С расширением ассортимента интернет-магазина и ростом количества заказов, непременно возникает проблема – для хранения товаров и комплектации необходим склад и дополнительные сотрудники. Выхода в этой ситуации может быть два – арендовать помещение или отдать склад на аутсорс.
Такая услуга в e-commerce называется фулфилмент. Компании, оказывающие подобные услуги, выполняют такие операции, как:
Нужен ли фулфилмент интернет-магазину?
У интернет-магазина есть два пути развития – делать вложения в собственный склад или пользоваться услугами фулфилмента. Первый вариант выгоден уже состоявшимся компаниям, для которых выделить из бюджета средства на аренду склада и оплату сотрудников не проблематично.
Второй вариант будет выгоден только начинающим работу или развивающимся магазинам, а так же владельцам интернет-магазинов, у которых нет времени принимать личное участие во всех этих процессах. Следить за работой фулфилмент-компании можно удаленно, например, через личный кабинет, принимая участие только в организационных вопросах. При этом для многих, даже крупных интернет-магазинов, выгоднее работать именно по такой схеме.
Схема работы фулфилмент-компании
Набор предоставляемых услуг у каждой компании может меняться, но в целом, общий принцип работы сохраняется.
Ответственное хранение товаров
Товары на складе обычно хранятся на паллетах и, в зависимости от их количества, с владельца интернет-магазина взимается плата за каждое паллетоместо. Склад может быть отапливаемым или нет, поэтому если товары имеют температурный режим хранения, этот вопрос необходимо обязательно уточнять заранее.
Если товар ценный, то некоторые компании могут предоставить отдельные помещения с ограниченным доступом, но за эту услугу придется доплатить.
Услуги хранения подходят для интернет-магазинов, торгующих штучной продукцией, не требующей расфасовки. Растения и скоропортящиеся продукты отдать на хранение не получится.
Прием товаров у поставщика
Прием товаров осуществляется сотрудниками склада, которые сверяют количество позиций в накладных и привезенных по факту и приходуют их на склад. Если склад оборудован POS-системами, то это значительно облегчает работу – сотрудники склада сразу же распечатывают этикетки и производят штрихкодирование.
Комплектация заказов
Комплектация – довольно сложная услуга, особенно, если позиций в заказе несколько. Плата обычно взимается за каждую единицу товара, сформированного в заказ. Опять же, при наличии системы штрихкодирования, количество ошибок минимизируется.
По согласованию с интернет-магазином, заказы могут упаковываться в фирменные коробки или упаковочную пленку. Если товар технически сложный и требует проверки и заполнения гарантийного талона, то эта услуга так же может быть оказана за дополнительную плату.
Доставка и самовывоз
Обычно компании, оказывающие фулфилмент-услуги, самостоятельно доставляют заказы. Но если по каким-либо причинам интернет-магазин не хочет пользоваться данной услугой, то товар просто может быть выдан сторонней курьерской службе уже скомплектованным для доставки.
Самовывоз может осуществляться прямо со склада, что очень удобно – при наличии возможности, можно организовать срочный самовывоз, а товар всегда будет в наличии. Это достаточно весомое конкурентное преимущество.
Многие фулфилмент-компании сотрудничают со службами доставки, такими как Почта России, СДЕК, Деловые линии и др., и могут по своему договору (с низкими тарифами) передавать заказы. Это выгодно для небольших интернет-магазинов, так как стоимость отправки для них будет значительно ниже, чем отправка своими силами.
Прием денежных средств
Как и любая транспортная компания, фулфилмент-компании принимают денежные средства, выступая на правах агента. Затем выручка за минусом суммы оказанных услуг перечисляется на р/с интернет-магазина. Обычно это происходит по графику – например, раз в неделю.
Плюсы и минусы фулфилмент-компаний
Решив отдать склад и доставку на фулфилмент, необходимо проанализировать все плюсы и минусы, применительно к своему интернет-магазину.
Плюсы:
Минусы:
Риски
Как и в любом бизнесе, существуют определенные риски сотрудничества с фулфилмент-компанией. Основной риск – это внезапное закрытие или банкротство компании. В этом случае можно остаться и без денежных средств, и без товара. Чтобы этого избежать, необходимо:
- Оговаривать с компанией как можно более частое перечисление выручки.
- При даже минимальных задержках переводов связываться с руководством компании.
- Регулярно отслеживать темы данной компании на профильных форума.
- В случае возникновения проблем забрать товар со склада.