Как и зачем проводить аудит сайта: виды аудита, советы по проведению и полезные сервисы

Если сейчас посмотреть на большинство сайтов, сделанных в начале нулевых, трудно будет сдержать улыбку. Страницы больше похожи на объявление в газете, чем на инструмент продаж. Сайт - вещь не статичная. Здесь явно не прокатит подход “сделал и забыл”. Нужно постоянно держать руку на пульсе и исправлять недочеты. Какие именно - покажет аудит сайта, о котором сегодня и расскажем.

Что такое аудит сайта

Аудит - это проверка ресурса на соответствие определенным требованиям. Критериев много, но все они сводятся к двум вещам: ресурс должен нравиться пользователям и поисковым системам. Что в наше время практически одно и то же: поисковые роботы давно научились определять полезные сайты и продвигать их в выдаче. В “Яндексе” и Google открыто рекомендуют делать интересные для посетителей ресурсы, максимально эффективно решающие задачу по поисковому запросу. А вот определить, так это или нет, как раз и позволит аудит.

В каких случаях проводится аудит сайта

Вообще держать руку на пульсе нужно всегда: чуть ли не каждый день появляются новые тенденции. Это касается технической составляющей, дизайна, юзабилити, оформления страниц и всего остального. Поэтому одна из главных задач веб-мастера - постоянно отслеживать новые веяния и вносить изменения.

Аудит обязательно проводится в следующих случаях:

  • позиции сайта упали в поисковой выдаче. Еще вчера страницы уверенно занимали топ, а сегодня болтаются на третьей-четвертой страницах;
  • снизилось число заявок и заказов. Это вовсе необязательно связано с предыдущим пунктом. Возможно, страницы стали менее удобны по сравнению с сайтами конкурентов и постоянные клиенты сбежали к соперникам;
  • снизился поисковый трафик;
  • ухудшились поведенческие факторы. Особенно это касается таких характеристик, как количество отказов, длительность и глубина сессии. Если пользователи заходят на страницу, проводят на ней несколько секунд, а затем покидают, пришло время аудита;
  • просто прошло полгода-год. За это время требования к оформлению веб-страниц могут сильно поменяться.

Этапы проведения аудита сайта

Этапы проведения аудита сайта 

Если хотя бы один из перечисленных случаев как раз о вашем сайте - настало время аудита. Дальше расскажем, как провести его своими силами и сэкономить бюджет.

Виды аудита сайта

Параметров, по которым проверяются страницы - сотни. Их можно разделить на 5 больших групп:

  1. Технический аудит.
  2. SEO-аудит.
  3. Проверка usability, UX и общего удобства для пользователей.
  4. Аудит контента.
  5. Анализ продающей составляющей (маркетинговый аудит).

Технический аудит

Практически всегда проводится в первую очередь. Причина проста: технические причины могут свести на нет все остальные показатели. Невозможно оценить комфорт автомобиля, если неисправен мотор и машина не двигается с места. Так и с сайтом интернет-магазина. Выгодные цены, удобную доставку и умниц-менеджеров просто никто не увидит, если страницы, допустим, слишком медленно грузятся.

Вот на что нужно обратить внимание при проведении технического аудита сайта интернет-магазина:

  1. Ошибки в коде HTML. HTML (HyperText Markup Language) - язык разметки гипертекста. Переведем с русского на русский: этот инструмент сообщает браузеру о том, как следует отображать страницы на экране монитора. Делается это при помощи специальных команд - тегов. Например, если кусок текста помечен тегом <b>, на сайте он будет выделен жирным шрифтом. При ошибках в HTML-коде страницы могут некорректно отображаться. Если уж совсем на пальцах, то заголовки не будут заголовками, будут плавать абзацы и так далее. Проверить ошибки в HTML-коде вполне можно самостоятельно. Для этого есть специальные сервисы, например, HTML Validator.
  2. Ошибки в разметке CSS. Этот инструмент отвечает за размещение блоков на странице сайта. От CSS зависят цвет, расположение, форма и другие характеристики модулей. Неверная кодировка приводит к тому, что страница выглядит попросту криво: блоки обрезаются, закрываются другими элементами и так далее. Понятно, что любоваться на такое безобразие никто не станет, даже если в ней упакован наиполезнейший контент. Для проверки CSS также есть бесплатные инструменты. Неплохой сервис - CSS Validator.
  3. Медленная загрузка страниц. Еще один важный показатель, проверяемый при техническом аудите. Важный потому, что на скорость загрузки поисковики обращают пристальное внимание, накладывая фильтры за невысокие показатели. Да и пользователям не нравится, когда сайт долго грузится. Инструмент для проверки скорости загрузки - Google Pagespeed. При проверке стоит ориентироваться на следующие показатели: загрузка десктопной версии страница не должна превышать 3 секунд, мобильной версии - 9. Лучше поделить эти цифры на 2. Если время загрузки больше, у вас 2 пути: перетащить сайт интернет-магазина на более мощный движок, например, платформу InSales, либо снизить вес страниц для более быстрой загрузки. Первый вариант предпочтительнее.
  4. Ошибка в коде самого сайта. По этой причине страницы также могут неправильно отображаться на экране и содержать другие ошибки. Приложение для самостоятельной проверки кода - PR-CY.
  5. Ошибка 404. Здесь все проще, чем в предыдущих случаях. Обычно ошибка высвечивается в браузере, если пользователь переходит на несуществующую страницу. Он может кликнуть по битой ссылке, перейти на ресурс с другого источника, например, соцсети. Проверить сайт на битые ссылки можно в панели вебмастеров “Яндекса” и Google. Если страница действительно была удалена, все ссылки на нее нужно уничтожить. В случае, когда она существует, проверьте линкбилдинг. Возможно, допущены ошибки в самих ссылках. Вообще появление недоступных страниц - нормальное явление, избежать которого возможно далеко не всегда. Лайфхак: сделайте оригинальную страницу 404 Not found. Пусть у пользователя будет возможность выйти в нее на другие разделы сайта.

Оригинальное оформление страницы 404

Оригинальное оформление страницы 404

SEO-аудит сайта интернет-магазина

Краеугольным камнем SEO-оптимизации давно стал качественный, уникальный и интересный контент. Времена, когда достаточно было напичкать текст ключевыми словами и он попадал в топ выдачи, давно прошли. Поисковики научились отличать полезную информацию от оптимизированной под работу поисковых алгоритмов. Для вас это означает одно: SEO-оптимизацию не стоит воспринимать только с технической точки зрения. Вот на что стоит обратить внимание:

  1. Польза материалов и контента для посетителей. Поисковики отслеживают одну простую вещь: страница должна максимально эффективно решать задачу, сформулированную в поисковом запросе. Если это блог - делайте качественные статьи. А интернет-магазин должен продавать. В этом ключе важно подробное описание товаров, хорошие фото в высоком разрешении и так далее.
  2. Уникальность. Не так важна, как несколько лет назад, но все же за заимствованный контент по головке никто не погладит.
  3. Оптимизация метатегов title и description. Они-то как раз могут и должны содержать ключевые слова, но в удобоваримом виде, а не “купить носки в интернет-магазине цена недорого”.
  4. Помечайте описание изображение тегом <alt>. Так будет индексироваться не только текст, но и картинки.
  5. Прокачивайте семантическое ядро. За счет этого можно продвинуть ресурс по большому спектру средне и низкочастотных запросов.
  6. Используйте SSL-сертификат для безопасного соединения.
  7. Займитесь линкбилдингом. Чем больше авторитетных источников ссылается на ваш интернет-магазин, тем выше он в выдаче.
  8. Оптимизируйте URL-адрес. Чем он короче, тем лучше. Нежелательно использовать домены второго и третьего уровней.

SEO-аудит сайта

Составляющие SEO-аудита сайта интернет-магазина

Проверка usability, UX и общего удобства для пользователей

Итак, интернет-магазин - это инструмент покупки товаров и услуг. Он должен работать быстро, быть удобным и понятным. Поиск и заказ не должны представлять собой квест напополам с головоломкой. Все это укладывается в такие понятия, usability и UX. Вот что здесь важно:

  1. Дизайн сайта. Скажите “нет” вырвиглазным кислотным цветам, ломаной геометрии и прочим экспериментам.
  2. При расстановке блоков сайта придерживайтесь правила золотого сечения и правила третей.
  3. До любого раздела сайта пользователь должен доходить за 3-5 кликов.
  4. Меню. Должно состоять из разделов и подразделов. Объедините товары в группы по схожим признакам, а не делайте сквозной каталог.
  5. Используйте поиск по сайту и систему фильтров.
  6. Шрифты - максимально крупные, на контрастном фоне.
  7. Кнопки целевого действия - красного цвета. Тренд последних лет - не напрягать человека продажами в лоб. “Купить” - плохо, “отложить в корзину” - лучше.
  8. Не перегружайте меню избытком пунктов. Поиск товара, оплата, доставка, техподдержка - большего не нужно. Зачем вам определение геолокации и выбор региона если это вообще ни на что не влияет?

Правило третей

Правило третей

Формула золотого сечения

Формула золотого сечения

Аудит контента интернет-магазина

Часть этого вопроса была рассмотрена в разделах выше. Добавим еще:

  1. Контент должен быть актуальным. Хуже нет, если вы сменили номера телефонов и адрес, а на сайте висит устаревшая информация. Хотя нет, есть кое-что и похуже. Это неактуальный ассортимент. На сайте позиция висит, заказать можно, а потом оказывается, что товара нет и не предвидится.
  2. Фото, видео, инфографики и другие визуальные материала должны быть максимально высокого качества.
  3. Если ведете блог, регулярно обновляйте статьи. Если у вас в 2019 висит статья “Рейтинг лучших смартфонов 2010” - это плохо.
  4. Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Их наличие серьезно подрывает трастовость ресурса. Что это за магазин такой, если в описании товаров “жи-ши” написано с буквой “ы”. Кстати, помимо снижения лояльности ошибки отражаются на SEO-показателях.
  5. Подача материала. Лучше говорить с аудиторией на ее языке. Продаете промышленные лазеры и ваша ЦА - сплошь генеральные директора и президенты компаний? Лучше общаться в деловом и официальном тоне. Владеете интернет-магазином одежды для подростков - допустимы вольности и жаргонизмы.

Аудит маркетинговой составляющей

Проще говоря, интернет-магазин должен продавать, в этом его прямая задача. Как для вас, так и для покупателя. Вот за счет чего это достигается:

  1. Продающие тексты. Описание товаров, подробности скидок и акций должны мотивировать посетителя к покупке. Используйте приемы написания продающих текстов или воспользуйтесь услугами опытного копирайтера.
  2. Используйте воронку продаж для превращения посетителей в постоянных клиентов. Для создания и настройки воронки можно обратиться в агентство.
  3. Применяйте максимально широкий арсенал маркетинговых инструментов: проводите скидки, акции, дарите промокоды.
  4. Мотивируйте посетителей зарегистрироваться и подписаться на рассылку.
  5. Используйте методики Up-sell (продажа более дорогих товаров) и Cross-sell (продажа дополнительных товаров). Таким образом можно серьезно увеличить средний чек покупки.
  6. Дайте клиентам возможность купить товар без регистрации. А если уж без нее никак, сделайте процедуру как можно проще. Никакой капчи и избытка данных для создания аккаунта. Адреса электронной почты вполне хватит.

Сравнение методик Up-sell и Cross-sell

Сравнение методик Up-sell и Cross-sell

Аудит провели, недочеты устранили. Что дальше

А/В-тестирование, вот что. Допустим, вы решили поменять кнопки целевого действия. Не стоит сразу внедрять один вариант. Сделайте парочку и посмотрите, какая из них имеет большую конверсию. Для этого нужно сделать несколько тысяч показов всех вариантов и отследить метрики.

Это касается всех значимых модулей сайта. Сказать наперед, какое оформление будет работать лучше, возможно не всегда. Для определения оптимального и проводится А/В-тестирование. Подробно мы писали об этом в этой статье.

Как видите, провести самостоятельный аудит под силу каждому. Это даст возможность значительно улучшить показатели сайта интернет-магазина, повысить продажи и прибыль. А если не уверены в собственных силах или банально некогда, есть масса агентств, которые сделают работу за вас, причем с гарантией результата. Как поступить - решать вам. Хороших продаж!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Как определить код товара для внешнеторговых операций: назначение, виды, порядок присвоения

09.04.2024
Чтобы упростить процесс международной торговли и сделать его точнее, был создан специальный товарный классификатор. О том, что это такое, для...

От идеи до результата: как организовать промоакцию

09.04.2024
Сегодня выделить свой товар или услугу среди других становится настоящим вызовом. Постоянно растущая конкуренция требует новых подходов и инструментов. Один...

Запуск email-маркетинга интернет-магазина: стратегия

04.04.2024
Email-маркетинг — эффективный инструмент увеличения продаж интернет-магазина. Он повышает конверсию в первую покупку, уменьшает количество брошенных корзин, возвращает и удерживает...

На что нужно обращать внимание, выбирая фулфилмент для торговли на маркетплейсах по схеме FBS?

04.04.2024
По разным оценкам, доля продаж на маркетплейсах по системе FBS (Fulfillment by Seller, продажа со склада продавца) составляет 40–60%. Появление...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie