Как принять трудное решение: 9 проверенных способов

Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - счастье обретешь… В жизни любого предпринимателя наступает момент трудного выбора. Что делать, если не знаешь, какое решение принять и какой вариант выбрать? Мы подскажем несколько проверенных способов.

Мы уже писали, как преодолевать стрессовые ситуации. Трудный выбор - это тоже стресс. И если в сложных ситуациях хотя бы понятно, что делать (выписали штраф - сделайте вывод и впредь работайте без нарушений, сотрудники плохо работают - замотивируйте их или найдите новых, и так далее), здесь мы находимся в подвешенном состоянии, состоянии неопределенности и не знаем, как поступить. А это хуже всего.

Ситуации, когда требуется сделать выбор

  1. Увольнять сотрудника или дать последний шанс? Допустим, есть у вас продавец, который постоянно допускает непростительные ошибки. Мотивировать его бесполезно, он лентяй и просто не хочет работать. Увольнять жалко - человек-то хороший, но и держать более нельзя: то клиентам нахамит, то сделку сорвет. А вы теряете прибыль и клиентов.
  2. Расширять ассортимент или оставить все как есть? Конкуренты уже закупили новый на рынке товар, а вы все сомневаетесь. А вдруг не пойдет? А вдруг не прокатит? Если спроса не будет, вы останетесь с носом и с нераспроданной партией товаров.
  3. Взять кредит на расширение бизнеса или не стоит? С одной стороны, хочется открыть новый филиал, набрать новых сотрудников и развернуться во всю мощь. С другой - страшно, что дело не пойдет, а кредит отдавать придется.

И так далее, и тому подобное. Любой бизнесмен через это проходил, справитесь и вы. А мы поможем разобраться в себе и найти верное решение.

Итак, как принимать трудные решения:

1. Включите голову

Вам плохо, одиноко, не с кем посоветоваться и вы чувствуете, что можете наделать глупостей? Эмоции - это хорошо, но в ситуации сложного выбора они только мешают. Импульсивные необдуманные поступки чреваты серьезными последствиями. Значит, нужно временно “отключить” сердце и думать головой. Холодной головой. Для этого нужно в первую очередь успокоиться. Выпить расслабляющий чай с ромашкой, принять ванну, обучиться правильной технике дыхания (сделайте десять глубоких медленных вдохов - сразу почувствуете, что спазм в груди отпускает и становится легче).

дыхательные упражнения

2. Найдите больше информации

В условиях ограниченной информации мы начинаем паниковать. Допустим, решили вы взять кредит и терзаетесь сомнениями, сможете ли отдать его. Зачем зря мучиться - зайдите на сайт банка, позвоните консультанту, запишитесь на личный прием и узнайте всю необходимую информацию. Годовые проценты, ставки рефинансирования, возможность реструктуризации долга - все, что может вам понадобиться.

Далее. Вот вы сомневаетесь, понравится ли клиентам новый товар в ассортименте. Проведите опрос и спросите их прямо! Почитайте отзывы на сайтах-отзовиках - те, кто уже приобрел этот товар, честно пишут о его достоинствах и недостатках. Вы сразу поймете, где слабые места и как это компенсировать, Например, сделать скидку или начать распродажу.

3. Рассматривайте все варианты

Даже те, которые вы и не принимали в расчет. Помните, мы писали о том, как нужно проводить мозговой штурм и другие мероприятия по сплочению команды? Принцип таков: нужно рассматривать все варианты, которые придут в голову, даже самые незначительные. Возможно, именно они потом и пригодятся при принятии решения.

Так и здесь. Кто сказал, что у вашей проблемы только два пути решения? Мир не делится на черное и белое, есть еще 50 оттенков серого, как вы помните. Поэтому постарайтесь взглянуть на ситуацию шире.

Как это выполнить? Не обязательно рубить с плеча: увольнять сотрудника с выговором или оставлять его, невзирая на все косяки. Используйте компромисс: для начала примените штрафные санкции, поговорите, поднимите зарплату, в конце концов. Расширяйте ассортимент постепенно, вводите несколько пробных позиций, а потом по реакции покупателей сами поймете, продолжать это дело или нет. Да и кредит можно взять не сразу многомиллионный, а начать с небольшого. Если все пройдет удачно - замахнитесь на более крупную сумму. Да и не обязательно его брать: найдите инвестора, привлеките удачливого партнера - вариантов много.

решение проблем

4. Исключите все варианты

Совершенно противоположный способ: исключайте все возможные варианты, пока не останется один - он-то и будет самым верным. Не думайте, что мы сами себе противоречим: просто для каждого человека могут сработать разные способы. А иногда надо попробовать их все, чтобы точно не ошибиться с выбором.

Итак, исключаем варианты. Представим, что вы выбираете поставщика. Старый заломил цены, начались перебои с доставками, а нового искать как-то боязно: вдруг окажется еще хуже? А теперь представьте, звезды сложились так, что остаться с прежним поставщиком вам просто невозможно. Ну мало ли: обанкротился, закрыл бизнес, уехал в другую страну, перешел к конкурентам, а те велели строго-настрого не снабжать вас товарами. Неважно, что случилось: работать с вами он не будет. Что бы вы сделали в этом случае? Наверняка огорчились бы, но начали искать нового: работать-то надо! И нашли бы, и сработались. Вот и спросите себя: зачем я цепляюсь за лошадь, которая сдохла? Ее уже не оживить, не уговорить, не заставить подняться. Если лошадь сдохла - слезь!

5. Проведите SWOT-анализ

Это отличный способ разложить ситуацию по полочкам и принять верное решение. Мы уже писали, как проводить SWOT-анализ. Возьмите ручку и листок бумаги, напишите в четыре столбика сильные и слабые стороны, а также возможности и риски вашего решения.

Рассмотрим подробнее конкретное решение: увольнять сотрудника или оставить. Допустим, вы выбираете увольнение. Какова сильная сторона этого поступка? Вы избавитесь от балласта, который тянет вашу команду на дно, лишает клиентов и прибыли. Каковы минусы такого решения? Вы останетесь без сотрудника - пусть плохонького, но своего. Далее перейдем к возможностями, которые открываются перед вами. Вы сможете нанять человека, который будет лучше справляться со своими обязанностями. А какие мы имеем риски? Вероятно, вы наживете себе врага: вряд ли человек будет рад увольнению. Некоторые распространяют гадкие слухи о бывшем работодателе, пишут отзывы во всякие “черные списки”. А теперь взвесьте все за и против и подумайте, что вы получите в итоге: больше потеряете или больше приобретете.

А может быть, вы решили оставить непутевого члена коллектива? Сильная сторона - вы проявите себя как мудрый руководитель, который не разбрасывается сотрудниками. Слабая - вы опять же получите балласт и будете наступать на те же грабли, если человек не изменится. Возможности у вас есть: мотивируйте сотрудника, проведите обучение, чтобы лучше работал. Но и без риска никуда: возможно, все ваши действия - не в коня корм, и все останется по-прежнему.

таблица SWOT-анализа

Есть более простой вариант SWOT-анализа: метод плюсов и минусов. Опять берете лист бумаги, только делите его на два столбика. В первом будут плюсы вашего решения, во втором - минусы. Какой столбец будет больше - тот и выбирайте.

Оба эти способа очень полезны. Психологи не зря советуют составлять списки: это помогает упорядочить информацию в голове, успокаивает и позволяет наглядно увидеть соотношение плюсов и минусов. Только объективность - и никаких эмоций.

6. Используйте метод “Если - то…”

Этот метод тоже построен исключительно на логике и исключает принятие импульсивных решений и бесплодных раздумий. Представьте вашу ситуацию и смоделируйте все варианты, которые возможны. Например, “если я расширю ассортимент, то… (получу новых клиентов, охвачу еще один пласт целевой аудитории). На этом не останавливайтесь, продолжайте. Если я получу новых клиентов, то смогу увеличить прибыль. Если прибыль увеличится - смогу расшириться и масштабировать интернет-магазин. Если масштабирую - выйду на другие регионы, увеличу штат сотрудников и буду богаче. Если буду богаче, вложу деньги в прибыльный проект, куплю недвижимость, перевезу семью в виллу на море… И так до бесконечности.

Этим способом вы убиваете двух зайцев: ставите все новые и новые цели и убираете неопределенность. Вы будете действовать в рамках условных границ, которые сами же себе и обозначили. А когда есть границы - решение принимается легче, и вы чувствуете себя спокойнее. Все под контролем!

что будет если

7. Правило 10/10/10

И снова конкретика: без нее никак. Если вам страшно представить, каковы будут последствия принятого вами решения, как оно отразится на вас и вашем бизнесе, используйте метод 10/10/10. Суть его проста: представьте, что вы приняли конкретное решение. Как вы отнесетесь к нему через 10 минут? А через 10 месяцев? А через 10 лет?

Допустим, вы хотите найти партнера, чтобы вместе вести дело. Даже присмотрели кандидатуру, но все равно сомневаетесь: а вдруг обманет, вдруг захапает себе все дело и выживет вас из бизнеса, как лисица бедного зайчика из избушки? Итак, представьте, что вы с ним поговорили и заключили договор. Все, отныне вы работаете вместе, и это уже не изменить. Что вы будете думать об этом через 10 минут? Да ничего не будете - слишком мало времени прошло, чтобы что-то понять. А вот через 10 месяцев уже многое становится ясно. Как партнер ведет дела, честно ли сотрудничает, вносит ли свой вклад в развитие интернет-магазина? Если да, то все в порядке: продолжаем работать. Если нет - это повод задуматься, повлиять на него или вовсе отстранить от дел.

И вот прошло 10 лет. Что могло с вами случиться? Да все что угодно: вы продолжаете работать вместе и подняли бизнес до небывалых высот, четко разделили свои обязанности или вовсе почиваете на лаврах, путешествуя по миру, а нанятые управляющие ведут бизнес как часы? А может, вы давно расплевались с партнером, нашли себе другого или делаете все самостоятельно, не доверяя никому? В любом случае жизнь идет, бизнес крутится, и выбор, сделанный 10 лет назад, особой роли уже не играет. Жизнь продолжается!

правило 10 10 10

8. У вас только 15 минут!

Забудьте про 10 лет - у вас в распоряжении только 15 минут, за которые нужно принять решение. Почему так срочно? Потому что в сложных ситуациях людям свойственно тянуть время, прокрастинировать, планировать, бесконечно взвешивать все за и против. Например, доллар опять скакнул, и вы в растерянности: что делать? Закупать дорогую партию товаров или подождать до лучших времен? А лучшие времена все никак не наступают, время меж тем идет, проблема не решается, а только усугубляется. Но что делать, если вы не знаете решения? Вот не знаете, и все, и предыдущие 7 способов вам не помогли?

В этом случае просто примите как данность, что верного решения нет. Ближайший курс доллара вам никто не подскажет, его можно только спрогнозировать, но в нашей стране может случиться все что угодно. Угадать потребительский спрос тоже сложно - может, товары сметут на ура, а может, останутся равнодушными. И что делать?

Что бы вы ни выбрали - 50 на 50, что это окажется правильным. Просто отпустите ситуацию, дайте себе 15 минут на раздумья и ткните пальцем в небо, примите любое решение. В конце концов, у вас есть целых 50 процентов, что оно окажется верным.

9. Поступайте по совести

Знаем, звучит наивно, и все же: никогда не принимайте решение, которое противоречит вашим принципам и миссии компании, ее корпоративной культуре. Если вы всегда делали упор на качество - не снижайте планку, не закупайте второсортные товары, даже если это решение сулит вам прибыль. Если славитесь отличным сервисом - не держите сотрудника, который не умеет общаться с клиентами. Помните: сиюминутная выгода может обернуться большими проблемами в дальнейшем. Это может быть потеря репутации и утрата доверия клиентов. А это самое страшное, что можно представить.

Если у вас есть свои способы принятия решений - милости просим в комментарии в соцсетях. Расскажите, как вы делаете выбор, приводите примеры из жизни - давайте делиться опытом!

Еще нет своего магазина?
Создайте интернет-магазин на платформе InSales
Всё для продаж уже внутри!
Возможно вам также будет интересно:

Как научиться выступать на публике, если не хочется, а надо

23.10.2018
Зачем вообще владельцу интернет-магазина выступать на мероприятии? Заявить о себе, прокачать о себе, рассказать о своем опыте - мало ли...

Вредные привычки, которые тянут бизнес на дно (и это не сигареты)

22.10.2018
Пьянству - бой, никотин - яд, никто не спорит. Если владелец бизнеса пьет как конь и срывает деловые встречи или...

Как работать с возражениями клиентов: 17 работающих способов

19.10.2018
Мы тут подумали: странно, но такой темы в Университете InSales еще не было. Восполняем пробел и рассказываем: вы узнаете 8...

Как найти партнера, который утопит ваш бизнес: 5 реальных историй

18.10.2018
Одному трудно. Это факт. Рано или поздно любой бизнесмен задумывается, где найти партнера, с которым можно разделить тяготы бизнеса, которому...

Тестирование сотрудников интернет-магазина: обзор эффективных методик

17.10.2018
Срочно сохраните себе нашу памятку! Даже если вы не психолог, сможете найти эти методики и провести тестирование сотрудников. Результаты вас...

Правила клиентского сервиса: как сделать клиенту приятно и проверить своих сотрудников

16.10.2018
У каждого в запасе есть печальная история о том, как клиент остался недоволен обслуживанием и покинул интернет-магазин, да еще и...

Обзор лучших книг по бизнесу за 2018 год

15.10.2018
Вы наверняка читали мировые бестселлеры, биографии великих бизнесменов, истории успеха известных компаний… Издательства каждый год выпускают новые порции отличных книг...

Что такое ремаркетинг для интернет-магазина и как его запустить

11.10.2018
Да, иногда они возвращаются… Посетителей, которые зашли на сайт интернет-магазина и ничего не купили, можно вернуть опять. А уж тех,...

Как подготовить группу интернет-магазина в соцсетях к праздничному ажиотажу

10.10.2018
А вы знаете, что ноябрь и декабрь - пик активности по статистике сообществ во “ВКонтакте”? Впереди международный день скидок, черная...

Начните бесплатно!

Получите все и сразу: поддержку 24х7, адаптивные шаблоны, рекомендации по продвижению

Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С