайта

Составляющие SEO-аудита сайта интернет-магазина

Проверка usability, UX и общего удобства для пользователей

Итак, интернет-магазин - это инструмент покупки товаров и услуг. Он должен работать быстро, быть удобным и понятным. Поиск и заказ не должны представлять собой квест напополам с головоломкой. Все это укладывается в такие понятия, usability и UX. Вот что здесь важно:

  1. Дизайн сайта. Скажите “нет” вырвиглазным кислотным цветам, ломаной геометрии и прочим экспериментам.
  2. При расстановке блоков сайта придерживайтесь правила золотого сечения и правила третей.
  3. До любого раздела сайта пользователь должен доходить за 3-5 кликов.
  4. Меню. Должно состоять из разделов и подразделов. Объедините товары в группы по схожим признакам, а не делайте сквозной каталог.
  5. Используйте поиск по сайту и систему фильтров.
  6. Шрифты - максимально крупные, на контрастном фоне.
  7. Кнопки целевого действия - красного цвета. Тренд последних лет - не напрягать человека продажами в лоб. “Купить” - плохо, “отложить в корзину” - лучше.
  8. Не перегружайте меню избытком пунктов. Поиск товара, оплата, доставка, техподдержка - большего не нужно. Зачем вам определение геолокации и выбор региона если это вообще ни на что не влияет?

Правило третей

Правило третей

Формула золотого сечения

Формула золотого сечения

Аудит контента интернет-магазина

Часть этого вопроса была рассмотрена в разделах выше. Добавим еще:

  1. Контент должен быть актуальным. Хуже нет, если вы сменили номера телефонов и адрес, а на сайте висит устаревшая информация. Хотя нет, есть кое-что и похуже. Это неактуальный ассортимент. На сайте позиция висит, заказать можно, а потом оказывается, что товара нет и не предвидится.
  2. Фото, видео, инфографики и другие визуальные материала должны быть максимально высокого качества.
  3. Если ведете блог, регулярно обновляйте статьи. Если у вас в 2019 висит статья “Рейтинг лучших смартфонов 2010” - это плохо.
  4. Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Их наличие серьезно подрывает трастовость ресурса. Что это за магазин такой, если в описании товаров “жи-ши” написано с буквой “ы”. Кстати, помимо снижения лояльности ошибки отражаются на SEO-показателях.
  5. Подача материала. Лучше говорить с аудиторией на ее языке. Продаете промышленные лазеры и ваша ЦА - сплошь генеральные директора и президенты компаний? Лучше общаться в деловом и официальном тоне. Владеете интернет-магазином одежды для подростков - допустимы вольности и жаргонизмы.

Аудит маркетинговой составляющей

Проще говоря, интернет-магазин должен продавать, в этом его прямая задача. Как для вас, так и для покупателя. Вот за счет чего это достигается:

  1. Продающие тексты. Описание товаров, подробности скидок и акций должны мотивировать посетителя к покупке. Используйте приемы написания продающих текстов или воспользуйтесь услугами опытного копирайтера.
  2. Используйте воронку продаж для превращения посетителей в постоянных клиентов. Для создания и настройки воронки можно обратиться в агентство.
  3. Применяйте максимально широкий арсенал маркетинговых инструментов: проводите скидки, акции, дарите промокоды.
  4. Мотивируйте посетителей зарегистрироваться и подписаться на рассылку.
  5. Используйте методики Up-sell (продажа более дорогих товаров) и Cross-sell (продажа дополнительных товаров). Таким образом можно серьезно увеличить средний чек покупки.
  6. Дайте клиентам возможность купить товар без регистрации. А если уж без нее никак, сделайте процедуру как можно проще. Никакой капчи и избытка данных для создания аккаунта. Адреса электронной почты вполне хватит.

Сравнение методик Up-sell и Cross-sell

Сравнение методик Up-sell и Cross-sell

Аудит провели, недочеты устранили. Что дальше

А/В-тестирование, вот что. Допустим, вы решили поменять кнопки целевого действия. Не стоит сразу внедрять один вариант. Сделайте парочку и посмотрите, какая из них имеет большую конверсию. Для этого нужно сделать несколько тысяч показов всех вариантов и отследить метрики.

Это касается всех значимых модулей сайта. Сказать наперед, какое оформление будет работать лучше, возможно не всегда. Для определения оптимального и проводится А/В-тестирование. Подробно мы писали об этом в этой статье.

Как видите, провести самостоятельный аудит под силу каждому. Это даст возможность значительно улучшить показатели сайта интернет-магазина, повысить продажи и прибыль. А если не уверены в собственных силах или банально некогда, есть масса агентств, которые сделают работу за вас, причем с гарантией результата. Как поступить - решать вам. Хороших продаж!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 7 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Ритейл сегодня: что это и как работает

26.07.2024
Ритейл — это та самая связка, без которой молоко, хлеб, куртки и кроссовки не дошли бы до нас с вами,...

Секреты успешного оффера: инструменты, формулы и примеры

26.07.2024
Каждый день мы видим рекламу, какую-то пролистываем не глядя, во что-то вчитываемся, а что-то покупаем. Часто дело не только в...

17 лучших фулфилмент-компаний для маркетплейсов

26.07.2024
Когда онлайн магазин небольшой, собрать заказ, упаковать его и доставить покупателю для продавца не составит большой проблемы. Но продажи в...

Как создать сайт интернет-магазина в 2024 году и настроить всё за один день

25.07.2024
С наступлением 2024 года мы подробно расскажем, как создать сайт интернет-магазина и не потратить на его создание очень много времени....
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie