Как принять трудное решение: 9 проверенных способов

Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - счастье обретешь… В жизни любого предпринимателя наступает момент трудного выбора. Что делать, если не знаешь, какое решение принять и какой вариант выбрать? Мы подскажем несколько проверенных способов.

Мы уже писали, как преодолевать стрессовые ситуации. Трудный выбор - это тоже стресс. И если в сложных ситуациях хотя бы понятно, что делать (выписали штраф - сделайте вывод и впредь работайте без нарушений, сотрудники плохо работают - замотивируйте их или найдите новых, и так далее), здесь мы находимся в подвешенном состоянии, состоянии неопределенности и не знаем, как поступить. А это хуже всего.

Ситуации, когда требуется сделать выбор

  1. Увольнять сотрудника или дать последний шанс? Допустим, есть у вас продавец, который постоянно допускает непростительные ошибки. Мотивировать его бесполезно, он лентяй и просто не хочет работать. Увольнять жалко - человек-то хороший, но и держать более нельзя: то клиентам нахамит, то сделку сорвет. А вы теряете прибыль и клиентов.
  2. Расширять ассортимент или оставить все как есть? Конкуренты уже закупили новый на рынке товар, а вы все сомневаетесь. А вдруг не пойдет? А вдруг не прокатит? Если спроса не будет, вы останетесь с носом и с нераспроданной партией товаров.
  3. Взять кредит на расширение бизнеса или не стоит? С одной стороны, хочется открыть новый филиал, набрать новых сотрудников и развернуться во всю мощь. С другой - страшно, что дело не пойдет, а кредит отдавать придется.

И так далее, и тому подобное. Любой бизнесмен через это проходил, справитесь и вы. А мы поможем разобраться в себе и найти верное решение.

Итак, как принимать трудные решения:

1. Включите голову

Вам плохо, одиноко, не с кем посоветоваться и вы чувствуете, что можете наделать глупостей? Эмоции - это хорошо, но в ситуации сложного выбора они только мешают. Импульсивные необдуманные поступки чреваты серьезными последствиями. Значит, нужно временно “отключить” сердце и думать головой. Холодной головой. Для этого нужно в первую очередь успокоиться. Выпить расслабляющий чай с ромашкой, принять ванну, обучиться правильной технике дыхания (сделайте десять глубоких медленных вдохов - сразу почувствуете, что спазм в груди отпускает и становится легче).

дыхательные упражнения

2. Найдите больше информации

В условиях ограниченной информации мы начинаем паниковать. Допустим, решили вы взять кредит и терзаетесь сомнениями, сможете ли отдать его. Зачем зря мучиться - зайдите на сайт банка, позвоните консультанту, запишитесь на личный прием и узнайте всю необходимую информацию. Годовые проценты, ставки рефинансирования, возможность реструктуризации долга - все, что может вам понадобиться.

Далее. Вот вы сомневаетесь, понравится ли клиентам новый товар в ассортименте. Проведите опрос и спросите их прямо! Почитайте отзывы на сайтах-отзовиках - те, кто уже приобрел этот товар, честно пишут о его достоинствах и недостатках. Вы сразу поймете, где слабые места и как это компенсировать, Например, сделать скидку или начать распродажу.

3. Рассматривайте все варианты

Даже те, которые вы и не принимали в расчет. Помните, мы писали о том, как нужно проводить мозговой штурм и другие мероприятия по сплочению команды? Принцип таков: нужно рассматривать все варианты, которые придут в голову, даже самые незначительные. Возможно, именно они потом и пригодятся при принятии решения.

Так и здесь. Кто сказал, что у вашей проблемы только два пути решения? Мир не делится на черное и белое, есть еще 50 оттенков серого, как вы помните. Поэтому постарайтесь взглянуть на ситуацию шире.

Как это выполнить? Не обязательно рубить с плеча: увольнять сотрудника с выговором или оставлять его, невзирая на все косяки. Используйте компромисс: для начала примените штрафные санкции, поговорите, поднимите зарплату, в конце концов. Расширяйте ассортимент постепенно, вводите несколько пробных позиций, а потом по реакции покупателей сами поймете, продолжать это дело или нет. Да и кредит можно взять не сразу многомиллионный, а начать с небольшого. Если все пройдет удачно - замахнитесь на более крупную сумму. Да и не обязательно его брать: найдите инвестора, привлеките удачливого партнера - вариантов много.

решение проблем

4. Исключите все варианты

Совершенно противоположный способ: исключайте все возможные варианты, пока не останется один - он-то и будет самым верным. Не думайте, что мы сами себе противоречим: просто для каждого человека могут сработать разные способы. А иногда надо попробовать их все, чтобы точно не ошибиться с выбором.

Итак, исключаем варианты. Представим, что вы выбираете поставщика. Старый заломил цены, начались перебои с доставками, а нового искать как-то боязно: вдруг окажется еще хуже? А теперь представьте, звезды сложились так, что остаться с прежним поставщиком вам просто невозможно. Ну мало ли: обанкротился, закрыл бизнес, уехал в другую страну, перешел к конкурентам, а те велели строго-настрого не снабжать вас товарами. Неважно, что случилось: работать с вами он не будет. Что бы вы сделали в этом случае? Наверняка огорчились бы, но начали искать нового: работать-то надо! И нашли бы, и сработались. Вот и спросите себя: зачем я цепляюсь за лошадь, которая сдохла? Ее уже не оживить, не уговорить, не заставить подняться. Если лошадь сдохла - слезь!

5. Проведите SWOT-анализ

Это отличный способ разложить ситуацию по полочкам и принять верное решение. Мы уже писали, как проводить SWOT-анализ. Возьмите ручку и листок бумаги, напишите в четыре столбика сильные и слабые стороны, а также возможности и риски вашего решения.

Рассмотрим подробнее конкретное решение: увольнять сотрудника или оставить. Допустим, вы выбираете увольнение. Какова сильная сторона этого поступка? Вы избавитесь от балласта, который тянет вашу команду на дно, лишает клиентов и прибыли. Каковы минусы такого решения? Вы останетесь без сотрудника - пусть плохонького, но своего. Далее перейдем к возможностями, которые открываются перед вами. Вы сможете нанять человека, который будет лучше справляться со своими обязанностями. А какие мы имеем риски? Вероятно, вы наживете себе врага: вряд ли человек будет рад увольнению. Некоторые распространяют гадкие слухи о бывшем работодателе, пишут отзывы во всякие “черные списки”. А теперь взвесьте все за и против и подумайте, что вы получите в итоге: больше потеряете или больше приобретете.

А может быть, вы решили оставить непутевого члена коллектива? Сильная сторона - вы проявите себя как мудрый руководитель, который не разбрасывается сотрудниками. Слабая - вы опять же получите балласт и будете наступать на те же грабли, если человек не изменится. Возможности у вас есть: мотивируйте сотрудника, проведите обучение, чтобы лучше работал. Но и без риска никуда: возможно, все ваши действия - не в коня корм, и все останется по-прежнему.

таблица SWOT-анализа

Есть более простой вариант SWOT-анализа: метод плюсов и минусов. Опять берете лист бумаги, только делите его на два столбика. В первом будут плюсы вашего решения, во втором - минусы. Какой столбец будет больше - тот и выбирайте.

Оба эти способа очень полезны. Психологи не зря советуют составлять списки: это помогает упорядочить информацию в голове, успокаивает и позволяет наглядно увидеть соотношение плюсов и минусов. Только объективность - и никаких эмоций.

6. Используйте метод “Если - то…”

Этот метод тоже построен исключительно на логике и исключает принятие импульсивных решений и бесплодных раздумий. Представьте вашу ситуацию и смоделируйте все варианты, которые возможны. Например, “если я расширю ассортимент, то… (получу новых клиентов, охвачу еще один пласт целевой аудитории). На этом не останавливайтесь, продолжайте. Если я получу новых клиентов, то смогу увеличить прибыль. Если прибыль увеличится - смогу расшириться и масштабировать интернет-магазин. Если масштабирую - выйду на другие регионы, увеличу штат сотрудников и буду богаче. Если буду богаче, вложу деньги в прибыльный проект, куплю недвижимость, перевезу семью в виллу на море… И так до бесконечности.

Этим способом вы убиваете двух зайцев: ставите все новые и новые цели и убираете неопределенность. Вы будете действовать в рамках условных границ, которые сами же себе и обозначили. А когда есть границы - решение принимается легче, и вы чувствуете себя спокойнее. Все под контролем!

что будет если

7. Правило 10/10/10

И снова конкретика: без нее никак. Если вам страшно представить, каковы будут последствия принятого вами решения, как оно отразится на вас и вашем бизнесе, используйте метод 10/10/10. Суть его проста: представьте, что вы приняли конкретное решение. Как вы отнесетесь к нему через 10 минут? А через 10 месяцев? А через 10 лет?

Допустим, вы хотите найти партнера, чтобы вместе вести дело. Даже присмотрели кандидатуру, но все равно сомневаетесь: а вдруг обманет, вдруг захапает себе все дело и выживет вас из бизнеса, как лисица бедного зайчика из избушки? Итак, представьте, что вы с ним поговорили и заключили договор. Все, отныне вы работаете вместе, и это уже не изменить. Что вы будете думать об этом через 10 минут? Да ничего не будете - слишком мало времени прошло, чтобы что-то понять. А вот через 10 месяцев уже многое становится ясно. Как партнер ведет дела, честно ли сотрудничает, вносит ли свой вклад в развитие интернет-магазина? Если да, то все в порядке: продолжаем работать. Если нет - это повод задуматься, повлиять на него или вовсе отстранить от дел.

И вот прошло 10 лет. Что могло с вами случиться? Да все что угодно: вы продолжаете работать вместе и подняли бизнес до небывалых высот, четко разделили свои обязанности или вовсе почиваете на лаврах, путешествуя по миру, а нанятые управляющие ведут бизнес как часы? А может, вы давно расплевались с партнером, нашли себе другого или делаете все самостоятельно, не доверяя никому? В любом случае жизнь идет, бизнес крутится, и выбор, сделанный 10 лет назад, особой роли уже не играет. Жизнь продолжается!

правило 10 10 10

8. У вас только 15 минут!

Забудьте про 10 лет - у вас в распоряжении только 15 минут, за которые нужно принять решение. Почему так срочно? Потому что в сложных ситуациях людям свойственно тянуть время, прокрастинировать, планировать, бесконечно взвешивать все за и против. Например, доллар опять скакнул, и вы в растерянности: что делать? Закупать дорогую партию товаров или подождать до лучших времен? А лучшие времена все никак не наступают, время меж тем идет, проблема не решается, а только усугубляется. Но что делать, если вы не знаете решения? Вот не знаете, и все, и предыдущие 7 способов вам не помогли?

В этом случае просто примите как данность, что верного решения нет. Ближайший курс доллара вам никто не подскажет, его можно только спрогнозировать, но в нашей стране может случиться все что угодно. Угадать потребительский спрос тоже сложно - может, товары сметут на ура, а может, останутся равнодушными. И что делать?

Что бы вы ни выбрали - 50 на 50, что это окажется правильным. Просто отпустите ситуацию, дайте себе 15 минут на раздумья и ткните пальцем в небо, примите любое решение. В конце концов, у вас есть целых 50 процентов, что оно окажется верным.

9. Поступайте по совести

Знаем, звучит наивно, и все же: никогда не принимайте решение, которое противоречит вашим принципам и миссии компании, ее корпоративной культуре. Если вы всегда делали упор на качество - не снижайте планку, не закупайте второсортные товары, даже если это решение сулит вам прибыль. Если славитесь отличным сервисом - не держите сотрудника, который не умеет общаться с клиентами. Помните: сиюминутная выгода может обернуться большими проблемами в дальнейшем. Это может быть потеря репутации и утрата доверия клиентов. А это самое страшное, что можно представить.

Если у вас есть свои способы принятия решений - милости просим в комментарии в соцсетях. Расскажите, как вы делаете выбор, приводите примеры из жизни - давайте делиться опытом!

Подписывайтесь
на Telegram-канал
«О чём говорят селлеры»
Подписаться на канал
Создайте интернет-магазин
на платформе inSales за 1 день
Первые 14 дней бесплатно. Без ввода платёжных данных.
Возможно вам также будет интересно:

Какие товары продавать на Ozon в 2024 году

24.04.2024
За последние годы онлайн-торговля стала неотъемлемой частью нашей жизни. Количество маркетплейсов и продавцов на них ежедневно только растёт. Один из...

Что значит выплаты приостановлены на Wildberries и как решить проблему

24.04.2024
Ежедневно растёт число продавцов, реализующих свои товары на маркетплейсах. При этом не все онлайн-платформы обеспечивают своевременные и честные выплаты продавцам....

Как раскрутить Youtube канал: советы по продвижению

23.04.2024
YouTube уже давно перестал быть просто развлечением для пользователей. Люди ищут информацию, в том числе о товарах и услугах. Поэтому...

Что такое автообзвон клиентов и как его настроить

23.04.2024
Время — самый ценный ресурс. Поэтому любая компания стремится автоматизировать рутинные процессы. Например, звонки потенциальным клиентам. Общение с живым оператором,...
Мы подготовили полезные материалы по запуску продаж
на маркетплейсах и в интернет-магазине
Пошаговая инструкция:
Как открыть интернет-
магазин
Скачать бесплатно
Практическое
руководство по выходу
на Wildberries
Скачать бесплатно
Подробный гайд
по запуску продаж
на Ozon
Скачать бесплатно
Создайте интернет-магазин за 1 день
Все для продаж уже внутри
Готовые шаблоны дизайна ・ Надежный хостинг ・ Помощь в продвижении ・ Поддержка 24×7 ・ Интеграции оплаты, доставки и 1С ・ 14 дней бесплатно
Продолжая пользоваться сайтом,
вы соглашаетесь с использованием cookie