В e-commerce активно приходят новички и бывалые предприниматели из офлайн. И перед ними стоит выбор: открыть свой интернет-магазин или продавать на готовой торговой платформе – маркетплейсе. Давайте разберемся, какое решение будет более выгодным.
Начнем с отличий и особенностей работы на каждой площадке, а потом сделаем выводы.
Плюсы, минусы и особенности маркетплейсов
Маркетплейс – крупная узнаваемая онлайн-платформа, на которой представлено множество торговых предложений от разных продавцов. Она принимает большой поток трафика и является неплохим стартом для запуска собственного онлайн-бизнеса.
На платформе покупатели могут сразу же приобрести все, что им необходимо. Также можно сравнить цены ритейлеров на аналогичные товары и выбрать самый выгодный вариант. Таким образом, экономится не только время, но и деньги. А это явный плюс для потребителя.
Кому подходят маркетплейсы:
- дропшипперам, выполняющим роль посредника между покупателем и производителем продукции;
- бизнесменам, которым необходимо быстро реализовывать крупные партии товара;
- предпринимателям, которые хотят протестировать спрос на определенные категории продуктов в интернете;
- небольшим малоизвестным брендам.
Сейчас во всем мире через маркетплейсы совершается не менее 50% от общего числа онлайн-покупок. И тенденция продолжает расти. Наиболее популярными площадками в России являются Ozon, Wildberries, Lamoda, «Яндекс.Маркет», «СДЭК.Маркет».
Для начала сотрудничества с платформой не нужно разбираться в специфике e-commerce и вкладывать большие деньги. Достаточно выбрать подходящий вариант, заключить договор, подготовить товар к продаже согласно установленным правилам и выгрузить на сайт с описанием. Остальные задачи берут на себя сотрудники маркетплейса.
Услуги торговых площадок оплачиваются по фиксированной цене за просмотры продуктов или в виде комиссионных процентов за каждую закрытую сделку.
Преимущества торговли на маркетплейсах:
- Широкий охват аудитории. Продавцы получают прямой доступ к огромной аудитории платформы, могут масштабировать продажи за пределами страны.
- Низкий порог входа. Вкладывать средства в разработку сайта, рекламу, привлечение первых покупателей не придется. Чтобы начать продавать, достаточно выполнить условия по размещению товара.
- Готовый набор инструментов для развития бизнеса. Маркетинговые активности, сбор аналитики, call-центр, прием платежей, логистика и прочие необходимые инструменты уже реализованы на площадке. Также налажены технические процессы для обеспечения продаж.
- Доверие покупателей. За счет глобальных маркетинговых кампаний маркетплейсы быстро завоевывают лояльность покупателей, которую получают и все продавцы, работающие на площадке.
- Гарантия безопасности. Все данные о товарах и магазине хранятся на стопроцентно защищенных серверах, предусмотрена опция регулярного резервного копирования.
Краткая стратегия маркетплейса
Ключевое преимущество платформ – доступное качественное продвижение. Сотрудничая с ними, предприниматели передают бизнес в руки квалифицированных специалистов в контекстной рекламе, SEO, email-маркетинге и прочих областях. В случае с собственным интернет-магазином нужно серьезно потратиться на толковых профессионалов.
Но есть в продажах на маркетплейсах и определенные минусы:
- продавцов ставят в довольно жесткие единые рамки, за нарушение которых магазин удаляется с платформы;
- приходится соблюдать строгие правила в отношении контента, упаковки товара, обслуживания;
- на большинстве площадок очень высокая конкуренция;
- предприниматели не могут применять собственные маркетинговые стратегии и стимулировать повторные покупки;
- нужно согласовывать акции, специальные условия, цены;
- мало возможностей относительно коммуникации с клиентами, нет прямых продаж;
- идентичный для всех функционал, дизайн страниц.
Позиции и частота показов продукта на маркетплейсе зависят от рейтинга продавца, который формируется на базе специальных алгоритмов. Для продвижения магазина маркетологи платформы предлагают различные скидки и акции, могут настраивать дополнительные платные показы. Отдельно можно докупить место на бренд-зонах и баннерах.
Главный инструмент продвижения на маркетплейсе – отзывы. Их собирают естественным способом после каждого заказа или задействуют дополнительную мотивацию для покупателей. У продавцов с отзывами на все товарные позиции продажи обычно возрастают как минимум на 20-30%.
Выбирая площадку для продаж, нужно обращать внимание на условия сотрудничества. В первую очередь важно уточнить размер комиссии (может составлять от 10 до 70% от каждой продажи) и частоту выплат (лучше, чтобы деньги перечисляли на следующий рабочий день, а не раз в месяц).
Также следует узнать, какие способы оплаты и доставки предлагает маркетплейс, занимается ли возвратами. Желательно выбирать ту платформу, на которой представлены нужные категории продукции, предъявляются выполнимые требования к продавцу, предусмотрен удобный порядок выгрузки товаров.
Некоторые ограничения могут стать серьезным препятствием для бизнеса. К примеру, маркетплейс сотрудничает исключительно с ИП и организациями, размещает товары только зарегистрированных торговых марок или же исключительно предложения со сниженной акционной ценой. Все это нужно узнавать сразу.
Плюсы, минусы и особенности интернет-магазинов
Интернет-магазин – отдельный сайт с собственной онлайн-витриной, на которой представлены товары из определенной ниши. Он дает много перспектив для роста без каких-либо сдерживающих ограничений. В то же время, это дополнительная ответственность, временные, трудовые и финансовые издержки.
Для запуска и развития своего магазина нужно:
- найти разработчика и дизайнера или воспользоваться платными услугами конструкторов сайтов;
- зарегистрировать ИП или ООО в налоговой;
- заключить договора на поставку нужных товаров с партнерами;
- настроить удобные способы оплаты и доставки;
- продумать маркетинговую стратегию;
- запустить рекламные кампании в разных каналах;
- вести потоварный учет;
- постоянно коммуницировать с клиентами, работать над привлечением целевого трафика и многое другое.
Сравнение ИП и ООО
То есть, предпринимателю предстоит выполнить целый комплекс довольно трудоемких и кропотливых задач. Однако это стоит того, поскольку собственный магазин дает множество преимуществ:
- Популяризация индивидуального бренда. Свой магазин и рекламу для него можно оформить в фирменном стиле, используя элементы айдентики – логотипы, шрифты, цвета. Они формируют в глазах покупателя определенный образ, вызывают устойчивые ассоциации. За счет этого компанию начинают узнавать на рынке.
- Получение повторных продаж. Повторные заказы от постоянных покупателей помогают существенно снизить расходы на привлечение новых клиентов. В отличие от маркетплейсов, в онлайн-магазине можно применять различные инструменты, которые позволят удерживать клиентов и сформировать лояльную клиентскую базу. Это всевозможные скидки, акции, персонализированный контент в рассылках, программы лояльности.
- Разнообразные форматы контента. На своем сайте нет никаких ограничений в плане подачи информации. Можно публиковать ее в той форме и в том объеме, который предприниматель сам посчитает нужным: разрабатывать уникальную структуру каталога, фильтры, контролировать обратную связь. Также есть возможность подстраивать контент под запросы целевой аудитории после предварительного анализа. Это будет способствовать росту конверсионных показателей и закреплению положительной репутации бренда.
- Установка собственной ценовой политики. Чтобы получать продажи на маркетплейсах, продавцам часто приходится демпинговать. Это происходит из-за жесткой конкуренции. На таких площадках покупатели сравнивают стоимость продукции и выбирают продавца с самыми низкими ценниками. У себя в магазине можно устанавливать адекватные цены и самостоятельно их регулировать. Основной аргумент более высокой стоимости – качественный сервис.
- Повышение средних чеков. В онлайн-магазине покупатели с большой вероятностью приобретают сразу несколько товаров одновременно, тем самым увеличивая средний чек.
- Широкие возможности по аналитике. Владельцы интернет-магазинов самостоятельно выбирают каналы для продвижения, а затем могут детально анализировать их результативность и отключать неэффективные. С помощью специализированных сервисов можно собирать важные данные относительно продаж, трафика, поведения посетителей и точечно улучшать сайт.
- Оригинальный дизайн и весь необходимый функционал. Магазин на маркетплейсе имеет строго ограниченный набор функций и стандартный однотипный дизайн. На своем сайте можно управлять вниманием посетителей посредством красивого и грамотного визуала, демонстрировать продукцию в наиболее выгодных ракурсах. Еще один плюс – возможность добавления новых опций и доработки существующих.
- Автоматизация бизнес-процессов. К магазину можно подключать CRM, бухгалтерский софт, сервисы рассылки, товароучетные системы, которые помогут оптимизировать основные процессы.
- Защита от монополии. Сейчас маркетплейсы стремятся монополизировать рынок, что может привести к еще большему ожесточению условий для продавцов. В интернет-магазине устанавливаются свои правила. Предприниматель полностью контролирует бизнес, снижая риск его потери по причине невыполнимых требований сторонней площадки.
Для развития собственного бизнеса необходимо постоянно инвестировать финансы и время в продвижение, создание и улучшение контента. Начинающим онлайн-ритейлерам приходится выделять весомый бюджет, нанимать дополнительных специалистов, самостоятельно налаживать клиентскую поддержку.
Все внедряемые в сайт инструменты нужно настраивать с нуля. Это касается доставки, платежных систем, маркетинга, аналитики и прочего. Но несмотря на недостатки, вложения того стоят. Особенно, если смотреть с точки зрения перспектив на стабильную долгосрочную прибыль.
Выводы
В целом, оба формата продаж довольно привлекательны. Они выполняют разные функции, им свойственны разные плюсы и минусы. Какой из них выбрать, зависит от ваших целей.
Маркетплейс – эффективный канал продаж с налаженным потоком трафика и готовыми к применению инструментами. Это гипермаркет с внушительным товарным ассортиментом. Для начала работы в нем не нужно серьезно вкладываться.
Достаточно выполнить ряд требований, заключить договор и выгрузить товар. Это отличный вариант для тех, кто ограничен в плане бюджета и времени, хочет быстро стартовать или выйти на новую аудиторию.
Интернет-магазин – расширенные перспективы, возможность создавать индивидуальный стиль и повышать его узнаваемость на рынке. С ростом бизнеса можно расширять функциональность сайта, вносить необходимые изменения и доработки, подключать разные каналы продаж, включая маркетплейсы и прайс-агрегаторы.
Если вы планируете развивать индивидуальный бренд и постепенно масштабировать бизнес, свой онлайн-магазин – то, что нужно. Начальные расходы на запуск сайта сократятся при условии выбора хорошей платформы. Например, выгодные тарифные планы со всеми необходимыми рабочими инструментами предлагает InSales.
Однако есть и третий оптимальный вариант. Он считается наиболее прибыльным, безопасным, стабильным. Это сочетание двух каналов продаж, независимых друг от друга. То есть, вы создаете интернет-магазин, активно продвигаете его и параллельно выгружаете товары на популярные маркетплейсы. Преимущества такого варианта – максимальное расширение охвата аудитории, постоянный приток новых клиентов и планомерное увеличение продаж в долгосрочной перспективе.